Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:28, реферат
Челлен был профессором истории и политических наук в университетах Уппсалы и Гетеборга. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиваясь от работ Ратцеля (он считал его своим учителем), как часть политологии.
Идейное формирование Шмитта проходило в той же атмосфере идей "органицистской социологии", что и у Ратцеля и Челлена, но на него повлияли также романтические теории "Света Севера" (Nordlicht), согласно которым социально-политические формы и государствен ные образования коренятся не в механическом функцио нировании атомарных личностей, соединенных в математические конгломераты, но в мифологии, в сакральном мире "стихий и духов"(39). В теориях Шмитта повсюду наличествует парадоксальное сочетание "политического романтизма" и "строгого рационализма". Отточенный ментальный аппарат служит выражению духовных мифологем.
На Нюрнбергском процессе была сделана попытка причислить Карла Шмитта к "военным преступникам" на основании его сотрудничества с режимом Гитлера. В частности, ему инкриминировалось "теоретическое обоснование легитимности военной агрессии". После детально го знакомства судей с сутью дела обвинение было снято. Но тем не менее, Шмитт как и Хайдеггер, Юнгер и другие "консервативные революционеры" стал персоной нон-грата в мировом научном сообществе, и его труды совершенно игнорировались.
Только в 70-е
годы благодаря колоссальному
В настоящее
время он признан классиком политоло
гии и юриспруденции.
8.2 Номос земли
Шмитт, совершенно в духе геополитического
подхода, утверждал изначальную
связь политической культуры с пространством.
Не только Государство, но вся социальная
реальность и особенно право проистекают
из качественной организации пространства.
Отсюда Шмитт вывел концепцию "номоса ". Этот греческий термин "номос" обозначает "нечто взятое, оформленное, упорядоченное, организованное" в смысле пространства. Этот термин близок к понятиям "рельеф" у Ратцеля и "месторазвитие" у русских евразийцев (Савицкий). Шмитт показывает, что "номос" есть такая форма организации бытия, которая устанавливает наиболее гармоничные соотношения как внутри социального ансамбля, так и между этими ансамблями. "Номос" выражение особого синтетического сочетания субъектив ных и объективных факторов, органически проявляющихся в создании политической и юридической систем. В "номосе" проявляются природные и культурные особенности человеческого коллектива в сочетании с окружающей средой.
В книге "Номос земли" Шмитт показывает, каким образом специфика того или иного земного пространства влияла на развившиеся в нем культуры и государства. Он сопоставляет между собой различные исторические "номосы", особенно подчеркивая фундаментальный дуализм между отношением к пространству кочевников и оседлых народов.
Но самый важный
вывод из анализа "номоса земли"
заключался в том, что Шмитт вплотную
подошел к понятию глобального
исторического и
8.3 Земля и Море
В 1942 году Шмитт выпустил важнейший
труд "Земля и Море"(40). Вместе
с более поздним текстом "Планетарная
напряженность между Востоком и
Западом и противостояние Суши и
Моря"(41) это составляет важнейший
документ геополитической науки.
Смысл противопоставления Суши и Моря у Шмитта сводится к тому, что речь идет о двух совершенно различных, несводимых друг к другу и враждебных цивилизациях, а не о вариантах единого цивилизационного комплекса. Это деление почти точно совпадает с картиной, нарисованной Макиндером, но Шмитт дает основным ее элементам талассократии (Морская Сила) и теллурократии (Сухопутная Сила) углубленное философское толкование, связанное с базовыми юридически ми и этическими системами. Любопытно, что Шмитт использует применительно к "силам Суши" имя "Бегемот ", а к "силам Моря" "Левиафан ", как напомина ние о двух ветхозаветных чудовищах, одно из которых воплощает в себе всех сухопутных тварей, а другое всех водных, морских.
"Номос"
Земли существует
В такой ситуации Море, Вода являются лишь периферийными цивилизационными явлениями, не вторгаясь в сферу "этического" (или вторгаясь эпизодически). Лишь с открытием Мирового Океана в конце XVI века, ситуация меняется радикальным образом. Человечество (и в первую очередь, остров Англия) начинает привыкать к "морскому существованию", начинает осознавать себя Островом посреди вод, Кораблем .
Но водное пространство резко отлично от сухопутно го. Оно непостоянно, враждебно, отчуждено, подверже но постоянному изменению. В нем не фиксированы пути, не очевидны различия ориентаций. "Номос" моря влечет за собой глобальную трансформацию сознания. Социальные, юридические и этические нормативы становятся "текучими ". Рождается новая цивилизация. Шмитт считает, что Новое время и технический рывок, открывший эру индустриализации обязаны своим существованием геополитическому феномену переходу человечества к "номосу" моря.
Так геополитическое
противостояние англосаксонского мира
"внешнего полумесяца" приобретает
у Шмитта социально-политическую дефиницию.
"Номос" моря есть реальность, враждебная
традиционному обществу. Геополитическое
противостояние сухопутных держав с морскими
обретает важнейший исторический, идеологиче
ский и философский смысл.
8.4 Grossraum
Шмитт разработал еще одну важнейшую
геополити ческую теорию теорию "большого
пространства " (Grossraum). Эта концепция
рассматривает процесс развития государств
как стремление к обретению наибольшего
территориального объема. Принцип имперской
интеграции является выражением логического
и естественного человеческого стремления
к синтезу. Этапы территориально го расширения
государства, таким образом, соответству
ют этапам движения человеческого духа
к универсализ му.
