Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, контрольная работа

Описание

Цель работы – выявление механизмов решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
- раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1.ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….4
1.1. Понятие безработицы, причины и ее последствия……………………..4
1.2. Формы безработицы………………………………………………………..6
2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЙ …………………………………………………………………………...14
2.1. Анализ занятости и безработицы в России…………………………….14
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...25

Работа состоит из  1 файл

проблемы безработицы и гос.регулирование занятости в РФ.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)
  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

     Цель  государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы4.

     Достижение  высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.3). 

Рис.3.  Направления государственной политики занятости

     Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

     Особую  роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

     Государственное регулирование рынка труда ведется  по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

     С целью выработки согласованных  решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения5:

  • федеральный или общегосударственный;
  • субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  • местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

     Долгосрочная  политика государства на федеральном  уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию  ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

     Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

     Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

     Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в 20096.

     В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных  для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

     Так, общественные работы вместо серьезных  проектов по строительству дорог  и других объектов инфраструктуры свелись  к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые  могут помочь людям получить новую  специальность, а государству решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

     Самые популярные виды социального труда  уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

     Одной из наиболее востребованных среди безработных  стала программа самозанятости  населения. В 2010 году безработный, открывающий  свое дело, сначала получит 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст  дополнительные рабочие места и  примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

     Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство  решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

     В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию, в 2010 это направление также активно развивалось.

     Службы  занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую  деятельность разнообразных видов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе мы рассмотрели понятие  и сущность безработицы, ее виды, а также пути решения проблемы безработицы в современных условиях.

     Безработица - это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода). Безработица формируется за счет: потерявших работу в результате увольнения; добровольно оставивших работу; пришедших на рынок труда после перерыва; впервые пришедших на рынок труда.

     Проблемы  российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и  последствиям. Особенно острой и болезненной  является проблема безработицы.

      Безработица порождает не только экономические  потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические  и даже политические издержки. От безработицы  страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды  миллионов людей, растут показатели таких явлений «социальной патологии», как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

     В целях дальнейшего развития повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства необходимо использовать как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:

  • развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства органов службы занятости населения, органов власти, образовательных учреждений, работодателей;
  • повышение статуса профессионального обучения, как инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;
  • обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;
  • внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий.
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004) // СПС Консультант Плюс.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 25.11.2009; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СПС Консультант Плюс.
  3. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда // Федеральная служба по труду и занятости. – Москва. - 2009. – 14 с.
  4. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М.: Росстат, 2009.
  5. Квеско, Р.Б. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р.Б.Квеско. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 102 с.
  6. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник / В.А.Павленков. - М.: Изд-во МГУ, 2004. 368 с.

7. Кокшаров А. Перегрев российского рынка труда – 2007// Эксперт. 2008. № 2. с. 16-18.

8. Садовая, Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России / Е.Садовая, М.Хохлова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2009. - №10. - С.81-93.

  1. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И.Плакся. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 384 с.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. -  http// www.youngscience.ru 
 

 

Информация о работе Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