Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:24, реферат

Описание

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Работа состоит из  1 файл

Архитектура Барокко.docx

— 111.85 Кб (Скачать документ)

     Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)

     Преобладающие

     и модные цвета

     Приглушенные  пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом
     Линии      Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение
     Форма      Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры
     Характерные элементы

     интерьера

     Стремление  к величию и пышности; массивные  парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов  оформления
     Конструкции      Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые
     Окна      Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру
     Двери      Арочные проемы с колоннами; растительный декор
 

 

     Возникновение барокко

     Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

     Историческая  характеристика барокко

     В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании;

     Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической  политики.

     В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации  Рим приобрел новое значение, а  строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый  этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

     Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что  его недостаточно для осуществления  строительных программ. В связи с  этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

     Несмотря  на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной  во Франции, она объединена общим  понятием "барокко".

     Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление  Реформации, города - резиденции и монастыри - - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

     Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

     Строительные  особенности барокко

     В эпоху Возрождения строительству  городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает  идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

     
     

     "Идеальный  город" эпохи  возрождения Пальма  Нуова, 1593 г.

     

     Интерес к городскому пейзажу, повседневному  быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

     Другой  стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже  сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских  ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов  городского ансамбля. Продолжается архитектурное  формирование городских центров. При  этом площадь     утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

     Улицам  в эпоху Возрождения не уделялось  много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

     В архитектуре Возрождения большое  значение приобретает разработка проекта  с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял  руководство стройкой, но не являлся  одним из мастеров, непосредственно  участвующих в работе. Вместе с  тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и  продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

     
     

     Стиль барокко: а - церковь  святой Сусанны в  Риме, б - фрагмент

     интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, 

     д - зеркало, е - стол

     

     Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

     В эпоху барокко иллюзорно глубинная  трактовка стены продолжается реальными  объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

     О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

     Характерные черты барокко

     Барокко воплощает новые представления  о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и  ритмов, материалов и фактур, света  и тени, совмещением иллюзорного  и реального.

     Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным  криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают  живописность и динамичность. Они  как бы вливаются в окружающее пространство.

     Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи  иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию  разверзшихся сводов.

     В живописи и скульптуре преобладают  декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или  аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает  эмоциональное, ритмичное и колористическое  единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

     Типы  сооружений барокко

     Для барокко характерны усложненность  планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми  эффектами, обилие кривых, пластично  изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется  изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

     

     Прага,

     костел  св. Маркеты

     

     Фрауэнкирхен.

     Дрезден 1743 г.

     

     Церковь Сант - Иво

     в Риме. 1660 г.

     Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его  по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.

Информация о работе Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)