Архетиктурные стили Уфы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение архитектурных стилей города Уфы.
Задачи:
ознакомиться с архитектурой города Уфы XIX, XX веков;
изучить объекты архитектуры Республики Башкортостан;
рассмотреть архитектуру современной Уфы.

Содержание

Введение 3
1. Архитектура Уфы XIX века 5
1.1. Классический стиль города 5
2.2. От классики к эклектике 6
2. Объекты архитектуры Республики Башкортостан 11
3. Архитектура Уфы начала ХХ века 18
4. Уфа современная 20
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Архетиктурные стили Уфы.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

 

Архитектура – уникальное явление в истории мирового зодчества, причем архитектура каждого последующего периода истории поражает своей  непохожестью на все предыдущие архитектурные стили. Например, зародившиеся в начале 20 века идеи рационализма и конструктивизма (простота, утилитаризм и экономичность) получили новое мощное направление – функционализм, названный международным (интернациональным) стилем1. Главными объектами приложения архитектурной мысли теперь стали функциональные сооружения нового типа: вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилище человека. Американский архитектор Луис Салливен (1856 – 1924), провозгласивший лозунг «форма следует функции», считал, что дом человека должен напоминать «жилище пчел». А потому следует возводить «ульи для людей» — единообразные, стандартные сооружения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью себя составной частью гигантской городской биосферы.

Архитектура - явление  достаточно сложное и неоднозначное. А особенно - архитектура  Уфы, города, расположенного между Европой и  Азией, где причудливо переплетаются  стили  этих стран света: сдержанный, строгий европейский, и пышный, причудливо-помпезный - азиатский2.

При господстве эклектики  в архитектуре именно разноплановое  сочетание и является поиском  истины, дизайнерского единства и  неповторимости. Но как создать именно шедевр? Ведь грамотное сочетание  не только архитектуры различных стран, но и разных эпох - настоящее Мастерство, под силу далеко не каждому.

Современная застройка Уфы - яркое  тому доказательство. Как выбрать  и воплотить в жизнь такой  проект, который не только грамотно и органично впишется в старинную и современную застройку города, но и позволит выразить себя, не затеряться в величии и многообразии других архитектурных шедевров этого города с богатейшей историей?

Разумеется, эта задача - не из простых, но - вполне осуществимая, учитывая разнообразие современных материалов, и технологий строительства. Многие из них являются восстановленными старинными методиками, адаптированными к новым условиям. Следовательно, можно не просто отреставрировать или копировать архитектурные шедевры прошлого, но и создавать свои произведения, беря за основу идеи великих мастеров прошлого, осовременивая и развивая их мысль, обогащая свое творчество.

Порой сложно разобраться, современное  перед нами здание, или - старинное. И в этом также проявляется  уникальность архитектуры Уфы, в четком балансе и ярком стиле застройки города.

Объектом данного исследования являются уфимские архитектурные стили, предметом – их проявления и разнообразие.

Целью данной работы является рассмотрение архитектурных стилей города Уфы.

Задачи:

  • ознакомиться с архитектурой города Уфы XIX, XX веков;
  • изучить объекты архитектуры Республики Башкортостан;
  • рассмотреть архитектуру современной Уфы.

 

1. Архитектура Уфы XIX века

1.1.  Классический стиль города

 

Одним из популярных  архитектурных стилей (или ордеров) в российском зодчестве XIX века был классицизм.

Здания, построенные в  этом стиле, имеют четкие прямоугольные  формы и симметричные композиции. Мастера классицизма применяли  в своем творчестве античные ордера, созданные греческими зодчими. Удаленность от столичного управления, которое не могло столь жестко регламентировать творчество местных архитекторов, также сыграла немалую роль в застройке города.

В 20-е годы XIX века в  Уфе началось строительство Гостиного  двора, которое шло довольно медленно. Это здание, занимавшее середину большой торговой площади и имевшее в плане форму квадрата со сторонами значительных размеров и большим открытым двором посередине, сохранилось до наших дней в сильно перестроенном виде. Основная часть Гостиного двора с магазинами была окружена по периметру светлой профилированной аркадой, опирающейся на довольно толстые столбы3.

