Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:18, реферат
Основной геополитической угрозой национальной безопасности для России может стать вопрос о границах, их военной незащищенности и, что пока более актуально, — о чрезмерной «прозрачности» (контрабанда, ввоз оружия и наркотических средств, отсутствие медицинского и биологического контроля, проникновение дестабилизирующих групп и др.) Так же угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах.
Угрозы национальной безопасности России на территории бывшего СССР …………….…....…3
Обоснование к обеспечению национальной безопасности……..…………………………….….…4
Обеспечение национальной безопасности и национальная оборона.……………………….. …….4-5
ОДКБ. Создание и развитие организации.………………………………………….…………...…...5-6
Цели и функции ОДКБ.……………………………………………………..……………………..…..6-7
Перспективы развития ОДКБ ……………………………………………………………………..…7-8
Содружество Независимых Государств (СНГ) и ее роль в национальной безопасности России.. 8-9
Цели Содружества Независимых Государств.………………………………………………....…..…9
Военное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств..…………….…….…10
Источники..………………………………………………………………………………
Оглавление…………………………..……………………
Угрозы национальной безопасности России на территории бывшего СССР …………….…....…3
Обоснование к
обеспечению национальной безопасности……..…………………………….….
Обеспечение национальной безопасности и национальная оборона.……………………….. …….4-5
ОДКБ. Создание
и развитие организации.………………………………………….…
Цели и функции
ОДКБ.……………………………………………………..………
Перспективы развития
ОДКБ ……………………………………………………………………..…
Содружество Независимых Государств (СНГ) и ее роль в национальной безопасности России.. 8-9
Цели Содружества
Независимых Государств.…………………
Военное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств..…………….…….…10
Источники..…………………………………………………
Угрозы национальной безопасности России на территории бывшего СССР после упразднения Организации Варшавского договора.
Основной
геополитической угрозой
Существуют три основные ситуации, связанные с нынешним статусом границ РФ:
достаточно надежно контролируемые, хотя и не всегда удовлетворительно защищенные международным правом и двусторонними соглашениями бывшие границы СССР (с Китаем, Монголией, Финляндией, Норвегией, Польшей; морские границы; как особый случай — граница с Японией). При всей важности для России возможных последствий неурегулированности территориальных проблем ни одна из них в ближайшем будущем не может вызвать непосредственную угрозу безопасности государства;
неконтролируемые или недостаточно контролируемые границы с бывшими союзными республиками в европейской части СССР. Только граница с Белоруссией не оспаривается, насколько известно, в настоящее время никем. Это относится и к границе с Украиной, за исключением дестабилизирующей ситуацию крымской проблемы. Границы оспариваются (с разной интенсивностью) и могут служить одним из источников постоянной, хотя и умеренной, напряженности в регионе, при том, что «пограничный вопрос» в отношениях Эстонии и Латвии с Россией отчасти призван, очевидно, уравновешивать проблему неудовлетворительного статуса русскоязычного населения на их территории.
плохо контролируемые и потенциально «взрывоопасные» границы на Кавказе и в Средней Азии. Закрытию границ на Кавказе, на чем настаивает, в частности, казачество, да и значительная часть населения Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области (эта мера может быть поддержана и российским населением в целом), будут в большей или меньшей степени препятствовать позиции лезгинских национальных движений (в Дагестане и Азербайджане), властей и населения Северной и Южной Осетии, абхазского и всех адыгейских движений. Кроме того, очень осложняет дело нынешнее положение Чечни, тем более что контроль на ее границах с сопредельными территориями РФ вызывает сопротивление живущих на этих территориях чеченцев.
В целом для нормализации режима границ РФ необходимо, очевидно, разделить во времени и по существу на три задачи:
установление уже в ближайшей перспективе приемлемого (с точки зрения военной, политической, экономической и экологической безопасности ) режима границ РФ в сочетании с достижением по возможности договоренности с сопредельными странами о российском , совместном с ними или гарантированном ими обеспечении безопасности их границ на определенный переходный период;
в более длительной перспективе — заключение соглашения (оптимально — с отдельными группами стран, относящихся к трем регионам: европейскому, кавказскому и среднеазиатскому) об образовании региональных систем коллективной безопасности, главная цель которых с точки зрения интересов России — обеспечение безопасности ее территории на выдвинутых рубежах;
все прочие возможные составляющие таких союзов, предполагающих, возможно, совместную, коллективную ответственность за режим границ (таможенный союз, режим свободной торговли, допущение большей или меньшей свободы миграции и т. д.), должны рассматриваться Россией вовсе не как неотъемлемые элементы единого комплекса, а преимущественно в качестве дополнительных условий, относительно которых могут вестись переговоры по возможности урегулирование статуса более стабильных границ с предложением об обращении в некоторых случаях к посредничеству Международного суда.
Любая
разумная политика требует безусловного
признания принципа нерушимости
границ, несмотря на их, очевидно, искусственный
характер. Отказ от этого принципа
откроет дорогу многочисленным конфликтам
и национальной катастрофе.
Обоснование к обеспечению национальной безопасности на территории бывшего СССР.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утратила силу)
Стратегия
национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года (утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 12
мая 2009 г. № 537)
Основываясь на Указ № 537 от 12 мая 2009 года «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.» и саму «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» можно сделать вывод, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.
Согласно
«Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года» внутренние
и внешние суверенные потребности государства
в обеспечении национальной безопасности
реализуются через стратегические национальные
приоритеты, а основными приоритетами
национальной безопасности Российской
Федерации являются национальная оборона,
государственная и общественная безопасность.
Обеспечение национальной безопасности и национальная оборона.
Стратегические цели
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства – агрессора (коалиции государств).
Стратегическое
сдерживание осуществляется с использованием
экономических возможностей государства,
включая ресурсную поддержку
сил обеспечения национальной безопасности,
путем развития системы военно-
Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.
Военная
безопасность обеспечивается путем
развития и совершенствования военной
организации государства и
Достижение
стратегических целей национальной
обороны осуществляется путем развития
системы обеспечения
Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.
Угрозами военной безопасности являются:
политика ряда ведущих зарубежных стран,
направленная на достижение преобладающего
превосходства в военной сфере, прежде
всего в стратегических ядерных силах,
путем развития высокоточных, информационных
и других высокотехнологичных средств
ведения вооруженной борьбы, стратегических
вооружений в неядерном оснащении, формирования
в одностороннем порядке глобальной системы
противоракетной обороны и милитаризации
околоземного космического пространства,
способных привести к новому витку гонки
вооружений, а также на распространение
ядерных, химических, биологических технологий,
производство оружия массового уничтожения
либо его компонентов и средств доставки.
ОДКБ. Создание и развитие организации.
Согласно всему вышеизложенному в рамках стратегии национальной безопасности ведется укрепление обеспечения безопасности в зоне бывшего СССР. Инструментом данного направления в руках российского государства является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — это военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.
Краткий экскурс в историю создания и развития ОДКБ- 15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).
На
московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было
принято решение о