Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:09, курсовая работа
Осознание Россией своей новой роли в изменяющемся мире требует определения ее долгосрочных стратегических интересов, выбора ближайших и отдаленных приоритетов, формирования систем "обратной связи", регистрирующих вектор движения страны и меру его расхождения с намеченной траекторией. Необходима доктрина национальной безопасности, рассчитанная на длительную перспективу -на 15-20-25 лет, на первую четверть наступающего XXI века. Попытки формирования такой доктрины в последние годы предпринимались неоднократно.
3. Россия как
новая Европа
Отношения
"Россия и Европа" вот уже несколько
столетий являются одной из фундаментальных
тем российской мысли. Пытаясь их обрисовать,
часто ударяются в две крайности. Одни
совсем выносят Россию за пределы Европы,
как неевропейскую цивилизацию, и чуть
ли не призывают с гиканьем и свистом промчаться
по Европе веселой скифской ордой. Другие
считают Россию просто частью Европы,
обычной европейской страной, только недостаточно
развитой, и требуют от нас тотального
рабского подражания Западу. И те и другие
не способны выйти за пределы устоявшихся
дихотомий и понять, что Россия - это отдельная
самобытная цивилизация, но это именно
европейская цивилизация, одна из цивилизаций
Европы, - так же, как античная, византийская,
западноевропейская. Цивилизационная
самостоятельность России, ее радикальная
знаковость по отношению к Западной и
Центральной Европе, сочетается с включенностью
в Большую Европу, в преемство четырех
европейских цивилизаций, которые, каждая
по-своему, последовательно развивают
общеевропейскую идею.
Отношения
России с нынешней Европой не географические
("Россия как часть нынешней Европы"),
а хронологические ("Россия как Европа
будущего, как Новая Европа"). Три европейские
цивилизации прошлого уже закончили свое
развитие: или совсем исчезли (как античная
и византийская), или духовно деградировали
(как современная западная), и теперь нам,
в России, нужно создавать Новую Европу,
опираясь на достижения трех предыдущих
и стараясь не повторять их ошибки.
Несмотря на
свою несомненную значимость, тему места
народов Сибири в современной геополитике
большинство исследователей в своих работах
фактически не затрагивают.
Между тем, тема эта требует пристального
внимания. Как бы то ни было, в трудах российских
ученых, работающих над проблемами современной
геополитики в рамках создающейся концепции
устойчивого развития, особенно ученых
Сибирского Отделения Российской Академии
Наук, всё же можно встретить анализ сложившейся
геополитической ситуации, в которой сибирский
макрорегион занимает одно из важнейших
мест.
Концепции устойчивого
развития свойственно выделение основных
"противотенденций", балансирование
которых и способно обеспечить выживание
человечества на качественно приемлемом
уровне. Выделение соответствующих требований
позволяет сформулировать основополагающие
принципы устойчивого развития - баланс
между природой и обществом (непосредственно
- экономикой), баланс внутри общества
на современном этапе его развития (между
отдельными странами и их регионами, между
цивилизациями и крупными мировыми агломерациями
типа Север - Юг), а также баланс между современным
и будущим состоянием человечества как
некоторой "целевой функцией" развития
(требование сохранить жизненные ресурсы
природы для будущих поколений).
Концепция
устойчивого развития является предпочтительной
уже потому, что в ней речь идет о смене
конкурентного типа поведения на согласительный.
Это дает возможность приобрести на Западе
мощных союзников в лице подлинно демократических
сил, в том числе - левых демократов, "центристов"
и разумных представителей "правого
центра", которые в состоянии увидеть
за корпоративными и иными частными интересами
безотлагательную необходимость решения
глобальных, общечеловеческих проблем.
Необходимость
использования концепции устойчивого
развития определяется следующим: принципы
устойчивого развития, во-первых, дают
возможность осмыслить проблемы современной
России в общемировом контексте, во-вторых,
дают возможность системно осмыслить
собственные закономерности развития
российского общества и, в-третьих, дают
возможность решать местные, региональные
проблемы с учетом общемирового и общероссийского
контекста.
Итак, понятно,
что исследования места народов Сибири
в современной геополитике неразрывно
должны быть связаны с концепцией устойчивого
развития.
Несомненно,
что сибирский макрорегион занимает особое
положение в России. Сегодня это основная
часть (две трети) территории Российской
Федерации, на которой сосредоточены основные
энергетические и сырьевые ресурсы страны.
В этнокультурном
отношении Сибирь представляет из себя
синтез многих цивилизаций. Большая часть
аборигенов Сибири проживает на территории
национально-государственных образований,
являющихся субъектами Российской Федерации,
и активно становящихся субъектами международно-правовых
отношений.
Экономические
и культурные связи между народами Сибири
традиционно ограничены преимущественно
сырьевой направленностью экономики Сибири.
