Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:14, реферат
В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним". Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко.
Архитектура: Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.) |
Преобладающие и модные цвета | Насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно - голубой |
Линии стиля классицизм | Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия |
Форма | Четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы |
Характерные элементы интерьера | Сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод; для стиля ампир военный декор (эмблемы); символы власти |
Конструкции | Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные |
Окна | Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением |
Двери стиля классицизм | Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями |
Классицизм (от лат. classicus — образцовый),
стиль и направление в литературе и искусстве,
обратившиеся к античному наследию как
к норме и идеальному образцу.
Возникновение стиля классицизм
В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал
в Дрездене: "Единственный путь для
нас стать великими, а если возможно и
неподражаемыми, - это подражать древним".
Этот призыв обновить современное искусство,
пользуясь красотой античности, воспринимаемой
как идеал, нашел в европейском обществе
активную поддержку. Прогрессивная общественность
видела в классицизме необходимое противопоставление
придворному барокко. Но и просвещенные
феодалы не отвергали подражание античным
формам. Эпоха классицизма совпала по
времени с эпохой буржуазных революций
- английской в 1688 г., французской - через
101 год.
Историческая характеристика стиля
классицизм
От форм рококо, отмеченных поначалу римским
влиянием, после окончания строительства
Бранденбургских ворот в Берлине в 1791
г. был сделан крутой поворот в сторону
греческих форм. После освободительных
войн против Наполеона этот "эллинизм"
нашел своих мастеров в К.Ф. Шинкеле и Л.
фон Кленце. Фасады, колонны и треугольные
фронтоны стали архитектурной азбукой.
Стремление претворить в современное
строительство благородную простоту и
спокойное величие античного искусства
вели к желанию полностью скопировать
античную постройку. То, что у Ф. Жилли
осталось как проект памятника Фридриху
II, по приказу Людвига I Баварского было
осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге
и получило название Вальхалла (Walhalla "Чертог
мертвых").
Центрами строительства
в стиле классицизма стали
княжеские дворцы - резиденции, особую
известность приобрели Марктплатц
(торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт
и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство
в Дармштадте. Прусские короли в Берлине
и Потсдаме строили преимущественно в
классическом стиле. Но дворцы уже не были
главным объектом строительства. Виллы
и загородные дома уже невозможно было
от них отличить. В сферу государственного
строительства были включены общественные
сооружения - театры, музеи, университеты
и библиотеки. К ним добавились здания
социального назначения - больницы, дома
для слепых и глухонемых, а также тюрьмы
и казармы. Картину дополняли загородные
поместья аристократии и буржуазии, ратуши
и жилые дома в городах и деревнях.
Строительство церквей уже не играло первоочередной
роли, однако в Карлсруэ, Дармштадте и
Потсдаме были созданы замечательные
сооружения, хотя при этом и велась дискуссия,
подходят ли языческие архитектурные
формы для христианской обители.
Строительные особенности стиля классицизм
После распада великих исторических стилей,
переживших века, в XIX в. происходит явное
ускорение процесса развития архитектуры.
Это становится особенно очевидным, если
сравнить прошлое столетие со всем предшествующим
тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая
архитектура и готика охватывают около
пяти веков, ренессанс и барокко вместе
- уже только половину этого срока, то классицизму
потребовалось неполное столетие для
того, чтобы овладеть Европой и проникнуть
за океан.
Характерные черты стиля классицизм
С изменением точки зрения на архитектуру,
с развитием строительной техники, появлением
новых типов сооружений в XIX в. произошло
также значительное перемещение центра
мирового развития архитектуры. На первом
плане оказываются страны, которые не
пережили высшего этапа развития барокко.
Своей вершины классицизм достигает во
Франции, Германии, Англии и России.
Санкт - Петербург. Башня Адмиралтейства 1806 г. |
Санкт-Петербург. Казанский собор 1811 г. |
Москва. Дом Пашкова. 1780 г. |
Классицизм был выражением философского
рационализма, идеологией и искусством
нового класса - буржуазии. Концепция
классицизма заключалась в использовании
в архитектуре античных систем формообразования,
которые, однако, наполнялись новым содержанием.
Эстетика простых античных форм и строгий
ордер ставились в противовес случайности,
нестрогости архитектурных и художественных
проявлений мировоззрения отживающей
аристократии.
Классицизм стимулировал археологические
исследования, которые привели к удивительным
открытиям и новым знаниям о развитых
античных цивилизациях. Результаты работы
археологических экспедиций, обобщенные
в обширных научных исследованиях, заложили
теоретические основы движения, участники
которого считали античную культуру вершиной
совершенства в строительном искусстве,
образцом абсолютной и вечной красоты.
Популяризации античных форм способствовали
многочисленные альбомы, содержавшие
изображения архитектурных памятников.
Типы сооружений стиля классицизм
Характер архитектуры в большинстве случаев
остался зависимым от тектоники несущей
стены и свода, который стал более плоским.
Важным пластическим элементом становится
портик, в то время как стены снаружи и
изнутри членятся мелкими пилястрами
и карнизами. В композиции целого и деталей,
объемов и планов преобладает симметрия.
Цветовое решение характеризуется светлыми
пастельными тонами. Белый цвет, как правило,
служит для выявления архитектурных элементов,
являющихся символом активной тектоники.
Интерьер становится более светлым, сдержанным,
мебель простой и легкой, при этом проектировщики
использовали египетские, греческие или
римские мотивы.
С классицизмом связаны наиболее значительные
градостроительные концепции и их реализация
в натуре конца XVIII и первой половины XIX
в. В этот период закладываются новые города,
парки, курорты. Новую организацию расселения,
направленную на преодоление социального
неравенства и на создание новой социальной
гармонии, предлагают в конце XIX столетия
социалисты - утописты.
Информация о работе Архитектура: Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.)