Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:40, контрольная работа
Зарождение искусства в Иране уходит в далекое прошлое, а архитектура является самым древнейшим из искусств. Расцвет и развитие архитектуры древнего Ирана свидетельствует о том, что эта страна была одним из первых центров градостроительства и сооружения плотин, инженерного дела в целом. Примером тому служат полуразвалившиеся, но сохранившие по прошествии столетий свою привлекательность здания. Из археологических надписей можно сделать вывод, что искусство и ремесла появились на этой земле где-то в 7 тысячелетии до н. э., так как весь Иран, в частности его селения, в настоящее время служат живой книгой истории архитектуры и искусства.
Зарождение искусства в Иране уходит в далекое прошлое, а архитектура является самым древнейшим из искусств. Расцвет и развитие архитектуры древнего Ирана свидетельствует о том, что эта страна была одним из первых центров градостроительства и сооружения плотин, инженерного дела в целом. Примером тому служат полуразвалившиеся, но сохранившие по прошествии столетий свою привлекательность здания. Из археологических надписей можно сделать вывод, что искусство и ремесла появились на этой земле где-то в 7 тысячелетии до н. э., так как весь Иран, в частности его селения, в настоящее время служат живой книгой истории архитектуры и искусства.
Вот уже некоторое время в Тегеране проходит ряд форумов под названием «Охрана культуры и цивилизации» Ирана, на которых рассматривается культура и искусство Ирана, а исследователи и писатели выступают со своими статьями и исследовательскими материалами в этой связи. Недавно состоялся форум под названием "Архитектура древнего Ирана". На нем изучались такие темы, как исторические шедевры Ирана: Пирамидальные храмы в Сузах, Персеполис, арка Хосрова, а также тема"Иран – истоки архитектурной школы мира". Ораторы выступили по поводу изумительных архитектурных особенностях этих сооружений.
Раскопки, проведенные в последнее время в Иране, нарушили устоявшееся среди археологов мнение о том, что основная часть первобытных ремесел возникла среди цивилизаций, базировавшихся в долине Междуречья. Однако на сегодня большинство специалистов склонно считать, что первые цивилизации перекочевали в долину Междуречья с востока, вернее с иранского нагорья. Можно сказать, что шумеры перенесли с собой в долину Евфрата и Тигра цивилизацию, существовавшую на иранском нагорье, и в силу большого опыта древних иранцев в покорении стихии основали в Междуречье новую цивилизацию.
Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние иранских земель) приводит обстоятельство, которое подтверждается нынешними раскопками и обнаружениями. Он пишет, в частности: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». В том числе он приписывает иранцам земледелие, животноводство, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.
Архитектура в Иране имеет историю в несколько тысячелетий и сохранившиеся образцы иранской архитектуры можно наблюдать в районах Туркестана, Индии, Китая, Кавказа, Сирии и даже Занзибара, в юго-восточной Африке.
Известный английский востоковед Обри по поводу заслуг иранцев перед историей и культурой человечества пишет:
«В моем представлении, важнейшей из этих заслуг является улучшение общего качества жизни. В древности в Иране были созданы все условия для процветания общества, для нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а сама эта земля служила перекрестком торгово-караванных путей со всего света. Ремесла, науки, медицина, поэзия, живопись, музыка, все эти вещи, которые придают смысл человеческой жизни, были подарком древних иранцев человечеству».
Разговор о древней архитектуре практически не имеет смысла без приведения примеров. Одним из древнейших зданий, обнаруженных на иранском нагорье, является Заг-теппе в районе Казвина, который датируется седьмым – началом шестого столетия до н.э. Среди прочих изумительных особенностей этого здания можно выделить его прекрасную раскраску, причем ученые до сих пор не выяснили, каким образом и какими средствами было украшено это древнее здание. Для обогрева здания в холодные времена использовался камин. Также здесь была устроена небольшая кладовая и склад инструментов, а также имелась столовая. Стены украшены рисунками горного козла, и по всей вероятности это здание использовалось для проведения религиозных церемоний и общественных собраний.
Другим исторически важным местом в Иране считается Теппе Сиалк, который датируется шестым – пятым веками до н.э. Первые поселившиеся в этом районе люди еще не были знакомы с искусством сооружения домов, они жили в деревянных или сделанных из листьев хижинах. Однако вскоре здесь началось строительство зданий из глины и сырого кирпича. Примерно в 4 в. до н.э. в этом районе уже возник новый городок, здания в котором были целиком построены из сырого кирпича. Эти первые кирпичи изготавливались в овальной форме, сушились на солнце и закладывались затем в здание. Практически все здания этого периода окрашены в красный цвет, все двери в домах низкие и узкие.
