Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:31, реферат
В своей работе, я так же постараюсь ответить на вопрос о судьбе России в условиях глобализации.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
рассмотреть процесс глобализации и его негативные особенности;
проанализировать глобализацию и альтернативы России.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основные особенности процесса глобализации 5
1.1 Общая характеристика и негативные особенности процесса глобализации 5
1.2 Социально-экономические проблемы глобализации 8
1.3. Основные направления глобализационных процессов 12
2. Глобализация и альтернативы России. 16
Заключение 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
В качестве основных проявлений экономического кризиса чаще всего называют такие, как: загрязнение воздушного и водного бассейна Земли и растущая масса отходов, "кислотные дожди", отравляющие озера и реки; глобальные изменения климата; уничтожение и вымирание лесов, и обеднение животного и растительного мира; сокращение пахотных земель и др.
Пути решения проблем: разработка и выработка международной программы охраны окружающей среды; эффективные природоохранные меры; переход к новым экологическим и природоохранным технологиям; формирование у людей экологического мировоззрения.7
6.
Глобальные проблемы
В целом современные теории глобализации определяют ее как становление мироцелостности в виде единого пространства, включая сюда и осмысление этого процесса в различных культурных дискуссиях.
В зависимости от теоретических позиций глобализация оценивается как, во-первых, процесс эволюционного развития мира (реалисты); во-вторых, заключительная стадия капитализма, связанная с возрастающей поляризацией мира и политической нестабильностью (неомарксисты); в-третьих, качественно новый этап развития политической структуры, мира и человеческой цивилизации в целом (неолибералы).
В принципе с первой и третьей позициями можно согласиться. Так или иначе, глобализация представляет собой «втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий. Это объективный процесс, который подготовлен всем ходом предшествующего развития и теперь вступил в качественно новый этап».9
Основные направления глобализационных процессов могут быть представлены следующим образом. Прежде всего, это становление новой экономической системы, функционирующей по единым правилам, в масштабе всей планеты и сопровождаемое нарастанием финансовых трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю. Происходит подрыв государств, государственного суверенитета в результате возрастания «проницаемости» межгосударственных границ и ослабления традиционных функций государства. Это, в свою очередь, вызывает стирание границ между «внутренними» и «внешними» политическими, экономическими и другими процессами. Последнее дополняется установлением в мире господства западных стандартов.
В то же время весьма актуально звучит замечание Э. Гидденса о том, что «было бы ошибкой рассматривать глобализацию как простой процесс роста мирового единства». Дело в том, что глобализация сопровождается процессами дифференциации, регионализации, локализации и фрагментации. Поэтому Дж. Розенау и вводит новый термин - «фрагмерация» (фрагментация плюс интеграция). Глобализация «тянет одеяло» не только вверх, но и вниз, порождая новые требования об автономии на местах... Местный национализм оживляется в ответ на глобализационные тенденции, на ослабление контроля со стороны «традиционного государства».10
С
одной стороны, исследователи указывают,
что глобализация обеспечивает «растворение»
наций и государств в новых, более
сложных международных
С
другой стороны, ряд ученых указывают,
что глобализация не только не способствует
формированию свободного рынка и
частной конкуренции в
Относительно положения современного государства следует еще раз подчеркнуть, что в условиях глобализации оно подвергается разрушительному воздействию «сверху», «снизу» и «извне». Выше уже были названы субъекты, которые вмешиваются в дела государства «сверху» (ООН, МВФ и др.). Правда, встречается и добровольное ограничение государствами своего суверенитета, примером чего является Европейский союз. «Снизу» государство атакуют его же внутригосударственные структуры (например, органы власти субъектов Федерации), а также структуры гражданского общества. Атака «снизу» объясняется тем, что, хотя государство проявляет недостаточность по отношению к глобальной экономике, оно является помехой для экономики регионов и особенно частных фирм. «Извне» по государству наносят удары неправительственные группы и организации, правозащитные и экологические объединения типа Freedom House и Green Peace. Усиливается напор и со стороны транснациональных корпораций, фирм, банков и предприятий. ТНК все больше берут на себя социальное управление, руководствуясь не государственным законодательством, а своими внутренними регламентами. В связи с этим некоторые авторы считают, что современный мир переживает новую эпоху завоеваний, в чем-то подобную эпохе колонизации. Только если раньше речь шла о колонизации стран и народов, то сейчас стремятся «колонизовать», приручить национальную элиту. Тогда вопрос о поглощении ТНК пространства национального государства решается сам собой.
Правда, здесь есть одно существенное препятствие. Периферийные общества обладают патерналистским характером. Их социум был «недомобилизован» в период строительства нации и сохранил родовые сети, воспроизводя в своем развитии семейные и родственные отношения. Местная элита, с одной стороны, консервирует национальное суверенное государство, а с другой - стремится сохранить многоуровневый формат мировой политики, что противоречит целям западных держав и корпораций.
Однако так или иначе публичная власть в различных частях земного шара постепенно «добровольно-принудительно» уходит на транснациональный уровень, все более подрывая суверенитет государства.
Именно ослабление государственной (публичной) власти и повлекло за собой рождение локального национализма даже в индустриально развитых странах.