Характеризуя
современную геополитику, В.Г. Костюк указывает
на то, что характерной чертой новой геополитической
ситуации России является неопределенность,
и подтверждает тот факт, что новые геополитические
реалии повысили интерес исследователей
к геополитической проблематике мирового,
российского и регионального масштабов.
Таким образом,
из современных исследовательских работ
можно понять, что для сибирского макрорегиона,
как и для всей России в целом, важны тенденции
мировой геополитики, а именно, что будет
в ближайшем будущем доминировать: монополярность
(с полюсом силы в США), полицентризм (ЕЭС,
США, Китай, Россия и др.), или новая биполярность
(полюса силы в США с одной стороны и, например,
в Китае с другой).
Как бы то ни
было, но при всех тенденциях развития
геополитической ситуации в мире и при
любой геополитической стратегии России
макрорегион Сибири будет играть одну
из важнейших, если не важнейшую, роль.
Действительно,
геополитическое положение и сырьевые
ресурсы Сибири способны повлиять на доминирование
тех или иных тенденций общемирового развития
- столкновения стран и регионов в борьбе
за ресурсы или сотрудничества на основе
тенденции устойчивого развития.
К сожалению,
большинство современных исследователей
геополитических и геоэкономических процессов
абстрагируются от этнического фактора,
что не только недостаточно для выработки
геополитической стратегии, но и ошибочно.
Тем не менее,
в геополитической концепции евразийства
этнический фактор учитывается, что достаточно
удобно с методологической точки зрения.
Согласно этой концепции, российская цивилизация
представляет собой "мост" между
Востоком и Западом, синтез цивилизаций.
Эта позиция
позволяет России достаточно свободно
ориентировать свои международные связи
в рамках геополитической стратегии, и
в настоящее время достаточно плодотворной
кажется возможная ориентация России
на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
По мнению лидеров
народов Севера, сегодня у России нет четкой
государственной политики по этому вопросу.
Таким образом, сотрудничество с зарубежными
странами - закономерный результат ее
отсутствия, вследствие чего усиливаются
отрицательные центробежные тенденции
внутри российской цивилизации, создается
напряженность между русским этносом
и этносами Севера, что проявляется в деятельности
некоторых национально-ориентированных
политических движений и фиксируется
в социологических обследованиях межнациональных
отношений в России.
В геополитических
движениях Сибири участвуют также народы,
имеющие собственную государственность
за рубежом: этносы бывшего СССР, немцы,
китайцы, корейцы и другие. В основном
это деятельность национально-культурных
объединений и предпринимателей.
Абсурдной
является нынешняя ситуация, когда огромную
территорию за Уралом населяет всего 30
миллионов человек, когда жители Дальнего
Востока и Крайнего Севера оставлены на
произвол судьбы и принуждены к эвакуации.
Этот абсурд может привести к тому, что
Россия вообще останется без Сибири. Тогда
как необходимо, напротив, начать ее настоящее
освоение, которое полностью изменит и
лицо России, и лицо мира. В Сибири и на
Дальнем Востоке должно жить не 30, а как
минимум 300 миллионов человек. Это великое,
полностью самодостаточное пространство
и станет базой для создания и развития
российской цивилизации XXI века.
Природные
ресурсы Сибири вполне позволяют добиться
такого уровня развития, который бы смог
обеспечить жизнь этих 300 миллионов. Сибирь
- не колония и не сырьевой придаток, сибирские
нефть и газ должны не продаваться за бесценок
на Запад, но обеспечивать подъем собственной
экономики. Сибирь - не просто недонаселенный,
а можно даже сказать - почти необитаемый
континент.
При правильной
организации и при использовании новейших
экологически чистых технологий, развитие
Сибири будет сопровождаться минимальным
давлением на экологию, не потребует массового
сведения лесов и разрушения сибирской
природы.
Уже само обладание
Сибирью вводит страну в круг великих
мировых держав и заставляет с нею считаться.
Этот огромный, малонаселенный и почти
неосвоенный континент, наполненный разнообразными
природными ресурсами - главное достояние
России и главный предмет зависти со стороны
разнообразных мировых хищников. В авторитетных
газетах Америки уже публиковались проекты
"выкупить" у России Сибирь и Дальний
Восток за несколько триллионов долларов,
как когда-то была "выкуплена" наша
Аляска. Впрочем, сама по себе идея "выкупа"
не так уж и абсурдна: в будущем, когда
Америка «лопнет» и американцы начнут
распродавать ее с молотка, можно будет
выкупить обратно Аляску и соединить оба
берега Сибири трансконтинентальным мостом.
Если не превратим
Сибирь в развитую процветающую страну,
она будет потеряна для России, а Россия
для мира. Сибирь - это сердце России, а
не ее окраина. Именно с центром в Сибири
мы и построим нашу Новую Европу - от Минска
на западе до Камчатки на востоке, от океанских
островов на севере до Амура на юге.