Однако если уж зашел разговор о древнейших сооружениях в Иране, нельзя не упомянуть о пирамидальном храме в Чогазанбиле, возведенном примерно в 1300 г. до н.э. на берегу реки Кархе в нынешней провинции Хузистан, на юге Ирана. Храм был построен по приказу эламитского царя Хунташ Хубана на развалинах более древнего городка. Здание имеет прямоугольную форму и содержит 5 этажей, причем каждый вышестоящий этаж меньше нижнего. В продольном разрезе храм имеет форму конуса. Основное помещение храма находилось на самом нижнем этаже. Основным строительным материалом служил эмалированный кирпич. Интересно, что искусно сооруженный западный купол храма Чогазанбил хорошо сохранился по прошествии более трех тысячелетий. Полумесячные арки над проходами и внутренней лестницей говорят о немалом мастерстве древних иранцев в архитектуре и градостроительстве. Конечно, основным предметом изумления и восхищения ученых стала обнаруженная в этом здании система подачи питьевой воды, которой пользовались священнослужители и простые жители данного района.
Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Суровая закалка и неприхотливость хорошо организованных персидских отрядов обеспечили им военный успех в походах. Царь Кир в середине VI в. до н. э. завоевывает одно за другим ослабевшие государства Двуречья и Восточного Средиземноморья.
Захват областей с высоким уровнем цивилизации приблизил персов к достижениям оседлой культуры. Заимствуются приемы горного крепостного строительства, тип царских скальных гробниц, монументальная образность дворцов на платформах. При этом не строили специальных оснований, а подбирали подходящие участки и обрабатывали их в виде террас. Дворцы не подавляли своей монументальностью и глухими стенами; они легкие, просторные, со стройными колоннами внутри – на их архитектуру оказали влияние традиции возведения кочевых шатров.
В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю.
Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки пришлашались лучшие художники и скульпторы со всех концов империи
При рассмотрении архитектуры Персии обычно в обзор персидского зодчества включается и мусульманский период, иными словами, время после арабского завоевания, принесшего ислам. Здесь же мы рассматриваем архитектуру Персии лишь до падения империи сасанидов, т. е. до 636 г. н. э. Данный раздел правильнее поэтому назвать Древней Персией.
Рассматриваемое время делится на три периода: первый — время ахеменидов, эпоха огромной мировой империи (550 —331 гг. до н. э.), второй — парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.) и, наконец, третий — сасанидский период, время большого феодального государства сасанидов (226 — 636 г. н. э.).
Империя ахеменидов, по сути говоря, лишь последняя фаза древневосточной деспотии, логический вывод в области государственного устройства из того, что мы имеем в Новом Вавилоне. Правда, всегда необходимо иметь в виду, что многое изменилось к данному моменту в экономической жизни Передней Азии: назрела необходимость объединения отдельных рынков, благодаря хорошим дорогам усиленно развилась торговля, возникла денежная система. Последнее обстоятельство было фактом первостепенной важности. Государство в большой степени базировалось на городских торговых элементах. У власти стояла кучка аристократов, объединенная семейными и племенными отношениями.
В Египте и Месопотамии начинаются те два русла, по которым в двух противоположных направлениях идет движение идей и влияний, — на Дальний Восток и на запад, в Европу. Историк искусства должен сперва спуститься по одному руслу, затем — по другому. Мы прежде направимся восточным руслом, которое идет из Египта и Ассирии в Персию, а оттуда, через страны древнейших культур — Индию и Китай, достигает Дальнего Востока.
Персия — первая из стран Востока, испытывающая воздействие культур Египта и Ассирии. Персия представляет собою ряд глинистых плоскогорий, расположенных уступами и опирающихся на цепи голых гор. Полное отсутствие лесной растительности, наличие лишь камня и глины делает последнюю, как и в Месопотамии, основным строительным материалом. Здесь, как и в Месопотамии, защита от зноя являлась основной задачей строителя. Что касается требований, которые предъявлялись к архитектуре, то они те же, что и во всех других восточных деспотиях: грандиозность зданий должна была отражать блеск царского величия. Трудовая часть населения, испытывавшая, как и в Месопотамии, всю тяжесть деспотической власти, обладала, однако, тем врожденным чувством красоты, которое, в противоположность любви к грандиозному, отличает арийские народности от семитских. Архитектура Ассирии могла быть перенесена на персидскую почву, но, акклиматизировавшись в Иране, обнаружила больше изящества, изысканности и благородства форм.
Примечание: Мысль о том, что архитектура ахеменидов представляет собой акклиматизировавшуюся в Персии архитектуру Ассирии, бесспорно является ошибочной. К моменту возникновения персидской монархии в искусстве Переднего Востока вырабатывается своеобразный синкретизм, который особенно ясно наблюдается в репертуаре орнаментальных мотивов и в архитектурной декорации и который становится одной из отличительных черт ахеменидского стиля. Констатирование отдельных ассирийских элементов и приводит Шуази к ложному выводу о том, что ахеменидская архитектура представляет собой ассирийскую, пересаженную на почву Персии. В лице архитектуры ахеменидов мы имеем самобытное персидское зодчество, уходящее корнями в местные традиции и навыки, но в то же время связанное с архитектурой Элама и Вана (Урарту), в особенности, по-видимому, с архитектурой последнего, где строительным материалом являлся тот же камень в соединении с глиной. Мысль Шуази о зависимости Персии ахеменидов от Ассирии диктуется желанием доказать постепенное развитие одной архитектуры из другой в преемственной последовательности, начиная с Египта (стоит только припомнить, как усиленно подчеркивается влияние Египта на Месопотамию). Вся концепция насквозь не соответствует современным научным данным.