Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:49, реферат
На протяжении многих веков архитектура возводилась с учетом климатических условий местности, но с появлением новых технологий и развитием технического прогресса здание стало терять идентификацию с участком строительства. Широкие технические возможности позволили создавать собственный микроклимат внутри здания независимо от условий окружающей среды.
Ведение. Понятие биоклиматической архитектуры 3
Изучение биоклиматической архитектуры в мире 5
Принципы биоклиматической архитектуры 6
Принцип сохранения энергии 7
Принцип сотрудничества с солнцем 8
Принцип сокращения объемов нового строительства 10
Принцип уважения к обитателю 13
Принцип уважения к месту 15
Принцип целостности 17
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Графические материалы 25
Архитектор Нильс Торп возвел штаб-квартиру Скандинавских авиалиний в Стокгольме, ответив пожеланию заказчика, который стремился сломать холодный стереотип конторского здания, создав внутри него максимально неформальную, легкую и привлекательную обстановку. Торп выстроил крупный комплекс конторских помещений по обе стороны озелененной "улицы", варьируя их по высоте, введя в первые этажи магазинчики, кафе, ресторан, плавательный бассейн - все это залито солнцем.
Архитекторы
Габетти и Изола возвели
Колин
Смит возвел чрезвычайно уютный, при
всей скромности решения, центр для
инвалидов в английском графстве
Хэмпшир, расположив приспособленные
к особым нуждам обитателей небольшие
квартиры по обеим сторонам озелененного
пассажа, залитого светом во всякое время
года.
Принцип
сокращения объемов
нового строительства.
Испокон
века люди использовали старые здания
или только материал от их разборки
для возведения новых построек. Так,
строители аббатства Сейнт-
Если
бы такого рода установка на простоту
сохранила свое монопольное положение,
то к концу XX в. мир лишился бы
почти всех старых зданий, которым
не посчастливилось быть причисленными
к важнейшим памятникам истории.
Даже, казалось бы, в консервативном
Лондоне происходило
Мы уже упоминали работу архитектора Рода Хакни, сумевшего соорганизовать работу сотен жителей улицы Блэк Роуд в британском Макклсфилде, предназначавшейся к сносу, на совместный труд, в ходе которого при перестройке всех жилых домов был извлечен, очищен и наново использован буквально каждый добротный кирпич. В результате комплекс Блэк Роуд получил множество премий за создание комфортной среды при минимальном расходовании средств.
Примерам обновленной жизни старых зданий нет числа. Заслуженное место среди них занимает Музей Орсэ в Париже. Старый Орлеанский вокзал был десятилетиями закрыт, пути давно разобраны, и многие инвесторы заглядывались на участок, занятый вокзалом в самом центре города, на набережной Сены. В 80-е годы было принято решение преобразовать здание вокзала в музей искусства первой половины XX в., и под руководством архитектора Гае Ауленти была проведена бережная реконструкция огромного сооружения, которое приобрело теперь славу одного из лучших музейных зданий мира.
То
же относится к жилому району Крейцберг
в Берлине, который - при существенной
помощи городских властей, но, прежде
всего благодаря труду
Здание с мощными кирпичными стенами и стальным каркасом стояло пустым и обгоревшим десятки лет. Его разборка, к счастью, оказывалась слишком дорогим делом, и городские власти объявили конкурс проектных предложений, выигранный архитектором Левитом Бернстайном. Идея заключалась в том, чтобы создать комфортабельное общежитие для молодых людей, предпочитающих жить в коммунальных квартирах - и из соображений экономии, и в поисках общества. Склад превращен в жилой кооператив из 24 двухкомнатных, 6 трех- и 4 четырехкомнатных квартир, выходящих на внутренний дворик, вырезанный из корпуса на всю его высоту.
Не
пропали и уроки Кристофера Дэя.
В последние годы в Англии, в
США и Канаде появилось немало
односемейных домов, при проектировании
которых максимально
К концу века во многих городах возникла проблема с жилыми домами, возведенными наскоро в 60-е годы. В этих "функциональных" жилищах более не хотели селиться, они теряли жильцов, отчего стоимость их содержания ложилась все более тяжелым бременем на городскую казну. В наиболее острой степени это проявилось в Германии после ее объединения. С сотнями тонкостенных панельных домов, неуютных, неудобных и дорогих в эксплуатации, требовалось что-то делать.
Можно,
разумеется, пойти тем же путем, что
в Москве, где пятиэтажные панельные
дома стали безжалостно сносить.