Проблема консолидации общества и социализации государства приобретает тем большую актуальность, чем в более кризисной ситуации находиться страна. Это имеет прямое отношение к России, где глубокий системный кризис усугублен мировым финансовым кризисом, в эпицентре которого оказалась наша страна. Корни системного кризиса – глубокие структурные диспропорции народного хозяйства, ориентированного в течение длительного времени на военное производство; разрыв традиционных экономических связей в результате распада СССР; номенклатурный характер приватизации, затрудняющий возможность формирования эффективного собственника. В России при явной недостаточности необходимого правового и конкурентного пространства сложилась псевдорыночная система с засильем олигархических структур, паразитирующих на финансовых спекуляциях, вывозе сырьевых ресурсов и перекачке капитала за рубеж.
Отсутствие целенаправленной государственной политики по развитию собственного производства и низкие пошлины на импортные товары позволили иностранным кампаниям захватить господствующие позиции на нашем внутреннем рынке. В 1996 г. доля импортных товаров на нем составила 48%, а в 1997г. она возросла до 51%11. При этом в целях пресечения конкуренции со стороны российских предприятий иностранные кампании зачастую используют тактику недобросовестной конкуренции, приобретая контрольный пакет акций этих предприятий, а затем останавливая производство на них.
Процессы глобализации не являются главной причиной переживаемого нами кризиса, но они существенно обострили его и затрудняют выход из него. Россия оказалась тем слабым звеном мирового финансового рынка, по которому с наибольшей силой ударил финансовый кризис. Произошел отток иностранного капитала, представленного в основном портфельными краткосрочными вложениями, имел место крах фондового рынка; банковская система, ориентированная в основном на финансовые спекуляции, а не на поддержку реального сектора экономики, оказалась банкротом. Попытки решить проблему дефицита бюджета путем внешних и внутренних заимствований привели к краху пирамиды ГКО и обвальному падению курса рубля. Это не только в несколько раз снизило реальные доходы населения, но и сократило возможность импорта. Между тем в условиях падения почти вдвое собственного производства зависимость от импорта жизненно важных для населения товаров, включая продовольственные и медикаменты, создает прямую угрозу безопасности общества, ставя страну на грань социального бедствия.
Задача скорейшего возрождения отечественного производства признается теперь приоритетной как на правительственном уровне, так и в широких кругах общественности. Однако к выбору путей ее решения существует несколько подходов (два крайних из них):
Конечно, оба эти подхода страдают упрощениями и неадекватны реальным условиям мировой экономике. При первом для притока иностранного капитала надо создать определенные правовые и институциональные условия внутри страны, гарантирующие права и интересы инвесторов, необходима политическая и социальная стабильность, всего этого пока нет. Далее, ТНК имеет собственные интересы и избегает создавать себе конкурентов на мировом рынке.
Что касается второго подхода, то активизация внутренних ресурсов, безусловно, является основой экономического возрождения. Но их развитие и реализация невозможны в условиях изоляции.
Оптимальной стратегией для России является максимальное использование в своих интересах тех новых возможностей, которые открываются процессами глобализации, и минимизировать ее негативные последствия. Можно выделить три основных компонента этой стратегии.
Меры, направленные на защиту национальных интересов России: укрепление ее валютно-финансовой системы, освобождение от импортной зависимости, защита национальной собственности, включая интеллектуальную.
Стимулирование инновационного развития и завоевания позиций на мировом рынке наукоемкой продукции.
Расширение международного сотрудничества в экономической, научно-технической, информационных областях. Создание необходимых правовых и институциональных условий для притока инвестиций. Восстановление кооперационных связей и формирование регионального общего рынка со странами СНГ. Кооперация с мировым сообществом в решении острых проблем валютно-финансовой сферы, экологии, здравоохранения, борьбы с преступностью и терроризмом.
Но
без тесного сотрудничества государства
с организациями гражданского общества
невозможно успешное реформирование
нашей экономики и проведения эффективной
промышленной политики. Это предполагает
изменение приоритетов государственной
политики в сторону социализации государства.
Только на этой основе может быть достигнута
консолидация общества – необходимая
предпосылка возрождения России, ее оптимальной
адаптации к сложным процессам глобализации,
ее успешной интеграции в мировое сообщество
на равноправных основах. Альтернативой
этому курсу может быть лишь дальнейшая
криминализация общества, распад экономических
и социальных связей, утрата государственности.
В заключении хотелось бы отметить, что не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.
Глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.
Глобализация сглаживает различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.
Глобализация и продолжающийся быстрый технический прогресс открывают невообразимые в прошлом возможности для социального и экономического развития. В то же самое время они по-прежнему сопряжены с серьезными проблемами, включая широкомасштабные финансовые кризисы, неуверенность в завтрашнем дне, нищету, изоляцию и неравенство как внутри обществ, так и между ними, которые затрагивают вопросы обеспечения международной безопасности во всех сферах взаимодействия различных общественно-политических формаций.
Под воздействием проводимой на международном и региональном уровнях политики либерализации многие страны в своих стратегиях развития стали все чаще предусматривать интеграцию в глобальные системы финансов и торговли.