Попытка выдержать фасад  в классических формах не вполне удалась  автору, имя которого мы пока не знаем. Верхняя часть здания заканчивалась  карнизом с большим откосом, под которым располагался непропорциональный по отношению к высоте здания широкий фриз с триглифами слишком удлиненных пропорций. Можно предположить, что архитектор намеренно спроектировал более широкий фриз, чтобы как-то уравновесить слишком большую протяженность стен. Самое оживленное место в городе — Гостиный двор, он всегда был окружен многочисленными лавками, ларьками и магазинчиками.

В этот же период начинает формироваться ансамбль главной  площади Уфы - Соборной, задуманный архитектором Гесте как административный центр города. Застройка Соборной площади стала осуществляться строительством здания Духовной семинарии. План и смета по постройке новых каменных зданий для семинарии были представлены губернским архитектором Щербаковым еще в 1819 году,  но, вследствие того, что смета вышла чрезвычайно большая, она была оставлена семинарским правлением без последствий.

Широкое распространение  образцовых проектов, которые были в первой половине XIX века почти обязательными  для застройки многих русских городов, сыграли в облике города Уфы определенную роль. Построенные в различных местах центральной части, расположенные на довольно значительном расстоянии друг от друга, фасады этих зданий не создавали впечатления однообразия, они как бы организовывали архитектуру города, застройка которого велась в основном деревянными домами4.

К таким постройкам относится  здание Губернской Земской управы, Главной пожарной части и другие, построенные в середине XIX века.

Уфа выглядела именно такой, как и множество русских городков, о которых с иронией писал в своих путевых заметках В. Соллогуб: «У нас все губернские города похожи друг на друга... Везде одна большая улица, один главный магазин, потом присутственные места, дворянское собрание, аптека, река, площадь, гостиный двор будки и губернаторский дом».

2.2. От классики к эклектике

 

В русской архитектуре  середины XIX века начинают складываться новые эстетические закономерности, которые были развиты во второй половине столетия. Перелом в развитии русской архитектуры, наступивший уже с начала 1830- х годов, определил ее дальнейшее развитие по новому пути - пути эклектики.

В чем же сущность эклектики  как направления? Почему на смену  классицизму, так безраздельно господствовавшему  на протяжении почти восьми десятилетий, пришло «многостилье»?

Ордерная система кажется  уже недостаточной для воплощения всего многообразия представлений о мире. Совершается переход от архитектуры «необходимости» к архитектуре «набора», от классицизма к эклектике.

Немалую роль в художественной революции архитектуры сыграли романтические тенденции, отразившиеся в философии, в литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Портики и колоннады удорожали строительство и ухудшали функциональные качества зданий5.

Один из выдающихся архитекторов-строителей тот времени утверждал, что «постройка должна, прежде всего, удовлетворять своему назначению, быть осмысленно распланирована, а затем облечена в красивую, но непременно рациональную форму».

Если новые идеи в  творчестве столичных архитекторов развились в 30-е годы, то в Уфе подобные постройки появляются только в 50-х годах XIX века. В них ощущается, хотя не сразу, нарушения монизма художественной системы, когда ордер считался как единый и вечный канон красоты.

Этой форме раньше отвечало единообразие симметрично осевой композиции, планировка ансамбля и регулярность градостроительства. Теперь ордер, перестав быть мерилом красоты, теряет значение формообразующего элемента архитектурной системы.

Архитекторы обратились к наследию прошлого, архитектурные элементы всех известных эпох становятся средствами зодчества.

Ордер растворяется в  множестве акцентов, так как в  эклектике на смену единообразия форм приходит многообразие и часто вместо симметричной композиции применяется равномерная, ритмическая. Подобная трактовка классических форм и элементов наиболее ярко проявилась в построенном в 1852 году в Уфе здании Дворянского собрания.

В отличие от Дома Губернатора  и Духовной семинарии, где портик был организующей осью построения фасада, в этом здании применена равномерная, ритмическая композиция.

П - образное в плане  здание расположено на участке так, что оно закрепляет своим построением  один из центральных кварталов города. Выдержав фасад в традиционных классических формах, архитектор отказывается от портика, который в прежних постройках был обязательным.

Горизонтали рустов первого  этажа сменяются и подчиняются  вертикальному ритму пилястр, которыми обработаны междуоконные пространства стен по всему второму этажу. Фриз здания, лишенный какого-либо декора, дополняет строгость и простоту всей композиции.