Этот геополитический
закон распространяется и на техническую
и на экономическую сферы. Шмитт
показывает, что начиная с некоторого
момента техническое и
По Шмитту, развитие
"номоса" Земли должно привести
к появлению Государства-
В тексте 1940 года "Пространство и Большое Пространство в праве народов" (42) Шмитт так определил "Большое Пространство ": "Сфера планификации, организации и человеческой деятельности, коренящаяся в актуальной и объемной тенденции будущего развития "(43). Уточняя эту несколько расплывчатую формулировку, Шмитт указывал как на пример волевого создания "Большого Пространства" проведение в жизнь американской доктрины Монро.
Хотя Grossraum можно, в определенном смысле, отождествить с Государством, а точнее, с Империей (das Reich), эта концепция выходит за рамки обычного государства. Это новая форма сверхнационального объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе.
В отличие от унификационной пангерманистской модели Гитлера и от советского интернационализма Grossraum Шмитта основывается на культурном и этническом плюрализме, на широкой автономии, ограничен ной лишь стратегическим централизмом и тотальной лояльностью к высшей властной инстанции. При этом Шмитт подчеркивал, что создание нового "Большого Пространства" не зависит ни от научной ценности самой доктрины, ни от культурной компетентности, ни от экономического развития составляющих частей или даже территориального и этнического центра, давшего импульс к интеграции. Все зависит только от политической воли, распознающей историческую необходимость такого геополитического шага.
Шмитт в этой
доктрине предвосхитил основные линии
современной интеграционной политики.
8.5 Тотальная война и фигура "партизана"
Геополитические мотивы различимы
у Шмитта практически во всех темах,
которые он рассматривает. В частности,
он исследовал связь трех концепций
"тотальный враг,
тотальная война,
тотальное государст
во". С его точки зрения, "тотальное
государство" это самая совершенная
форма государства традиционного типа,
т.е. пик развития сухопутного "номоса".
Несмотря на возможности исторической
эволюции такого государства вплоть до
масштабов Grossraum, в нем сохраняется неизменным
сущностное качество. "Тотальное государство"
исключает принцип "тотального врага"
и "тотальной войны", так как представление
о противнике, "враге" (а Шмитт придавал
огромное значение формулировке понятий
"друг"/"враг ", amicus/hostis) оно
выстраивает на основании себя самого,
а следовательно, выдвигает концепцию
"войны форм", в которой действует
Jus bellum и участвуют только ограниченные
контингенты профессиональных военных.
Мирное население и частная собственность,
в свою очередь, находятся под охраной
закона и устранены (по меньшей мере, теоретически)
из хода военных действий.
Либеральная доктрина, которую Шмитт однозначно связывал с Новым временем и, соответственно, с "морской цивилизацией", с "номосом" моря, отрицая "тотальное государство" открывает тем самым дорогу "тотальной войне" и концепции "тотального врага". В 1941 году в статье "Государственный суверенитет и открытое море" он писал:
"Война на суше была подчинена юридическим нормам, так как она была войной между государствами, т.е. между вооруженными силами враждующих государств. Ее рационализация проявлялась в ее ограничении и в стремлении вывести за ее пределы мирное население и объекты частной собственности. Война на море, напротив, не является войной между строго определенными и подчиняющимися юридическим нормативам противниками, так как основывается на концепции тотального врага."(44)
Общая геополитическая картина, описанная Шмиттом, сводилась к напряженному цивилизационному дуализму, к противостоянию двух Grossraum'ов англосак сонского (Англия + Америка) и континентально-евро пейского, евразийского. Эти два "Больших Пространст ва" талассократическое и теллурократическое ведут между собой планетарное сражение за то, чтобы сделать последний шаг к универсализации и перейти от континентального владычества к мировому. При этом Шмитт с пессимизмом относился к возможности свести этот конфликт к какой-то строгой юридической базе, так как цивилизационные макроконцепции обоих "Больших Пространств" основываются на взаимоисключаю щих "номосах" "номосе Земли" и "номосе Моря". Последний разрушительный элемент вносится развитием воздухоплавания, так как "воздушное пространство" еще менее поддается этико-правовой структурализации, нежели морское.
В конце жизни
Шмитт сосредоточил свое внимание на
фигуре "партизана ". Эта фигура,
по Шмитту, является последним представителем
"номоса" Земли, остающим ся верным
своему изначальному призванию вопреки
"разжижению цивилизации" и растворению
ее юридически -культурных основ. "Партизан"
связан с родной землей неформальными
узами, и исторический характер этой связи
диктует ему основы этики войны, резко
отличающиеся от более общих и абстрактных
нормативов. По мере универсализации "морской
модели" и "торговой этики", которые,
естественно, охватывают и сферу военных
действий, фигура "партизана", приобретает,
по Шмитту, все большее цивилизационное
значение, так как "партизан" остается
последним действующим лицом истории,
которое защищает (всеми средствами) "сухопутный
порядок" перед лицом тотального наступления
талассо кратии. Отсюда вытекает его почти
"сотериологическая" историческая
функция.
Информация о работе Рудольф Челлен и Фридрих Науманн "Средняя Европа"