Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:18, реферат
Санкт-Петербург - один из наиболее привлекательных туристских центров мира. Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколько дней проводят в городе на Неве. Интерес к городу побуждается, прежде всего, культурно-историческим богатством, качеством и культурой обслуживания, обилием и разнообразием элементов туристического сервиса, радушием горожан.
Введение………………………………………………………………...………..3
Архитектурные стили XVIII века……….……………………………………4
Основные особенности архитектурных ансамблей города………………..5
Ансамбль центральных площадей……………………...…………………….6
Дворцовая площадь…………………………………………………………….8
Главный штаб…………………….…………………………………………….11
Зимний дворец…………………….……………………………………………11
Памятники архитектуры XVIII…………………………………………….. 13
История некоторых архитектурных памятников города………………...14
Меньшиковский дворец……………………………………………………....15
Шереметьевский дворец……………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………...…………………………….20
Работами по выломке монолитов, их доставке к берегу Финского залива и погрузке руководили крестьянин Вологодской губернии С. В. Колодкин и талантливый техник-самоучка двадцатилетний В. А. Яковлев по способу, разработанному С. К. Сухановым. Монолит весом 704 тонны 19 июня 1832 года был погружен на судно, 1 июля доставлен в Петербург, а 12 июля выгружен на берег. 30 августа, при огромном стечении зрителей, колонна поднята и поставлена на пьедестал. Две тысячи солдат и четыреста рабочих участвовали в этой хорошо продуманной, умело организованной трудной операции. Подъем продолжался 1 час 45 минут.
Окончательная отделка колонны велась уже после ее установки. По своим размерам (высота 25,58 метра) гранитный монолит значительно превосходит колонны Исаакиевского собора (17 метров). Общая высота памятника, включая пьедестал и статую ангела, 47,5 метра. Это самая высокая в мире триумфальная колонна.
В 1834 году работы по сооружению монумента были закончены, и 30 августа он был открыт в торжественной обстановке. В этот день на Дворцовой площади состоялся парад, после которого полки гвардии прошли мимо памятника церемониальным маршем. В память открытия колонны была выбита мемориальная медаль.
Александровская
колонна - композиционный центр Дворцовой
площади. Пропорции и силуэт колонны
отлично найдены. На фоне зданий, обрамляющих
площадь, памятник воспринимается как
важнейший элемент архитектурного пейзажа. Александровская
колонна — памятник победы в Отечественной
войне 1812 г., сооруженный по проекту А.
А. Монферрана в 1830 – 1834 гг.
Ствол колонны вытесан из одного куска
гранита и весит около 600 т. Колонна ничем
не укреплена и держится в вертикальном
положении только благодаря собственной
тяжести. Эту махину установили на площади
в течение ста минут с использованием
простейших механизмов — кабестанов.
В раскрытии идейного содержания памятника значительную роль играет скульптура. На гранях пьедестала размещены четыре барельефа. Правая часть барельефа, обращенного к Зимнему дворцу, с фигурой старика-водолея, олицетворяющего реку Неман, вылеплена скульптором И. Леппе; левая часть с фигурой молодой женщины, облокотившейся на урну, - аллегорией реки Вислы - исполнена скульптором П. В. Свинцовым. В композицию барельефа включено древнерусское оружие, изображенное по образцам из собрания Оружейной палаты. В барельефе со стороны Адмиралтейства правая часть с фигурой Правосудия выполнена П. В. Свинцовым, левая часть с фигурой Мира - И. Леппе. Остальные два барельефа - Мудрость и Изобилие и изображения гениев Победы и Мира, заносящих на скрижали даты исторических побед русского оружия в Отечественной войне, отлиты по моделям работы тех же скульпторов. Рисунки для барельефа разработал художник Д. Скотти. Фигура ангела, венчающая колонну, исполнена скульптором Б. И. Орловским.
