Россия и страны Прибалтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание

Однако в январе 1920 года при поддержке польских и литовских войск армия Латвийской Республики выбила Красную Армию из Латвии, и в 1920 году РСФСР и Латвийская Республика заключили Рижский мирный договор, где Россия признала независимость Латвии. Первым представителем ЛР в РСФСР был Янис Весманис, первым представителем РСФСР в ЛР — Яков Ганецкий. До присоединения Латвии к СССР в 1940 году был заключен ещё ряд договоров между Латвией и РСФСР и СССР, в том числе: о гражданстве в 1921 году, о торговле в 1927 и 1933 году, о ненападении в 1932 году и пакт о взаимопомощи в 1939 году.

Содержание

История отношений
Современное состояние отношений
Геополитическая ситуация
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Россия и страны Прибалтики (Геополитика).docx

— 26.51 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  Государственное образовательное  учреждение Высшего профессионального  образования

«Санкт- петербургский государственный  университет Сервиса и экономики»

 

Кафедра «Государственное и  муниципальное управление»

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: «Геополитика»

Тема: «Россия и страны Прибалтики»

Выполнила: Малинина А.Н.

Студентка: 3 курса

Группы №  0610

Форма обучения: заочная

Шифр специальности: 080504

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург 

2012

Содержание:

  1. История отношений
  2. Современное состояние отношений
  3. Геополитическая ситуация
  4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История отношений

В 1918 г. РСФСР признала советское  правительство Латвии (ССРЛ) и также  вменяло в обязанность всем, соприкасающимся  с Латвией военным и гражданским  властям Российской Советской Республики, оказывать Советскому Правительству  Латвии и его войскам всяческое  содействие в борьбе с Латвийской Республикой. Дипломатические представители Латвийской Республики во время гражданской войны работали в Архангельске, Владивостоке, Киеве и на Северном Кавказе.

Однако в январе 1920 года при поддержке польских и литовских  войск армия Латвийской Республики выбила Красную Армию из Латвии, и в 1920 году РСФСР и Латвийская Республика заключили Рижский мирный договор, где Россия признала независимость  Латвии. Первым представителем ЛР в  РСФСР был Янис Весманис, первым представителем РСФСР в ЛР — Яков Ганецкий. До присоединения Латвии к СССР в 1940 году был заключен ещё ряд договоров между Латвией и РСФСР и СССР, в том числе: о гражданстве в 1921 году, о торговле в 1927 и 1933 году, о ненападении в 1932 году и пакт о взаимопомощи в 1939 году.

После 1991 г. послами России были Александр Ранних, Александр  Удальцов, Игорь Студенников и Виктор Калюжный, послами Латвии — Янис Петерс, Имант Даудиш, Норман Пенке и Андрис Тейкманис.

Долгое время, до 2007 года, спорным был вопрос о границе  между Россией и Латвией.

С 2005 по 2009 год в Латвии действовала «комиссия по подсчёту ущерба от советской оккупации», деятельность которой вызывала критику со стороны  России. В 2010 году, когда было объявлено  об официальном визите президента Латвии в Россию, доклад комиссии был убран  с сайта правительства Латвии.

 

 

 

Современное состояние  отношений

Россия и Латвия граничат друг с другом. Обе страны являются членами ООН, ОБСЕ, СГБМ и Совета Европы. Дипломатические отношения  устанавливались в 1920 году (с РСФСР); установлены вновь в 1991 году.

В Латвии на середину 2011 года проживает 38 063 гражданина России, составляя 1,7 % населения страны (за 2010 год их число выросло на пять тысяч, или 16 %; причём российское гражданство приняли более 5000 бывших неграждан Латвии; также и в 2011 году больше неграждан Латвии приняло российское гражданство, чем латвийское); в России в 2002 году проживало 2864 гражданина Латвии. В 2010 году по данным переписи в РФ жили 18 979 этнических латышей, в том числе 1089 латгальцев.

Латвийский экспорт в  Россию составил в первой половине 2010 года 373 млн. долларов, российский в Латвию — 506 млн. латов.

У России есть посольство в  Риге и консульства в Лиепае и  Даугавпилсе. Посол России в Латвии с 2008 г. — Александр Вешняков. У  Латвии есть посольство в Москве и  консульства в Санкт-Петербурге и Пскове. Посол Латвии в России с 2009 г. — Эдгарс Скуя.

Во время конфликта  между Россией и Эстонией в 2007 году Латвия выразила поддержку Эстонии. Во время конфликта между Россией и Грузией в 2008 году Латвия выразила поддержку Грузии.

