Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:09, реферат
Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже.
В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.
Название: Растрелли Ф.Б.
Раздел: Биографии
Тип: доклад Добавлен 10:52:32 13 сентября 2005 Похожие работы
Просмотров: 1015 Комментариев:
7 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка:
5 Скачать
Растрелли Франческо-Бартоломео
Годы жизни: 1700 г.
- 1771 г.
Архитектор
Царь Петр с юности
мечтал о новой российской столице
на берегу моря. Столице, которая будет
походить на западные города. И жизнь
в ней будет протекать по европейским
порядкам. Вот почему, едва основав
Петербург, государь повелел всем послам
искать и нанимать на западе опытных
мастеров, художников, архитекторов. В
числе приглашенных оказался итальянский
скульптор Бартоломео Карло Растрелли
(1675-1744), проживавший в Париже.
В 1715 году он подписал
договор, что обязуется служить
царю Петру: создавать статуи, строить
дома, изготавливать цветные
Через пять десятилетий
Франческо Бартоломео (1700-1771), став знаменитым
русским архитектором, составил перечень
своих творений. Не стесняясь, он приписал
себе и все те, где был только помощником
отца. На самом деле за первые 20 лет жизни
в России он построил самостоятельно только
один дворец в Петербурге: для молдавского
господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но
уже эта работа принесла ему успех.
Известность Франческо
как мастера удивительных архитектурных
фантазий побудила новую русскую императрицу
Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли
возвести для нее зимний дом в московском
Кремле, летний - на окраине Москвы в Лефортове
(1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733).
Увы, ни один из них не дожил до наших дней.
Дворцы так понравились
государыне и ее окружению, что фаворит
императрицы герцог Эрнст Бирон
пожелал, чтобы Франческо Растрелли
спешно возвел для него два дворца в Курляндии:
в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава, 1738). Здесь
были предприняты первые серьезные поиски
нового архитектурного стиля, который
окончательно утвердился через полтора
десятилетия. За эту работу Растрелли
было пожаловано звание обер-архитектора
императорского двора (1738).
Однако, не успев
завершить отделку курляндских
дворцов, архитектор вынужден был спешно
вернуться в Петербург. Новая
правительница - Анна Леопольдовна вознамерилась
иметь свой Летний дворец на том
месте, где теперь высится Михайловский
замок. Строить его доверено было Франческо
Растрелли. Только заложили фундамент,
как власть в России опять переменилась.
Императрицей стала Елизавета Петровна,
дочь Петра Великого. Ее приближенные,
конечно, не захотели признать архитектора,
ходившего недавно в любимцах всем ненавистного
Бирона. Растрелли собрался было уезжать,
но...
Веселая императрица
жаждала иметь новые роскошные
дворцы. Размах и пышность строений
должны были демонстрировать силу и
могущество государства, а буйно
украшенные фасады - укрыть расстроенные
финансы. Построить такие здания
мог только Растрелли с его
неуемной фантазией.
Создание нового
дворца в Петергофе началось в 1747
и завершилось в 1752 г. Нарядное здание,
протянувшееся на 300 метров, стоит
на высоком берегу и фасадом обращено
к бескрайним морским просторам.
Известный историк искусства
и художник XX столетия Александр
Бенуа писал, восхищаясь творением
Растрелли: "Петергоф как бы родился
из пены морской. Петергоф - резиденция
царя морей".
Еще полным ходом
шли работы в Петергофе, а нетерпеливая
императрица уже пожелала, чтобы
обер-архитектор срочно принял участие
в перестройке старого дворца в Царском
Селе. Пять лет трудился Растрелли над
самой роскошной загородной резиденцией
русских царей. Помимо грандиозного дворца,
протяженностью в 740 метров, он возвел
вокруг него еще несколько нарядных павильонов:
Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу.
Царскосельский ансамбль
по праву можно назвать одной
из вершин русского барокко. Стиля, в
который Растрелли внес свои отличительные
черты: он украшал все фасады здания,
а не только главный, как на Западе;
следуя традициям древнерусской
архитектуры, успешно использовал
цвет; очень активно применял рокайльные
(в виде раковин) декоративные детали.
Эти особенности позволили историкам
искусства назвать стиль "елизаветинским",
или "растреллиевским барокко".
Он очень быстро
стал модным. Многие стремились построить
дом и украсить его в растреллиевском
духе. Петербургские вельможи замучили
обер-архитектора своими просьбами. До
наших дней сохранились дворец графа М.
Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного
поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750),
дворец графов Строгановых на Невском
(1753). В эти же годы Растрелли принимается
за чертежи дворца для императрицы в Стрельне,
возводит небольшой дворец на Средней
Рогатке, создает проект нового Зимнего
дворца, наблюдает за работами в Царском
Селе и в Смольном монастыре, как стали
называть женскую обитель по расположенному
рядом с ней Смоляному двору.
К сожалению, Растрелли
не довелось полностью воплотить
свой замысел: не были отделаны интерьеры
и осталась только в модели ажурная 140-метровая
колокольня. Деньги понадобились на войну
с Пруссией (1756-1762) и для строительства
нового Зимнего дворца.
История его создания
примечательна и тем, что раскрывает
одну из черт характера Растрелли. Интересный
собеседник, общительный и
Дворец заложили
в 1753 году на месте прежнего, времен
Анны Иоанновны, и прилегающих зданий.
Последнее и самое грандиозное творение
Растрелли представляет четыре больших
квадратных объема по углам, соединенным
широкими галереями. Внутри - свыше тысячи
нарядных помещений. Дворец стал главной
доминантой в городе. И не случайно более
ста лет запрещалось возводить здания
выше Зимнего. Довольный император наградил
обер-архитектора званием генерал-майора
и орденом Св. Анны. Первые и единственные
награды за 46 лет верной службы.
В октябре 1770 Растрелли
обратился с просьбой принять
его в члены Петербургской
академии художеств. В январе 1771 Академия
19-ю голосами против трех приняла
еще недавно прославленного обер-архитектора
в вольные общники. А в апреле того же года
он скончался. Следы его могилы затерялись.
В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным
монастырем назвали площадью Растрелли.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/