В 1844 году у памятника были установлены четыре фонаря, освещавшиеся газом. В 1876 году их заменили другими, исполненными по рисунку архитектора К. К. Рахау.
Грандиозная постройка К.И.Росси (1819-1829), оформившая противоположную Зимнему дворцу сторону Дворцовой площади и часть набережной реки Мойки. Два протяженных здания, составляющие в плане дугу, соединены монументальной аркой, увенчанной колесницей и украшенной статуями и рельефами, выполненными из листовой меди (С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский). Двойная арка, перекинутая над проездом изгибающейся здесь под углом улицы, идущей от Невского проспекта, скрывает эффект неожиданно возникающего зрелища: площади, Зимнего дворца и Александровской колонны. Фасады трехэтажного здания повторяют в своем оформлении мотивы приставной колоннады (в центре и на торцах). Сохранилась внутренняя отделка некоторых помещений (главным образом во втором этаже левого крыла), выполненная по рисункам Росси.
Конструкция Зимнего дворца претерпела массу изменений. Дворец изменялся постоянно от небольшого двухэтажного дома, крытого черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом, к которому велось высокое крыльцо до нынешнего дворца с тремя этажами и неповторимой архитектурой. Внутреннее убранство дворца вообще сейчас непохоже на начальное. Постоянные перестройки комнат, залов и галерей которые не только перестраивали, и просто меняли на совершенно другие помещения и примеров тому весь дворец. Например, галерея Растрелли которую после пожара 1837 года переделали в коридор и лишь в 1926-1940 годах при проведении реставрационных работ ей вернули первоначальный вид.
Дворец неповторим в своей красоте, как внутренней, так и внешней, но трудно судить о сочетании этой красоты в нем. Конечно, каждый архитектор, который перестраивал дворец, старался сохранить его в едином стиле, но все же сейчас это здание превратилось в нечто действительно неповторимое и стили, которые кажется, не могут сочетаться – сочетаются, говоря о Зимнем дворце надо понять что, это не стиль формирует Зимний дворец, а дворец сам формирует некий свой особенный стиль – именно стиль Зимнего дворца. Конечно, надо добавить, что изначально Зимний дворец возводился в стиле, который присущ русской архитектуре, это сочетание мощи и размаха с неисчерпаемой жизнерадостью. Внутренне убранство соответствовало же пожеланиям каждого императора в отдельности.
Зимний дворец лишь в начале века превратился в музей, до этого же он исполнял роль зимний резиденции императора или императрицы.
Зимний дворец в то время представлял собой огромный муравейник, где постоянно кипела жизнь, для поддержания дворца в порядке требовалась огромная армия прислуги. Во дворце были кабинеты императора, где он работал с документами, а также масса других служебных помещений. Ведь во дворце проживали не только император, но и высокие гости, знатные особы и королевские
Фамилии других стран. Во время революции во дворце некоторое время размещалось Временное Правительство. Уже после революции Зимний дворец был перепланирован, чтобы он мог соответствовать своему новому статусу музея.
Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит в значительной степени не только от расстановки колонн и различий в композиции фасадов, но и от декоративного убранства. Здесь выдумка зодчего неисчерпаема: бесчисленны формы наличников, обрамляющих окна дворца, с включенными в композицию головками или львиными масками и причудливыми завитками. Линии фронтонов, украшенные лепкой, изобилие статуй и ваз, прихотливые изгибы сложных карнизов, нарядная раскраска создают впечатление необычной торжественности и жизнерадостности.
Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте. Укрепленная «внаброс» масса, состоящая из смеси толченого кирпича.
Известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную, по данному образцу. Поэтому не было на Зимнем дворце двух абсолютно одинаковых наличников, и каждый из них носил печать творчества русских народных мастеров.
