Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:46, контрольная работа
Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».
Архитектура XVIII столетия
во Франции традиционно
Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с Католической Церковью.
Самого слова «неоклассицизм»
в XVIII в. ещё не существовало. Критики
и художники пользовались другими
определениями — «истинный стиль» или
«возрождение искусств». Интерес к античности
в XVIII столетии приобрёл научный характер:
археологи начали методические раскопки
древних памятников, архитекторы стали
делать точные обмеры и чертежи сохранившихся
фрагментов и руин. Для неоклассицистов
архитектура была способом переустройства
мира. Появились утопические проекты,
в которых воплощались идеалы эпохи Просвещения;
позднее они получили название «говорящая
архитектура».
АРХИТЕКТУРА РОКОКО
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайнеинтерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентстваФилиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или
«рокайль») вошел в употребление
в середине XIX в. Изначально «рокайль»
- это способ убранства интерьеров гротов,
фонтанных чаш и т.п. различными окаменелостями,
имитирующими естественные (природные)
образования, и «рокайльщик» - это мастер,
создающий такие убранства. То, что мы
сейчас называем "рококо" в свое время
называлось "живописным вкусом",
но в 1750-х гг. активизировалась критика
всего "выкрученного" и "вымученного",
и в литературе стало встречаться именование
"испорченный вкус".
Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643—1715 гг.), но в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.
Как правило, высокая
ограда отделяла особняк от города,
скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты
отелей часто имели криволинейные
очертания; они не располагались
анфиладой, как было принято в
особняках XVII в., а образовывали очень
изящные асимметричные композиции. В центре
обычно помещался парадный зал, так называемый
салон. Комнаты были гораздо меньше, чем
залы дворцов эпохи классицизма, и с более
низкими потолками. А окна в этих особняках
делали очень большими, почти от пола.
Интерьеры построек рококо были оформлены
скульптурными и резными украшениями,
живописью на фантастические темы и множеством
зеркал.
Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами.
Пьер Деламер. Отель
Субиз в Париже. 1705-1709 гг. Фасад.
В интерьере отеля
Субиз особенно интересен Овальный
салон (1735— 1738 гг.), созданный в стиле
рококо архитектором, скульптором и
декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754).
Здесь все углы закруглены, нет ни одной
прямой линии, даже переход от стен к потолку
замаскирован картинами, помещёнными
в рамы криволинейных очертаний. Все стены
украшены резными панелями, позолоченными
орнаментами и зеркалами, которые словно
расширяют пространство, придавая ему
неопределённость.
В эпоху рококо был
создан также один из самых красивых
городских ансамблей Франции
— ансамбль трёх площадей в городе
Нанси в Лотарингии (на востоке
страны), построенный в 1752—1755 гг. по
заказу Станислава I, герцога Лотарингского.
Автором этого проекта был ученик Боффрана
Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763).
Эмманюэль Эре де Корни. Ансамбль площади Станислава, площади Каррьер и площади Правительства в Нанси. 1752-1755 гг. Аэрофотосъемка.
Эмманюэль Эре де Корни.
Площадь Правительства в Нанси. 1752- 1755
гг. Общий вид.
Королевская площадь — перед Дворцом правительства — представляет собой как бы огромный парадный двор, почти овальный. Всю площадь обегает колоннада, которая включает в себя также портик Дворца. С него открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер, которая завершается триумфальной аркой. Она обозначает вход на главную площадь ансамбля — прямоугольную площадь Станислава. Угловые въезды на неё оформлены коваными решётками и воротами с изящным позолоченным узором. В центре расположен конный монумент герцога Станислава I. Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо.
Неоклассицизм —
термин, применяемый в российском искусствоведении
для обозначения художественных явлений
последней трети XIX и XX веков, которым присуще
обращение к традициям искусства античности,
искусства эпохи Возрождения или классицизма
(в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном
искусствоведении неоклассицизмом называют
классицизм в архитектуре и изобразительном
искусстве второй половины XVIII — первой
трети XIX веков, в отличие от классицизма
более раннего периода.
Архитектура Возрождения.
Главное, чем характеризуется эта эпоха
— возвращение в архитектуре к принципам
и формам античного, преимущественно римского
искусства. Особенное значение в этом
направлении придаётся симметрии, пропорции,
геометрии и порядку составных частей,
о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие
образцы римской архитектуры. Сложная
пропорция средневековых зданий сменяется
упорядоченным расположением колонн,
пилястр и притолок, на смену несимметричным
очертаниям приходит полукруг арки, полусфера
купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.
Жемчужина ренессансной архитектуры.
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура
пережила в Италии, оставив после себя
два города-памятника: Флоренцию и Венецию.
Над созданием зданий там трудились великие
архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон
Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо
Вазари и многие другие.
Романский стиль (от лат. romanus — римский)
развивался в западноевропейском искусстве
X—XII веков. Наиболее полно он выразился
в архитектуре. Романский стиль, художественный
стиль, господствовавший в Западной Европе
(а также затронувший некоторые страны
Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест
— и в XIII в.), один из важнейших этапов развития
средневекового европейского искусства.
Термин «романский стиль» появился в начале
XIX века, когда была установлена связь
архитектуры XI—XII веков с древнеримской
архитектурой (в частности, использование
полуциркульных арок, сводов). В целом,
термин условен и отражает лишь одну, не
главную, сторону искусства. Однако, он
вошёл во всеобщее употребление. Основной
вид искусства романского стиля — архитектура,
преимущественно церковная (каменный
храм, монастырские комплексы).
Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная
раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко
— стиль в искусстве (в основном, в дизайне
интерьеров), возникший во Франции в первой
половине XVIII века (во время регентства
Филиппа Орлеанского) как развитие стиля
барокко. Характерными чертами рококо
являются изысканность, большая декоративная
нагруженность интерьеров и композиций,
грациозный орнаментальный ритм, большое
внимание к мифологии, эротическим ситуациям,
личному комфорту. Наивысшее развитие
в архитектуре стиль получил в Баварии.