Сейчас перед
российской геополитикой стоит другая
задача - Россия и Запад.
Российско-американские
отношения в обозримом будущем будут занимать
одно из приоритетных мест в нашей внешней
политике. Это связано не только с вопросами
двустороннего взаимодействия как экономического
(торговля, инвестиции, получение технологий),
так и военного (поддержание взаимного
ядерного сдерживания) характера, но и
со стремлением США, действуя в качестве
"единственной сверхдержавы", придать
системе международных отношений однополярный
характер, играть доминирующую роль в
решении любых глобальных и региональных
проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие
позиции в ключевых международных финансовых
и экономических институтах - "Большой
семерке", Организации экономического
сотрудничества и развития, Международном
валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной
торговой организации. У Америки больше
нет примерно равного по силе геополитического
соперника. Если в годы холодной войны
глобальное соперничество СССР и США,
носившее антагонистический характер,
представляло собой центральную ось всей
системы международных отношений, то в
новых условиях взаимодействие Вашингтона
и Москвы качественно изменилось. Вашингтон
пытается использовать сложившийся в
российско-американских отношениях дисбаланс
для того, чтобы существенным образом
воздействовать как на внешнюю, так и на
внутреннюю политику Российской Федерации.
В последние годы между Москвой и Вашингтоном
постепенно начали накапливаться расхождения
сначала по второстепенным, а затем и по
более существенным вопросам. Несмотря
на внешне дружественный характер российско-американских
отношений, между двумя странами накопилось
обширное поле разногласий. Серьезные
расхождения возникли между Россией и
США по трем основным группам проблем.
Первый блок (и это, пожалуй, впервые в
российско-американских отношениях за
последние полвека) - это проблемы экономические.
Второй блок противоречий - региональные
проблемы и прежде всего процесс расширения
НАТО. Третий блок расхождений - проблемы
контроля над вооружениями. Негативные
тенденции в российско-американских отношениях
по всем трем упомянутым направлениям
в последнее время налажились друг на
друга. В результате возник самый острый
кризис в российско-американских отношениях
со времен окончания холодной войны и
распада Советского Союза.
Продолжение
сложившегося при Ельцине сценария означает
дальнейший упадок и закрепление зависимого
от США положения России, окончательную
утрату статуса великой державы, что может
привести к распаду страны. Возврат на
путь авторитаризма ведет к возобновлению
конфронтации с США и превращению Российской
Федерации в своего рода Северную Корею
или Кубу. Переход к продуманным экономическим
и политическим реформам может позволить
восстановить мощь России и укрепить ее
позиции на мировой арене, но только при
условии, если мы сможем поддерживать
такой модус вивенди с Западом, который
не требует отказа от защиты российских
жизненно важных интересов.
В решении ключевых
вопросов международной политики у России
и США имеются как общие, так и противоположные
интересы. Поэтому в российско-американских
отношениях будут сохраняться элементы
и сотрудничества, и соперничества. По
ключевым проблемам международной безопасности,
таким, как нераспространение оружия массового
поражения, урегулирование региональных
конфликтов, борьба против международного
терроризма, Москва и Вашингтон могут
вполне успешно взаимодействовать. Однако
стратегическое партнерство между Россией
и США, провозглашенное в начале 90-х годов,
оказалось декларативным, поскольку администрация
Клинтона была не готова к развитию равноправных
отношений и взяла курс на действия с позиции
силы. Москва больше не является геополитическим
конкурентом Вашингтона в различных частях
земного шара. Хотя Россия больше не рассматривается
в качестве непосредственного противника
США, она по-прежнему не воспринимается
как составная часть или надежный партнер
Запада. Слабая и непредсказуемая Москва
не может играть приоритетной роли для
Вашингтона в регулировании новых правил
игры в мировом сообществе. Отношения
с Москвой больше не считаются основным
направлением американской политики.
Главный упор Вашингтон делает на укрепление
и развитие своих связей с союзниками
по НАТО и Японией. Одновременно приоритетное
место в политике США занял Китай, стремительный
рост мощи которого чреват превращением
в новую сверхдержаву XXI века, которая
может отказаться играть по американским
правилам.