Летом 1703 года на Заячьем
острове Петром Великим была заложена
Петропавловская крепость. Вскоре после
ее закладки началась застройка береговой
части Городского острова (нынешний Петроградский
остров): здесь возник порт, развернулось
строительство жилищ, в частности для
"работных людей", был создан первоначальный
административный и торговый центр города
со зданиями Сената и учрежденных позднее
Коллегий, Таможни, торговыми рядами и
с Троицким собором. Там же был построен
в 1703 году скромный деревянный "дворец",
известный под названием домика Петра
Великого. Домик Петра - это единственный
уцелевший памятник столь ранней эпохи.
При Екатерине II он был накрыт каменным
колпаком, причем его не раз основательно
чинили. Составить о нем представление
можно скорее по его описаниям, чем по
его внешнему виду. Он срублен так же, как
исстари рубятся избы, и состоит из двух
"светелок", разделенных "сенцами".
Снаружи стены были расписаны по кирпичному
образцу и внутри обиты холстом".
Петербургские постройки того времени
- жилые дома, административные здания,
церкви и другие сооружения - были вначале
деревянными. Чтобы быстро растущий город
не слишком напоминал Москву, был более
"европейского" образца, деревянные
здания попросту расписывались под камень
и кирпич, на них водружали замысловатой
формы башенки со шпилями. Наивное расписывание
дерева под камень как бы предсказывало
дальнейшее развитие строительной деятельности
Петра, которая затем всецело была направлена
на замену дерева камнем. Упорное тяготение
к камню сказалось на судьбе целого ряда
петербургских построек.
Петропавловская
крепость на первых порах (1703 г.) представляла
собой земляной вал со рвом. В 1704 году на
территории крепости была выстроена церковь
святых апостолов Петра и Павла. Церковь
была срублена из дерева, однако расписана
была под каменный вид желтым мрамором"
и украшена шпицами. В 1706-1787 годах крепостные
стены куртин и бастионов были перестроены,
сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы
Д.Трезини и др.).
Почти одновременно
с закладкой Петропавловской крепости
на противоположном берегу Невы осенью
1704 года было начато строительство Адмиралтейства,
которое представляло собой вначале судостроительную
верфь с каналом, мастерскими и складами
и, будучи окружено земляным валом, являлось
в то же время и крепостью. В 1711 году (когда
стало развиваться строительство мазанковых
зданий), вместо деревянной башни со шпицем
был выстроен мазанковый корпус с высокой
башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством
Адмиралтейства, развернулась и застройка
прилегающего района - так называемого
Адмиралтейского острова, куда постепенно
к 30-м годам 18 века переместился городской
центр.
Меньшиковский дворец.
Филиал Государственного
Эрмитажа. Университетская набережная,
15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меньшикова
на Васильевском острове - одно из первых
жилых каменных зданий Петербурга. Сравнительно
хорошо сохранившееся до нашего времени,
это здание является ценнейшим памятником
гражданской архитектуры петровского
времени. Постройка дворца была начата
в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана
и продолжена архитектором Г. Шеделем.
Первоначально дворец состоял из основного
корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших
с севера, запада и востока небольшой двор,
окруженный открытой галереей на колоннах.
На прилегавшей ко дворцу обширной территории
был разбит регулярный сад со скульптурой,
фонтанами, гротом и оранжереями, а со
стороны Невы устроена пристань, что позволяло
малым судам причаливать близ парадного
подъезда. Архитектурное убранство фасадов
главного корпуса и боковых крыльев с
по этажном расположенными пилястрами,
резными из камня капителями, междуэтажными
тягами и простыми наличниками окон типично
для русской архитектуры петровского
времени. Центральная часть дворца завершалась
аттиком со скульптурой, боковые ризалиты
- изогнутыми фронтонами, увенчанными
княжескими коронами. Здание Меньшиковского
дворца на протяжении XVIII века претерпело
ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором
Г. Шеделем был пристроен западный двухэтажный
корпус и заложен симметричный ему восточный
корпус. Постройка последнего осуществилась
лишь в 1758-1760 годах. Новые изменения во
внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х
годах, вскоре после передачи дворца в
ведение Сухопутного шляхетского корпуса.
