Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:02, реферат
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
1.Архитектура
2. Функционализм и конструктивизм
3. Рационализм
4. Кубизм
5. Открытие метода кубизма
6. Три этапа
7. Кубизм в России
1.Архитектура
2. Функционализм
и конструктивизм
3. Рационализм
4. Кубизм
5. Открытие метода
кубизма
6. Три этапа
7. Кубизм в России
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon
— строитель) (зодчество), искусство проектировать
и строить здания и др. сооружения (также
их комплексы), создающие материально
организованную среду, необходимую людям
для их жизни и деятельности, в соответствии
с назначением, современными техническими
возможностями и эстетическими воззрениями
общества. Как вид искусства архитектура
входит в сферу духовной культуры, эстетически
формирует окружение человека, выражает
общественные идеи в художественных образах.
Историческое развитие общества определяет
функции и типы сооружений (здания с организованным
внутренним пространством, сооружения,
формирующие открытые пространства, ансамбли
сооружений), технические конструктивные
системы, художественный строй архитектурных
сооружений. Архитектурная организация
пространства населенных пунктов, создание
городов и поселков, регулирование систем
расселения выделились в особую область
— градостроительство.
В архитектуре взаимосвязаны функциональные,
технические, эстетические начала (польза,
прочность, красота). Назначение, функции
архитектурного сооружения определяют
его план и объемно-пространственную структуру,
строительная техника — возможность,
экономическую целесообразность и конкретные
средства его создания. Образно-эстетическое
начало архитектуры связано с ее социальной
функцией и проявляется в формировании
объемно-пространственной и конструктивной
структуры сооружения. Выразительные
средства архитектуры — композиция, тектоника,
масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов,
фактура и цвет материалов, синтез искусств
и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические
сдвиги вызвали появление новых функций,
конструктивных систем, художественных
средств архитектуры, индустриальных
методов строительства.
САЛЛИВЕН (Sullivan) Луис (1856-1924), американский
архитектор. Дал художественное осмысление
типа высотного делового здания, введя
композиционные членения и орнамент (небоскреб
Гаранти-билдинг в Буффало, 1894-95; универмаг
в Чикаго, 1899-1900). Выдвинул теоретические
принципы функционализма и органической
архитектуры.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ, направление в архитектуре
20 в., требующее строгого соответствия
зданий и сооружений протекающим в них
производственным и бытовым процессам
(функциям). Функционализм возник в Германии
(школа Баухауз ) и Нидерландах (Я. Й. П.
Ауд); во многом сходны искания конструктивизма
в СССР. Используя достижения строительной
техники, функционализм дал обоснованные
приемы и нормы планировки жилых комплексов
(стандартные секции и кварталы, «строчная»
застройка кварталов торцами зданий к
улице).
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА, направление
в архитектуре 20 в. (основатель и теоретик
— Ф. Л. Райт в США, в 30-50-х гг. — А. Аалто
в Финляндии, Б. Дзеви в Италии). Основные
принципы: индивидуальный характер архитектурных
произведений (преимущественно виллы,
особняки, загородные отели и т. д.), обусловленный
конкретной функцией и природной средой,
отказ от урбанистических индустриальных
методов, строительство из естественных
материалов, создание единого перетекающего
пространства, связь с окружающей природой.
КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в изобразительном
искусстве, архитектуре и дизайне 20 в.,
поставившее своей целью художественное
освоение возможностей современного научно-технического
прогресса. В зодчестве тесно примыкает
к рационализму и функционализму. Сложилось
в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма
и футуризма, разделившись вскоре на два
обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих)
потока: «конструктивизм социальный»,
тесно связанный с задачами «социальной
инженерии», создания нового человека
путем радикального преобразования окружающей
его предметно-материальной среды (эта
линия наиболее интенсивно развивалась
в Советской России 1920-х гг., в теории и
практике ЛЕФа, в производственном искусстве)
и «конструктивизм философский» (более
характерный для капиталистических стран),
ставящий социально-преобразовательные
цели в более отвлеченно-созерцательном
плане (прежде всего — в различных видах
геометрической абстракции). Обе традиции
вошли в кинетизм, пародийно отразившись
в деконструктивизме.
РАЦИОНАЛИЗМ, движение в архитектуре 20
в., стремившееся выработать новые архитектурные
методы, отвечающие современным общественным
потребностям, эстетическим запросам
и уровню промышленно-технического развития.
Рационализм выдвинул требование единства
архитектурной формы, конструкции и функционально
обусловленной пространственной структуры.
Принципы рационализма осуществляли Ш.
Ле Корбюзье во Франции, школа Баухауз
в Германии, группа «Стиль» в Нидерландах
и др. Лозунг рационализма выдвигала группа
архитекторов (см. АСНОВА).
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление
в искусстве 1-й четверти 20 в., представители
которого стремились свести изображение
к комбинации простых геометрических
тел, призванных выразить «первичную структуру»
мира, перестроив традиционные способы
восприятия пространства.