Между двумя странами есть разногласия по вопросам истории  ХХ века. В частности, мнения различаются  в вопросе о квалификации событий 1940 года, повлекших включение Латвии в СССР — Латвия считает их противоправной оккупацией, Россия — соответствовавшими действовавшему в то время международному праву. Различаются и подходы к значению дня 9 мая.

Также между странами есть разногласия по вопросам прав человека и, в частности, о положении русскоязычного населения Латвии. Россия участвовала  в ряде дел по жалобам против Латвии в Европейском суде по правам человека в качестве третьей стороны: Сливенко против Латвии, Кононов против Латвии, Викуловы против Латвии, Сысоева и другие против Латвии и Василевский против Латвии. Латвия в качестве третьей стороны участвовала в деле Бакланов против России. Россия упрекает Латвию в дискриминации русскоязычного населения и нацменьшинств вообще; в 1996—2004 гг. нарушениям прав человека в Латвии был посвящён ряд заявлений Государственной Думы России. Латвия в 1992 году сформировала комиссию экспертов для оценки соответствия российских законов нормам прав человека, а позднее выражала недовольство тем, что Россия ввела безвизовый режим для латвийских «неграждан», а также критиковала Россию за игнорирование резолюции Комиссии по правам человека ООН по Чечне.

В ходе визита президента Латвии Затлерса в Россию в декабре 2010 года был подписан ряд соглашений и принято решение о создании совместной комиссии историков.

Латвия — одна из немногих стран бывшего СССР (наряду с Литвой, Эстонией и Грузией), глав которых Д. Медведев не поздравил с Новым 2012 годом. Госдума РФ в марте 2012 года приняла заявление «О нарушениях прав человека в Латвийской Республике и недопустимости реабилитации нацизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геополитическая ситуация

Экономика и политика постоянно  переплетены. Если политика отлично просчитана и разумна, она несет и экономические выгоды; и напротив, если страна достигла больших фуроров в экономике, то это является принципиальным фактором и в политике. Таковая закономерность, естественно, действует и в обратном направлении;  к огорчению, в последние годы броским примером этого становится Россия. Потому никогда, а в особенности в настоящее время “победившего рынка”, нельзя забывать, что геополитические провалы страны – не лишь удары по её интернациональному престижу, но и утраты многомиллиардных экономических выгод.

После развала СССР, США  и их союзники продолжили пришествие – сейчас на Россию, причём оно велось, так сказать, по всем направлениям: США всячески пробуют усилить  роль Узбекистана в Средней Азии, Азербайджана и Грузии в Закавказье, чтоб не допустить возвращения русского влияния в эти евразийские  регионы. Употребляются все способы  – и экономические, и политические – для обособления от России Украины. И уж совершенно нечистоплотная игра ведется в Прибалтике, где в  угоду политическим целям западными  политиками и так называемыми  правозащитными организациями закрываются  глаза на такие явления, как апартеид, геноцид русскоязычного населения, наигрубейшие нарушения прав человека. Нужно заметить, что Россия в начале 90-х годов под массивным напором извне и изнутри отступала фактически на всех направлениях. Этот откат был тем более обиден, что в самой стране он преподносился как победа либерально-демократических ценностей.

Неувязка отношений со странами Балтии, наверняка, не самая важная для России. Но и история этих отношений, и их современное состояние более рельефно показывают и реальное отношение Запада к России, и европейско-американскую политику “двойных стандартов”, и, что самое основное, то, к чему может привести бездумная и угодливая внешняя политика.

Главной линией наружной политики всех государств Балтии на протяжении 90-х годов было как можно более  быстрое сближение с Западом, вступление во все главные евроатлантические  структуры: в Совет Европы, ОБСЕ –  на начальном этапе, в ЕС и НАТО - в настоящее время, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны всячески поддерживали такую политику: по полосы МВФ, МБРР и остальных интернациональных денежных организаций давались многомиллионные “стабилизационные” кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и остальные цели.

В военно-политических отношениях можно ввести режим доверия в  приграничной полосе, безвизовые поездки  жителей, отказ от военной деятельности, налаживание совместного контроля за воздушным пространством всего прибалтийского региона, запрет на проведение военно-морских учений в нежелательных регионах Балтики. В экономической сфере в XXI в. можно создать единый топливно-сырьевой и энергетически и комплекс, единую информационную структуру: дороги, порты, систему энерго- тепло- и водоснабжения. В социальной и гуманитарной сферах — усилить развитие контактов между людьми и организациями; совместные действия, взаимопомощь по обеспечению прав русских, украинцев, белорусов, поляков, других нацменьшинств, на практике испытывающих большие трудности выживания в атмосфере национализма, захватившего бывшие советские прибалтийские республики; сотрудничество в борьбе с распространением наркотиков, отравляющих и радиационных материалов, сотрудничество в борьбе с преступностью и терроризмом и др.