В 1739 году кровля с переломом была заменена
обычной двускатной крышей. Несколько
позже, в связи с приспособлением центрального
"ассамблейного" зала под церковь,
изменена обработка центральной части
главного фасада, где уничтожено членение
тягами, но горизонтали на этажи и применен
большой ордер. Во второй половине XVIII
века при переделке помещения церкви окна
второго этажа были расширены и получили
полуциркульное завершение, а окна третьего
этажа превращены в овальные. Колонны
центрального подъезда заменены массивными
столбами. Изменениям подверглись и помещения,
но часть из них сохранила отделку петровского
времени. Так, осталась неприкосновенной
изразцовая облицовка степ в нескольких
комнатах второго этажа, изразцовые голландские
печи, а также живописный плафон и деревянные
резные панно с инкрустацией в бывшем
кабинете Меньшикова. Центральный вестибюль
с парадной лестницей сохранил типичное
для начала XVIII века архитектурное решение.
Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают
своды перекрытия вестибюля. Лестничное
помещение во втором этаже декорировано
колоннами и пилястрами с пышными барочными
"коринтическими" капителями. Большой
интерес для истории русской архитектуры
и строительной техники начала XVIII века
представляют сводчатые перекрытия помещений
подвального и первого этажей. Несмотря
на переделки и достройки, Меньшиковский
дворец сохранил в основных чертах первоначальный
облик; это определяет его историко-художественное
значение.
Шереметьевский
дворец
Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так называемый Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750-1755 годах архитектор Чевакинский надстроил здание до двух этажей. Дворец расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За дворцом и его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до "Литейной перспективы". Архитектор Аргунов построил в саду грот, павильон "Эрмитаж", китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени. По планировке и общему композиционному замыслу усадьба Шереметевых была близка к другим дворцам-усадьбам, построенным на берегах Фонтанки в первой половине XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др. В гармоничности, равновесии и четкости членений, а также в плоскостной декоративной обработке фасадов дворца, созданного Чевакинским, сказались традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям художественных вкусов середины XVIII столетия явилось богатое лепное убранство: лепные головки, вкомпоно-ванные в фигурные окопные обрамления, сложные по рисунку капители, украшенные львиными масками, и превосходно вылепленные орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х - начале 1760-х годов Аргуновым по собственным чертежам, но сохранилась. Дворец внутри неоднократно переделывался, причем в разработке проектов участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и А. Н. Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была изменена архитектором И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на набережной сооружена эффектная чугунная ограда.
В соответствии с
композиционными принципами, выработанными
в русской архитектуре первой половины
XVIII века, нижнему этажу дворца придавалось
второстепенное значение: он отводился
под служебные помещения. Второй этаж,
или бельэтаж, был большим по высоте, и
здесь располагались парадные апартаменты.
Они образовывали две анфилады: одну вдоль
лицевого фасада центрального объема
и другую вдоль садового фасада. В примыкавших
к центральному корпусу боковых крыльях
размещались жилые покои и домовая церковь.
Из помещений дворца интересна так называемая
"серебряная столовая", сохранившая
элементы отделки, выполненной, но проектам
архитектора Д. Корсини и относящейся
ко второй половине XVIII века. Двери здесь
выполнены по рисункам Я. Е. Старова. Возможно,
к тому же времени относится отделка парадной
лестницы. Оформляющий парадный двор одноэтажный
флигель дворца с воротами, украшенными
гербом Шереметевых, построен архитектором
Н. Л. Бенуа в 1867 году. Автор искусно воспроизвел
мотивы и формы архитектуры барокко. В
начале 1910-х годов были сломаны грот и
ворота па Литейном проспекте, построенные
Аргуновым. На их месте возведены доходные
дома с магазинами.