В этих условиях
американцы все чаще действуют, не считаясь
с интересами России. Об этом свидетельствуют
решение о расширении НАТО за счет бывших
союзников СССР, растущее проникновение
США в бывшие советские республики, попытки
американского диктата при решении региональных
конфликтов (Босния, Kocoво, Ирак, Иран, Корея
и т.д.). Хотя Вашингтон продолжает декларировать
готовность к сотрудничеству с Москвой,
однако на практике США все чаще стремятся
решать региональные проблемы без участия
России. Это проявляется не только в подходе
к арабо-израильскому конфликту и урегулированию
ситуации на Корейском полуострове, но
и в военных акциях против Ирака, войне
НАТО против Югославии. Вашингтон начал
игнорировать Москву не только в Европе,
на Ближнем Востоке и в АТР, но и в бывших
советских республиках. США все меньше
считаются с российскими интересами в
Прибалтике, Закавказье и Средней Азии,
активно вмешиваются в российско-украинские
отношения. Особое значение имеет
вопрос о расширении состава и функций
НАТО, которая под руководством США превратилась
в доминирующую военно-политическую структуру
в Европе. В результате Россия, не будучи
членом НАТО, в значительной степени оказалась
в изоляции при решении ключевых вопросов
европейской безопасности.
Соединенные
Штаты и НАТО присваивают себе право использовать
в одностороннем порядке военную силу,
не считаясь ни с решениями ООН, ни с возражениями
России, как это произошло в Косово. Бойкот
СПС в связи с войной против Югославии
также не принес успеха. Бессмысленно
отказываться от диалога с крупнейшим
военным альянсом в мире. Россия и НАТО
могут либо сотрудничать, либо соперничать.
Третьего не дано.
Альтернативой
стратегии военно-политического диалога
с США и американскими союзниками может
быть только курс на стратегический союз
с Китаем. Но такой союз не может компенсировать
выталкивания России из Европы, ведь Пекин
не хочет, да и не может защищать европейские
интересы Москвы. Конечно же, расширение
взаимодействия Российской Федерации
с Европейским союзом, Китаем, Индией,
Японией, другими крупными державами,
наряду с поддержанием ровных отношений
с США, будет способствовать укреплению
тенденции к формированию многополярной
структуры международных отношений.
Роль единственной
сверхдержавы требует такой концентрации
ресурсов и политической воли, которой
Соединенные Штаты не обладают. При всем
политическом, экономическом, информационном
и особенно военном лидерстве Вашингтона
его нынешняя сила не позволяет единолично
диктовать мировому сообществу свою волю,
установить Pax Americana. Если США изберут курс
на приспособление к реалиям многополярного
мира, то в этой системе международных
отношений Россия - важный партнер Соединенных
Штатов. Это позволяет надеяться, что нам
удастся не допустить разрастания расхождений
и возврата к геополитической конфронтации,
а в конечном счете обеспечить позитивное
взаимодействие на основе национальных
интересов обеих держав.
Заключение
Решение новой геополитической дилеммы России не может быть найдено ни в контральянсе, ни в иллюзии равноправного стратегического партнерства с США, ни в попытках создать какое-либо новое политически или экономически "интегрированное" образование на пространствах бывшего Советского Союза. Во всех них не учитывается единственный выход, который на самом деле имеется у России. Для России единственный геостратегический выбор, в результате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене и получить максимальную возможность трансформироваться и модернизировать свое общество, — это Европа. И это не просто какая-нибудь Европа, а трансатлантическая Европа с расширяющимися ЕС и НАТО,которая принимает осязаемую форму и, кроме того, она, вероятно, будет по-прежнему тесно связана с Америкой. Вот с такой Европой России придется иметь отношения в том случае, если она хочет избежать опасной геополитической изоляции.
Только Россия, желающая принять
новые реальности Европы как
в экономическом, так и в
геополитическом плане, сможет
извлечь международные
Никакой другой выбор не может открыть перед Россией таких преимуществ, как современная, богатая и демократическая Европа, связанная с Америкой. Европа и Америка не представляют никакой угрозы для России, являющейся неэкспансионистским национальным и демократическим государством. Они не имеют никаких территориальных притязаний к России, которые могут в один прекрасный день возникнуть у Китая. Они также не имеют с Россией ненадежных и потенциально взрывоопасных границ, как, несомненно, обстоит дело с неясной с этнической и территориальной точек зрения границей России с мусульманскими государствами к югу. Напротив, как для Европы, так и для Америки национальная и демократическая Россия является желательным с геополитической точки зрения субъектом, источником стабильности в изменчивом евразийском комплексе.
Следует надеяться на то, что отношения сотрудничества между расширяющейся Европой и Россией могут перерасти из официальных двусторонних связей в более органичные и обязывающие связи в области экономики, политики и безопасности. Таким образом, в течение первых двух десятилетий следующего века Россия могла бы все более активно интегрироваться в Европу, не только охватывающую Украину, но и достигающую Урала и даже простирающуюся дальше за его пределы. Присоединение России к европейским и трансатлантическим структурам и даже определенная форма членства в них открыли бы, в свою очередь, двери в них для трех закавказских стран — Грузии, Армении и Азербайджана, — так отчаянно домогающихся присоединения к Европе.
Нельзя предсказать, насколько
быстро может пойти этот
Список используемой
литературы:
Информация о работе Современное геополитическое положение России