Архитектор Растрелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:09, реферат

Описание

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже.

В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.76 Кб (Скачать документ)

Название: Растрелли  Ф.Б.

 Раздел: Биографии

 Тип: доклад  Добавлен 10:52:32 13 сентября 2005 Похожие  работы

 Просмотров: 1015 Комментариев: 7 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5     Скачать  
 
 

Растрелли Франческо-Бартоломео  

Годы жизни: 1700 г. - 1771 г. 

Архитектор  

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице  на берегу моря. Столице, которая будет  походить на западные города. И жизнь  в ней будет протекать по европейским  порядкам. Вот почему, едва основав  Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных  мастеров, художников, архитекторов. В  числе приглашенных оказался итальянский  скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже.  

В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить  царю Петру: создавать статуи, строить  дома, изготавливать цветные искусственные  мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло  на берега Невы. Суровый Петр отдал  повеление, чтобы приезжие "...времени  даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.  

Через пять десятилетий  Франческо Бартоломео (1700-1771), став знаменитым русским архитектором, составил перечень своих творений. Не стесняясь, он приписал себе и все те, где был только помощником отца. На самом деле за первые 20 лет жизни в России он построил самостоятельно только один дворец в Петербурге: для молдавского господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но уже эта работа принесла ему успех.  

Известность Франческо как мастера удивительных архитектурных фантазий побудила новую русскую императрицу Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли возвести для нее зимний дом в московском Кремле, летний - на окраине Москвы в Лефортове (1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733). Увы, ни один из них не дожил до наших дней. 

Дворцы так понравились  государыне и ее окружению, что фаворит  императрицы герцог Эрнст Бирон  пожелал, чтобы Франческо Растрелли спешно возвел для него два дворца в Курляндии: в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава, 1738). Здесь были предприняты первые серьезные поиски нового архитектурного стиля, который окончательно утвердился через полтора десятилетия. За эту работу Растрелли было пожаловано звание обер-архитектора императорского двора (1738). 

Однако, не успев  завершить отделку курляндских  дворцов, архитектор вынужден был спешно вернуться в Петербург. Новая  правительница - Анна Леопольдовна вознамерилась  иметь свой Летний дворец на том  месте, где теперь высится Михайловский замок. Строить его доверено было Франческо Растрелли. Только заложили фундамент, как власть в России опять переменилась. Императрицей стала Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Ее приближенные, конечно, не захотели признать архитектора, ходившего недавно в любимцах всем ненавистного Бирона. Растрелли собрался было уезжать, но... 

Веселая императрица  жаждала иметь новые роскошные  дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и  могущество государства, а буйно  украшенные фасады - укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его  неуемной фантазией.  

Создание нового дворца в Петергофе началось в 1747 и завершилось в 1752 г. Нарядное здание, протянувшееся на 300 метров, стоит  на высоком берегу и фасадом обращено к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства  и художник XX столетия Александр  Бенуа писал, восхищаясь творением  Растрелли: "Петергоф как бы родился  из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей". 

Еще полным ходом  шли работы в Петергофе, а нетерпеливая императрица уже пожелала, чтобы  обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу.  

Царскосельский ансамбль по праву можно назвать одной  из вершин русского барокко. Стиля, в  который Растрелли внес свои отличительные  черты: он украшал все фасады здания, а не только главный, как на Западе; следуя традициям древнерусской  архитектуры, успешно использовал  цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин) декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль "елизаветинским", или "растреллиевским барокко". 

Он очень быстро стал модным. Многие стремились построить  дом и украсить его в растреллиевском духе. Петербургские вельможи замучили обер-архитектора своими просьбами. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750), дворец графов Строгановых на Невском (1753). В эти же годы Растрелли принимается за чертежи дворца для императрицы в Стрельне, возводит небольшой дворец на Средней Рогатке, создает проект нового Зимнего дворца, наблюдает за работами в Царском Селе и в Смольном монастыре, как стали называть женскую обитель по расположенному рядом с ней Смоляному двору. 

К сожалению, Растрелли  не довелось полностью воплотить  свой замысел: не были отделаны интерьеры и осталась только в модели ажурная 140-метровая колокольня. Деньги понадобились на войну с Пруссией (1756-1762) и для строительства нового Зимнего дворца. 

История его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Но ради претворения в жизнь своих  замыслов он умел быть терпеливым, дипломатичным  и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце. Растрелли безропотно выполнял все  ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего  дворца - ее давняя и заветная мечта. И в конце концов Елизавета ему поверила. 

Дворец заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри - свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы. 

В октябре 1770 Растрелли  обратился с просьбой принять  его в члены Петербургской  академии художеств. В январе 1771 Академия 19-ю голосами против трех приняла  еще недавно прославленного обер-архитектора в вольные общники. А в апреле того же года он скончался. Следы его могилы затерялись. В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.  

Список литературы 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://russia.rin.ru/

Информация о работе Архитектор Растрелли