Архитектура. Скульптура барокко XV века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:39, реферат

Описание

В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для
определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между
маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII
века.

Работа состоит из  1 файл

Барокко. XV век.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по художественной культуре

 

 

по теме: «Архитектура. Скульптура барокко XV века»

 

 

 

 

 

 

 

    Барокко – это стиль  европейского искусства и архитектуры  XVII  –  XVIII

веков. В разное время в термин  «барокко»  вкладывалось  разное  содержание.

Поначалу он носил  оскорбительный  оттенок,  подразумевая  нелепицу,  абсурд

(возможно,  он  восходит  к   португальскому  слову,  означающему   уродливую

жемчужину).

    В настоящее время  он  употребителен  в  искусствоведческих  трудах  для

определения,  стиля  господствовавшего   в   европейском   искусстве   между

маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до  начала  XVIII

века. От маньеризма искусство барокко  унаследовало динамичность  и  глубокую

эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность:  черты  обоих

стилей гармонично слились в  единое новое целое.

    Самые характерные черты  барокко – броская цветистость  и динамичность  –

соответствовали  самоуверенности  и  апломбу  вновь  обретшей  силу  римской

католической церкви.

    За пределами Италии  стиль пустил самые глубокие  корни  в  католических

странах, а, например, в Британии его  влияние было незначительным.

    Основной фигурой в  развитии барочной скульптуры  был  Лоренцо  Бернини,

который был так же и выдающимся скульптором.  Его  первая  крупна  работа  –

балдахин  над куполом Святого Петра  в Риме.

    В каждой стране искусство  барокко подпитывалось местными  традициями.  В

одних странах оно становилось более  экстравагантным, в  других  приглушалось

в угоду более консервативным вкусам.

 

Богатство и великолепие архитектуры  барокко,  в  частности  в  Италии,

символизирует пик сласти католической церкви и  католических  князей  вплоть

до  зарождения идей рационализма и национализма.

 

Рим был бесспорным центром архитектуры барокко в Италии, однако, другие

независимые государства на  территории  Италии  развивали  свои  собственные

направления стиля барокко. Наиболее  значимым  был  Пьемонт  со  столицей  в

Турине. В Северной Италии,  например,  в  Генуе  стиль  барокко  не  получил

такого  широкого распространения.

 

Джованни Лоренцо Бернини

 

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был зодчим, в  чьем  творчестве

впервые расцвел стиль барокко. В Риме  в  1624  –  1633  гг.  этот  художник

создал  памятник,  стирающий  границу между архитектурой  и   скульптурой.

Скульптура оживляет жилое помещение, наполняет его неведомой положительной  энергетикой. Её тематика и размеры  чаще всего зависят от общего стиля. Гравюры, фрески, живописные полотна  могут обрести объёмные формы в опытных руках мастера. Барокко – стиль, в котором воплотилась воедино: торжественность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамика. Следует отметить, что барокко соединил в гармоничном ансамбле различные виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуры, декоративное искусство. Стремление синтезировать искусства – неотъемлемая черта этого стиля. В основу барокко были положены религиозные идеи. Скульптуры барокко изготавливались, благодаря безграничной фантазии мастеров.

 

 

Одним из самых величайших скульпторов  был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Для его работ характерны все  черты барокко: декоративное начало, реалистичность, напряженная экспрессия. Потрясающего эффекта творец добился также, благодаря умелой обработке мрамора, терракоты, бронзы. Одна из работ Бернини – скульптура "Давид" (1623) В этой работе автор доводит экспрессию до максимальной точки. Тело Давида продемонстрировано в резком повороте. Мышцы его тела напряжены, на лице отразилась гримаса ярости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движение скульптор автор воспроизводит в группе "Аполлон и Дафна" (1622-1625). Фигуры отклоняются от вертикальной оси. Лишь правая нога Апполона расположена на постаменте. Он догнал нимфу Дафну, которая вот-вот превратится в лавровое  дерево.

 

Скульптура барокко призвана поражать зрителя, Чтобы достигнуть цели Бернини  применяет театрализацию композиции. Яркий пример тому - Правосудие и Милосердие в надгробии папы Урбана VIII (1628-1646). Позы этих аллегорических персонажей, запечатленные эмоции на их лицах, как нельзя лучше передают зрителю чувства, которые может испытывать он, находясь у надгробья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы иметь большую силу воздействия  на зрителя, скульптор использует для  своей работы различные материалы: цветные металлы, бронзу, стекло, позолоченные лучи и т.д. Благодаря такому приему, скульптура становится более выразительной. По мнению самого создателя., ему удалось "объединить скульптуру с живописью".