 Политические лидеры  прибалтийских стран, безусловно, понимают важность и выгодность  добрососедских отношений с Россией.  Но они испытывают давление  со стороны сильных соседей  и в большей степени со стороны  мощной геополитической сверхдержавы, стремящейся к монопольному миру.

 Германия в настоящее  время играет заметную роль... в экономике стран Балтии. Для  Латвии, например, она является вторым  по объему оборота торговым партнером (около 13% экспорта и 15% импорта), занимает третье место по объемам иностранных инвестиций в республику.

 В Литве Германия  является основным иностранным  инвестором. США оказывают балтийским  странам помощь в рамках проекта  «Поддержка восточноевропейской  демократии». Это передача технического  опыта на краткосрочной и долгосрочной  основе, капиталовложения и поддержка  кредитных возможностей частных  предприятий.

 В сумму более $100 млн. оценивается объем помощи, предоставляемой балтийским странам  с сентября 1991 г. американской  корпорацией частных инвестиций  за рубежом в целях продвижения  экономических реформ19.

После подписания странами Балтии рамочного документа программы  НАТО «Партнерство ради мира» активизировалось американо-балтийское сотрудничество и в военной области.

 Тем не менее, сравнительно недавние договоренности с Литвой о государственной границе и разграничении континентального шельфа показали, что экополитические, военные, геополитические интересы России и стран Прибалтики диктуют им генеральную линию взаимоотношений: добрососедскую, взаимоуважительную, учитывающую интересы всех стран.

 Большое значение в  Прибалтийском регионе в конце  XX в. стал играть многосторонний форум — Совет государств Балтийского моря. В мае 1996 г. на о. Готланд состоялась встреча глав Совета под девизом: «Партнерство во имя культуры». В ней приняли участие 11 премьер-министров стран-участниц. Сотрудничество Москвы со столицами Балтийского региона может стать очередным шагом в процессе сближения с ЕС. Политические лидеры Дании, Финляндии и Швеции взяли на себя роль «старшего брата» в отношении стран Прибалтики, поэтому любые шаги Москвы в этом регионе воспринимаются политиками стран Балтийского региона (особенно датчанами) с большой настороженностью. В оценке действий России и стран Прибалтики у их скандинавских покровителей чаще всего проявляются двойные стандарты. Особенно это видно при их оценках гражданских прав русских и русскоязычных в Латвии, Эстонии » Литве, а также неурегулированности территориальных вопросов Эстонией и Латвией, сложностей транспортировки российских Грузов через Литву в Калининградскую область и заявлений балтийских политиков о статусе последней.

 В интересах, как стран Запада, так и России активно использовать инфраструктуру и транспорт прибалтийских государств для создания прочных добрососедских и взаимовыгодных связей. Односторонняя ориентация Литвы, Латвии и Эстонии на скандинавские страны, в частности, и на Запад вообще, может показаться в недалекой перспективе дестабилизирующим фактором. Полномасштабное членство соседей-прибалтов в НАТО в обозримом будущем остается неприемлемым для России. И присоединение к НАТО де-факто может привести к былому расколу Европы, усилению конфронтации в мире. В силу динамических изменений в геополитическом балансе сил Прибалтика может превратиться в передовой военный плацдарм для силового давления на Россию.

 О подобных перспективах  говорят многие политические  шаги нынешних лидеров прибалтийских  государств. Так, в литовском парламенте  был рассмотрен вопрос о пересмотре  конституции. Законодатели решили, что конституция не должна  запрещать размещение иностранных  войск и ядерного оружия на  территории Литвы. Латвийский  сейм в августе 1996 г. принял  декларацию «Об оккупации». Балтийский  Совет 13 ноября 1994 г. принял резолюцию  «О демилитаризации и статусе»  Калининградской области. Во всех Прибалтийских республиках идет процесс активного вытеснения русских и русскоязычных из важнейших сфер политической и социальной жизни и просто грубое выселение этнических русских «на их историческую родину», т. е. политики Литвы, Латвии и Эстонии готовят почву, общественное мнение для реализации договоренностей по расширению инфраструктуры НАТО,, а в перспективе — ввода иностранных войск и ядерного оружия.

Информация о работе Россия и страны Прибалтики