Можно поступать и иначе, как
в Дрездене, где под руководством
архитектора Герберта Хана велась реконструкция
таких зданий, с пристройкой к
ним "стены" из небольших зимних
садов (экономия на отоплении составила
до 50%) и преобразованием большинства
одноэтажных квартир в
Принцип
уважения к обитателю.
Речь о существенном изменении подхода к функционированию здания, когда и застройщик, и архитектор, и владелец видят в постройке не машину для проживания, а корпоративное владение, в поддержании которого огромная роль принадлежит каждому обитателю. Очевидно, что эта роль не может быть существенной в случае многоквартирных, стандартных многоэтажных блоков с неизменяемой конфигурацией стен и кровли, где роль обитателей сводится исключительно к предотвращению вандализма.
При реконструкции старых построек, как в случае Блэк Роуд, роль будущих обитателей может быть чрезвычайно велика.
В
Ливерпуле, где немало жилых кварталов,
застроенных в 30-е годы в "функциональной"
манере, эти кварталы также предназначались
к сносу. Их обитателей должны были
расселить в муниципальные
Архитекторы-консультанты
затратили 32 вечера на то, чтобы обсудить
с обитателями 145-ти жилищ все
детали будущего комплекса, получили их
согласие участвовать в очистке
старой фабричной территории, в ряде
строительных операций и в работе
по благоустройству придомовых палисадников.
Но если в товариществе, названном "Элдониан",
архитектура жилых домов
По мере того как информация о результатах строительного процесса, альтернативного к прежним стандартам, становится общественным достоянием, горожане начинают все активнее втягиваться в процесс формирования среды своего обитания. Так, при создании нового жилого комплекса в ином пригороде Граца сначала сформировалось сообщество будущих жителей, затем оно выработало свои представления о необходимом. Наконец, уже как кооператив - оно приняло решение, что комплекс следует расчленить на три блока, и для проектирования каждого из них нанять иного архитектора, во избежание усредненности общего решения.
Предельным
выражением установки на активность
будущего обитателя стали попытки
создать такой "конструктор", чтобы
из готовых деталей каждый мог
построить дом, максимально приспособив
его к потребностям семьи. Этой работой
долгое время занимался калифорнийский
архитектор Кристофер Алексан-дер.
Он начал в 70е годы с процесса
совместного со всеми преподавателями
проектирования университетского кампуса
в Орегоне. Позднее в Мексике,
вместе с жителями, возводил поселок,
в котором отдельные дома оказались
сгруппированы вокруг общего, коммунального
пространства. Эту же линию экспериментов
продолжил английский архитектор Уолтер
Сигал, разработавший каркасные
конструкции для "самостроя" в
Макинтлетт (Уэльс).
Принцип
уважения к месту.
В
действительности речь идет об особой
установке сознания, в наибольшей
мере представленной восточной философией,
в которой слияние с природным
окружением, бесконечное всматривание
в него испокон века полагалось наивысшей
ценностью. В целом европейское
сознание издавна культивировало иное
отношение к природе - ее рассматривали
исключительно как ресурс, и как
объект целенаправленной деятельности
людей. Однако так было не всегда и
не во всех случаях. Слияние с природой,
в каждой былинке которой усматривалась
красота Божьего творения, содержалось
в проповедях Св. Франциска Ассизского.
Почти тем же чувством наполнена
работа английских ландшафтных архитекторов
XVIII-XIX вв. Воспевание естественности было
в центре философии Жан-Жака Руссо
и его последователей, тогда как
американский поэт Горацио Торо, не
ограничиваясь словами, своими руками
построил хижину в лесу, чтобы затем
описать это как процесс
В
книге Торо внешнему виду его лесного
жилища уделено всего несколько
строк: "Итак, теперь у меня маленький
домик, накрытый шинглом7 и оштукатуренный,
десять футов длиной и пятнадцать
шириной, со столбами высотой восемь
футов, с гардеробом и маленькой
кладовой, с большими окнами в каждой
стене, тесными сенями в одном
торце и кирпичным очагом напротив".
Главным для писателя был сам
процесс, определение объема дерева
и прочих материалов, разъяснение
стоимости каждой детали и объема
затраченного на нее времени. Торо описывал
наслаждение, которое давал ему
процесс вспарывания толщи
Казалось
бы, все эти романтические
Как обычно, полем для эксперимента оказались индивидуальные жилые дома и мастерские, вроде архитектурного бюро Малькольма Уэллса в штате Нью-Джерси.
В
Нью-Хэмпшире Дональд Метц возвел два
подземных дома, причем, если один из
них вполне вписывается в традицию
современной архитектуры (гостиные,
кухни и вспомогательные