 

 

Франческо Борромини

 

Вторым  крупным  мастером  римского  барокко  был  современник  Бернини

Франческо Борромини (1599 – 1667 гг., собственное  имя  Ф.Кастелло),  который

родился в Биссоне  на  берегу  озера  Лугано  в  семье  каменщика.

 

Борромини завоевал признание постройкой небольшой францисканской церкви Сан-Карло  алле Куатро Фонтане (Святого Карла  у Четырех Фонтанов) в Риме (1638-1667).

Маленькая церковь привлекла внимание всего Рима, слава о ней быстро распростанилась по всей Европе. Возможно, неудобное расположение церкви - на перекрестке двух удиц - вынудила архитектора принять необычное решение - в одном здании он соединил модули, которые до него никто не сочетал - 3 модуля, которые обычно монгли быть использованы только в трех разных зданиях:  
- волнообразная нижняя зона,  
- средняя по традиционному плану греческого креста,  
- венчает постройку редко применявшийся ранее овальный купол.

Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Основная часть фасада представляет собой как бы декоративную аппликацию, наложенную на поверхность стены. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. В интерколюмниях — ниши со скульптурой, четыре скульптурные группы с фонтанами и определили название церкви.

Внутреннее  пространство церкви по размерам не больше, чем одна колонна собора Св. Петра. Церковный неф напоминает очертаниями  плана два колокола, примыкающие  друг к другу своими основаниями. Такая форма позволила придать  всем внутренним стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом. Между наружными и внутренними габаритами церкви — большое расхождение, лишь частично функционально использованное. Смелые иллюзионные эффекты, достигаются благодаря тщательно рассчитанному освещению, благодаря которому расширено внутреннее пространство церкви. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

Сант-Аньезе-ин-Агоне (итал. S. Agnese in Agone, лат. Sanctae Agnetis in Agone) — титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме.

 

Строительство барочной церкви начал Джироламо Райнальди в 1652 году на месте средневековой постройки, фасад церкви выполнил Борромини (1652—1655 гг.). Освящение церкви состоялось 17 января 1672 г. В 1949 г. церковь была основательно отреставрирована и 1998 г. стала титулярной диаконией В 1653-1655 Борромини возвел величественный фасад римской церкви Сант Аньезе (Святой Агнессы), расположенной в центре зданий, замыкающих овал пьяцца Навона 

 

Пьетро да Кортона

 

Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.

Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 г. начал работать в Риме. Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини. Аллегорическая композиция, представленная на плафоне, прославляет папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Работа над ним продолжалась шесть лет, с 1633 по 1639 годы. В архитектурных и живописных работах он стремился к пространственному единству элементов, используя перспективу, тщательно разрабатывая декор, расставляя акценты посредством игры света и тени.

 

Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Санта-Мария-ин-Виа-Лата (лат. Sanctae Mariae in Via Lata) — титулярная диакония на виа дель Корсо (ранее Via Lata) в Риме. Церковь построена на месте античных римских зданий, а также построек VIII, IX, X веков (в крипте сохранились фрески этого периода). По преданию, в одном из этих зданий (или на месте церкви Сан-Паоло-алла-Регола) два года провел под стражей апостол Павел, писавший здесь послания.

Церковь была отреставрирована в барочном стиле Козимо Фанзаго в 1639 глду, фасад выполнен по проекту Пьетро да Кортона в 1658—1662 годах При папе Александре VII в 1662 году над церковью был установлен большой верхний этаж, чтобы предотвратить окружение домами. Кампанила работы Мартино Лонги ст. (1580 год), на полу видны остатки работы семьи Косматов. В этой церкви находятся захоронения Жозефа и Люсьена Бонапартов и представителей семьи, погребённые XVIII веке.

Иоганн Лукас фон Хильдебрандт

Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (Гильдебрандт, нем. Johann Lucas von Hildebrandt; 14 ноября 1668, Генуя, Италия — 16 ноября 1745, Вена, Австрия) — известный архитектор эпохи австрийского барокко, военный и придворный инженер.

Иоганн Лукас фон Хильдебрандт родился в Генуе (Италия). Учился в Риме у архитектора Карло Фонтана (1634—1714). Потребность в военных в бурную эпоху войн с Турцией заставила Хильдебрандта сначала работать военным инженером в армии Евгения Савойского. В послевоенное время вернулся к архитектуре. Позднее он построил для своего военного командира дворец в Венгрии. С 1701 года был придворным инженером. Строил в Вене, Зальцбурге, Линце.

Его талант архитектора был замечен. Гилдебрандта считали соперником тогдашнего придворного архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха. После смерти Эрлаха Гилдебрандт по приказу императора занял его должность. До конца жизни работал в Вене

 

 




Информация о работе Архитектура. Скульптура барокко XV века