Центральный вход в Дворянское собрание неизвестный архитектор подчеркнул лишь фигурным аттиком, на котором был  помещен герб города Уфы.

Если в здании Дворянского  собрания классический ордер применен в виде пилястр, то в построенной несколько позже Мариинской женской гимназии ордер претерпевает значительные изменения6.

Решение фасада гимназии еще выдерживается в формах классицизма  — симметричное построение, рустовка первого этажа, выделение центра композиции. Однако центральная часть здания подчеркивается не колонным портиком, а трехступенчатым построением и ритмом окон. Хотя портик читается на фасаде, но решен энкрустованными лопатками и завершается треугольным фронтоном, над которым еще возвышается и прямоугольный аттик. Композицию здания завершает четырехгранный купол, который получит широкое распространение в архитектурной эклектике.

Более отчетливо влияние  эклектики проявилось в здании Государственного банка. Трехступенчатость композиционного построения, которая в Мариинской женской гимназии была выражена в решении центральной части здания и подчеркнута лишь небольшими выступами, в здании Банка становится основой композиции.

Ордер здесь чуть намечен в трактовке  второго этажа, на ленте фриза  появляется декор, выполненный в форме гирлянд и заимствованный из стиля Людовика XVI. Вход в здание оформлен двухколонным портиком, вершенным лучковым фронтоном.

В здании Государственного банка еще сильны традиции классицизма, но архитектор уже использует мотивы архитектурного стиля эпохи Ренессанса, завершенным лучковым фронтоном, и здании Государственного банка еще сильны традиции классицизма, но архитектор уже использует мотивы из архитектурного стиля эпохи Ренессанса (лучковый фронтон) и раннего классицизма (декор фриза).

По сравнению с гимназией, где архитектор заканчивает здание треугольным фронтоном, соединенным  аттиком, композицию фасада Государственного банка завершает довольно массивный  аттик. Это здание является переходным от классицизма (декор фриза) к эклектике.

Городской архитектор Уфы П. Ланевский при проектировании в 1897 году здания Городской думы умело применил возможности материала, который сам по себе мог служить роскошным украшением. Фасад Городской думы выложен кирпичной кладкой с расшивкой образующей крупные квадры, которые уравновешиваются мелкой орнаментикой пояса и карниза, выполненной из кирпича.

Круглая угловая башня  была увенчана небольшим куполом  на барабане и декорирована в мотивах  древнерусского зодчества. Она является центром композиционного построения Городской думы. Металлические решетки балконов дополняли всю композицию7.

Возможно, что выполненное  в этом же русском стиле здание гостиницы «Метрополь» и ряд других построек были выполнены также по проекту П. Ланевского.

Национальные течения  в архитектуре, атмосфера творческих поисков в сочетании с успехами в инженерной технике и растущими масштабами строительства виделись в эклектике современниками, в частности З.П. Стасовым, не как застой и упадок в архитектуре, а как период открытий, иногда даже превышавших художественные возможности в зодчестве.

Здание пожарной части  и 1-го полицейского участка в нижней части улицы, изображенное на открытке, принадлежит ныне учебному центру МВД  Республики Башкортостан.

Самое старое из уцелевших  в Уфе церковных зданий, Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена на средства уфимского купца Данилы Степановича Жульбина и освящена и 1823 году. В 1941 году церковь была закрыта, здание передано воинской части. Затем здесь размещался аптечный склад. От сноса в советское время церковь уберегло ее местоположение в низине, в окружении оврагов. В 1957 году церковь была возвращена верующим. В 1830 году после пожара, уничтожившего первую уфимскую деревянную мечеть, была выстроена каменная (кирпичная) соборная мечеть, сохранившаяся до настоящего времени8.

Первоначально она выглядела  совсем не так, как ее привыкли видеть наши современники. Ее облик, запечатленный  на фотографиях и открытках конца XIX начала XX вв. и воспринимаемый сегодня как исторический, возник после крупной реконструкции здания во 2-й половит XIX века. Забор, по сей день окружающий территорию, примыкающую к мечети, возведен в точном соответствии с указом Екатерины II от 4 сентября 1785 года, в которым предписывалось строящиеся и уже существующие мечети «...обнести каменным забором, осведомяся от татар, как то пристойнее по их обычаю» 

Информация о работе Архетиктурные стили Уфы