Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:36, реферат
Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий.
Мастером архитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особняка прима-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцов петербургского модерна. Крупные постройки в духе модерна были вписаны и в ансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывший торговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г. Барановским, дом компании “Зингер”, ныне Дом книги (архитектор П. Сюзар), обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и канала Грибоедова.
В середине 1900-х годов, как антитеза модерну, поднялась волна увлечения архитектурой старого Петербурга. Эта ретроспективная обращенность в поисках новых источников творческого вдохновения особенно сильно выявилась в сооружениях, импровизирующих стилистику русского классицизма, барокко и итальянского ренессанса. Наиболее значительные работы в этом русле создали Иван Фомин, Лев Ильин, Владимир Шуко, Николай Лансере, Андрей Белогруд, Мариан Перетяткович, Мариан Лялевич, Александр Дмитриев.
Продолжались искания и в направлении возращения к национальным истокам русского зодчества, запечатленным в постройках Пскова, Новгорода, Суздаля. В этом направлении трудились архитекторы Владимир Покровский, Степан Кричинский, Герман Гримм, Василий Шауб, Алексей Зазерский, Андрей Оль.
Несмотря на множественность стилистических исканий, всех архитекторов Петербурга-Петрограда связывала общность отношения к городу как к художественному целому. Именно благодаря этому в конечном итоге выкристаллизовалась ансамблевая направленность в застройке Петроградской стороны и более всего Каменноостровского проспекта, который отличается особым композиционно-художественным единством.
После 1917 года в архитектуре Петрограда (так стали именовать Санкт-Петербург с 1914 года) произошел катастрофичечкий разлом. Частная собственность на недвижимость была упразднена. Юридически ликвидировав городскую черту, в 1918-1921 годах переселили тысячи жителей рабочих окраин в центральные районы, нарушив функциональные структуры жилых домов и особняков, что повлекло к частичной утрате или гибели их художественных качеств.
В 1917-1923 годах на Марсовом
Поле по проекту Льва Руднева был
создан гранитный монумент “Памятник
борцам революции”, а по чертежам Ивана
Фомина и садостроителя Рудольфа
Катцера партерный сад. К 1927 году
завершили строительство
С главной осью Тракторной
улицы увязано здание школы имени
10-летия Октябрьской
Сооруженный у Нарвских ворот
первый в городе Дворец культуры имени
Горького стал объемно-пространственной
основой формирования Нарвской площади
(1925-1927 года, арх. А. Гегелло, Д. Кричинский),
которая была вскоре замкнута построенным
напротив зданием, совмещающим Универмаг
и фабрику-кухню. Эти здания можно
назвать классическими
С 1930-х годов направление
развития градостроительства и выбор
стилистических приемов определился
постоновлениями Правительства
и указаниями руководящих партийных
и советских органов. В 1933-1937 годах
был разработан генеральный план
развития города. В последующие годы
он корректировался и
В 1936 году одновременно развернулась застройка в четырех районах – Автово, по Московскому проспекту, в Щемиловке и на Малой Охте, где создавались новые жилые районы. Проектирование вели архитекторы, чей практический опыт сложился в начале XX века – Андрей Оль, Лев Ильин, а также Евгений Катонин, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Лев Тверской, Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Александр Юнгер.
Значительный вклад в
формирование архитектурного Ленинграда
1930-х – 1940-го года внес архитектор Ной
Троцкий. По его проекту построено
здание Кировского райсовета, определившее
масштаб и глубину площади, идейно-композиционным
центром стал памятник С.М. Кирову (скульптор
Николай Томский, 1938 год). Авторские
группы, возглавляемые Троцким, выполнили
проекты таких значительных зданий,
как Дворец Культуры имени Кирова
на Васильевском острове, Административное
здание на Литейном проспекте (1936-1940 гг.)
и, наконец, грандиозный Дом Советов
на Московском проспекте (так называемый
“Большой дом”). В последнем проекте
явственно проступает возращение к
ордерной системе, трактованной в колоссальных
масштабах и преувеличенно
Основные ориентирующие
направления послевоенного
К 1962 году сложилась композиция
площади, архитектурной доминантой
которой стал Театр юных зрителей
(арх. А. Жук), а скульптурной – памятник
А.С. Грибоедову (ск. В. Лишев, арх. В. Яковлев).
Массовое жилищное строительство распространилось
на обширные пространства, до того мало
освоенные – Дачное, правый берег
Невы, Полюстрово и Гражданский проспект.
Продолжалась застройка на всем протяжении
Московского проспекта, предмостных
площадей у Большого Охтинского моста
и моста Володарского. Велась ансамблевая
застройка Новоизмайловского
В 1966 году завершилось создание мемориального ансамбля на Пискаревском кладбище с монументальной гранитной стеной-стеллой, скульптурой Матери-Родины, горельефами, траурным партером, бассейном и павильонами (архитекторы Александр Васильев, Евгений Левинсон). В аналогичноч духе сочетания лаконичных форм, скульптуры и слова трактован мемориальный ансамбль на Серафимовском кладбище (архитектор Яков Лукин).
15 июля 1966 года Совет Министров
СССР утвердил генеральный
Строительство конца 60-х, а
затем семидесятых и
Обширные градостроительные
образования сложились за эти
годы в микрорайонах, тяготеющих к
Муринскому ручью, Гражданскому проспекту
и проспекту Науки. Здесь интересными
архитектурными решениями отмечены
жилой район у проспекта
В ансамбль Московского проспекта, являющегося своего рода экспозицией развития архитектуры Ленинграда, начиная с 1930-х годов, коллектив проектировщиков под руководством Сергея Сперанского в 1960-х годах внес сильные архитектонические акценты, построив жилые дома у площади Победы, центром которой стал мемориальный ансамбль с многофактурной скульптурной композицией (ск. М.К. Аникушин, арх. В. Каменский, С. Сперанский), воздвигнутый в память обороны Ленинграда. Четкие архитектурные комплексы сложились в районах Дачное, Ульянка, Сосновая Поляна. На северо-западной части Васильевского острова формировался жилой массив, который, выйдя к морю, образует часть морского фасада города. Здесь выразительностью отличается семиэтажное здание морского вокзала, построенное на самом берегу Финского залива по проекту архитектора В. Сохина. “Парусные” завершения охтинских проемов и башня с 78-метровым шпилем прекрасно означили обращенность Ленинграда к морю и связали морскую эспланаду Васильевского острова с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью – изначальными высотными доминантами города на Неве.
Во многом сформировался
ансамбль набережных на правом берегу
Невы. Здесь выделяется удачно найденным
масштабом и ритмом ансамбль крупных
зданий Свердловской набережной (ведущий
архитектор А.В. Васильев). Среди наиболее
крупных и выразительных
Принципиальные изменения государственных структур и экономической политики, возрождение многих ранее запретных традиций дали архитекторам большую свободу творчества, вернули возможность создания индивидуальных проектов. Это уже проявилось в появлении зданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения и изысканностью современного декора интерьеров.
Архитектура Санкт-Петербурга не застыла – она в движении и поиске стиля, отвечающего традициям города и потребностям времени.
Список литературы
1) Раскин А.Г. “Весь Петербург”, 1995
2) Горбачевич К. С., Хабло
Е.П. “Достопримечательности
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kartograff.spb.ru/