Открытие метода
Художники издавна привыкли изучать и
пропорционировать объекты своего изображения
(в особенности фигуру человека), выравнивая
их поверхности в рисунке или эскизе в
виде гладких плоскостей и тем самым придавая
объемам подобие геометрических тел. Однако
лишь в начале 20 в. этот расхожий прием
стал сознательно конструируемым методом.
Великим предшественником кубизма был
П. Сезанн, в своем зрелом творчестве стереометрически
упрощавший формы таким образом, что их
грани намечали совершенно новую пространственную
систему, в пределах которой изображение
уже не пассивно предстояло зрителю, а
как бы «выдвигалось» ему навстречу.
Начинания Сезанна продолжили П. Пикассо
и Ж. Брак, с творчества которых кубизм
берет свое прямое начало. Этапную роль
сыграли картины «Авиньонские девицы»
Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908),
именно по отношению к такого рода браковским
пейзажам критик Л. Восель и употребил
в том же, 1908-м, году, слова «геометрические
схемы и кубы», — слова, из которых, собственно,
и народилось название течения. Первая
групповая экспозиция кубистов (с участием
Ф. Леже, Р. Делоне, А. Лефоконье, Ж. Метценже
и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном
помещении парижского «Салона независимых».
«Круглые формы, солнце, башня»
Три этапа
Первоначально сосредоточенное во Франции,
развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие
страны Европы. Важную роль в его пропаганде
сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже
«О кубизме» (1912). Эволюция направления
четко делится на три этапа (впервые обозначенные
в 1930-е гг. американским искусствоведом
А. Барром).
Для 1-й стадии («аналитического кубизма»)
характерен сдержанный, даже суровый колорит,
основанный на коричневато-охристых, зеленых
и синих тонах. Человек и природа здесь
действительно геометризуются с подчеркиванием
массивной весомости их «выпирающих»
на зрителя форм. Значение традиционного
сюжета сводится к минимуму, и ведущим
жанром становится натюрморт (со сравнительно
простыми постановками, воспроизводящими
рабочую атмосферу мастерской). Нередко
при исследовании данного периода специально
выделяется предварительная, «сезаннисткая»
(т.е. подражательная по онтошению к Сезанну)
его глава, собственно же «аналитическим»
кубизм предстает в 1910-12, когда после первых
своих, более монументальных, опытов, художники
начали дробить изображение на все более
мелкие грани.
«Женщина в кресле»
В 1912-14 наступает фаза «синтетического
кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак
лидируют. Иллюзорная объемность сходит
на нет, образы распластываются и частично
заменяются реальными, наклеенными на
холст материалами и предметами (так нарождается
новая техника «коллажа»). Возрастает
значение надписей и текстов, порою символических
(так, Пикассо, используя газетные наклейки,
специально подбирает заголовки о катастрофах
и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая
тем самым «революционное» значение нового
художественного метода). Благодаря коллажам
картина отчасти превращается в рельеф,
и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана,
Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица
и др.) вскоре охватывает и скульптуру.
«Мужчина в кафе»
Во 2-й половине 1910-х наступает период «декоративного
кубизма», названного так из-за возросшей
пастозности и яркости его красок. Но в
эти годы кубизм по сути уже разлагается,
порою неразличимо сливаясь с другими
течениями (в первую очередь, с футуризмом).
Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает
свои собственные методы («орфизм » Делоне,
«тубизм» Леже и т. д.). В целом же начальный
импульс кубизма оказывается исключительно
мощным, подчиняя своему влиянию многие
виды искусства, в том числе архитектуру
и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается
даже особое направление сугубо архитектурного
кубизма).
Кубизм в России
Его предчувствия часто находят в живописи
М. А. Врубеля с его «кристаллической»
манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем
явился здесь предприниматель и коллекционер
С. И. Щукин, привезший в Москву ранние
кубистские опыты Пикассо. В целом же русский
кубизм был сугубо переходным явлением,
своего рода «школой авангарда» (порою
и непосредственно школой, поскольку ряд
крупных российских авангардистов, —
А. В. Лентулов, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова,
— учились в 1911-13 в парижской Академии
«Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).
«Англичанин в Москве»
Большинство мастеров, составивших ядро
«Бубнового валета» (в т. ч. П. П. Кончаловский,
А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не
пошло дальше раннего, «сезаннистского»
этапа, самобытно и красочно его обогатив.
Художники же настроенные более радикально
(К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.) быстро
перешли к кубофутуризму, честолюбиво
выдвигая его в противовес кубизму в качестве
более передового и уже свободного от
французских влияний метода.
Однако и позднее, в свой витебский период
(1919-22) Малевич утверждал: «Если ты стремишься
изучать искусство, то изучай кубизм».
Используемая литература:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
2. Энциклопедия для детей «Искусство»
3.Отечественная и мировая художественная
культура 9кл.
4.Искусство 1 часть
5.Свет сквозь столетия
1