Бионические формы в создании предметной среды и интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:47, реферат

Описание

Актуальность темы обусловлена прогрессирующим развитием использования бионических форм в предметной среде, окружающей человека начиная с древнего мира, когда впервые начали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, мебели, оружии и до наших дней. Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С разви

Содержание

Введение
Понятие бионики
Архитектурная бионика
Биоформы в промышленности
Биоформы в интерьере
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бионика лекция1.docx

— 860.20 Кб (Скачать документ)

http://xreferat.ru/47/4318-1-bionicheskie-formy-v-sozdanii-predmetnoiy-sredy-i-inter-era.html

Бионические формы в создании предметной среды и интерьера

Федеральное Агентство по Образованию

Мурманский Государственный  Педагогический Университет

Факультет Технологии и Дизайна

Кафедра Технологии и Дизайна

 

Реферат

Бионические формы в создании предметной среды и пространства интерьера

 

Выполнил:

Научный руководитель:

 

Мурманск 2009

Содержание

 

Введение

Понятие бионики

Архитектурная бионика

Биоформы в промышленности

Биоформы в интерьере

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Работа выполнена на тему "Бионические формы в создании предметной среды и пространства интерьера".

Актуальность темы обусловлена  прогрессирующим развитием использования  бионических форм в предметной среде, окружающей человека начиная с древнего мира, когда впервые начали стилизоваться  природные формы в ювелирных  изделиях, мебели, оружии и до наших  дней. Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использования бионических форм в дизайне и архитектуре становятся практически безграничными.

Важность изучения дисциплины бионика неоспорима, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ  дисциплины, необходимая для успешной работы на рынке современного дизайна  и для работы в будущем.

Целью работы является рассмотрение возможности использования бионических  форм в создании предметной среды  и пространства интерьера, примерный  анализ перспективы использования  бионических форм в дизайне. Задачи работы заключаются в изучении самого понятия бионики, бионических форм, в изучении примеров использования  бионических форм в дизайне предметной среды и интерьеров.

Понятие бионики

 

Био́ника (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

В англоязычной и переводной литературе чаще употребляется термин биомиметика (от лат. bios - жизнь, и mimesis - подражание) в значении - подход к созданию технологических устройств, при котором идея и основные элементы устройства заимствуются из живой природы. [1] Одним из удачных примеров биомиметики является широко распространенная "липучка", прототипом которой стали плоды растения репейник, цеплявшиеся за шерсть собаки швейцарского инженера Жоржа де Местраля. [2]

 

 

Различают:

биологическую бионику, изучающую  процессы, происходящие в биологических  системах;

теоретическую бионику, которая  строит математические модели этих процессов;

техническую бионику, применяющую  модели теоретической бионики для  решения инженерных задач. [3]

Тысячелетиями люди жили среди  живой природы, миллионов оттенков цветов, несчетного многообразия форм, но в последнее время человек, почти насильственно погруженный  в жесткую урбанистическую среду, научился восхищаться эстетикой  металла и асфальта, синтетическими ароматами города, сизым смогом, оттеняющим яркие лучи предзакатного  солнца. Эти и другие явления стали  источником вдохновения фотографов, художников и модельеров, а также  дизайнеров, благодаря которым хай-тек несколько лет оставался на пике интерьерной моды. Тем не менее, мы страдаем, порой неосознанно, от недостатка чистых сочных красок и причудливых форм живых растений. Частично восполнить хотя бы у себя дома нехватку природной красоты помогают элементы интерьера в стиле бионика. [4]

Идея применения знаний о  живой природе для решения  инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить  летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц: орнитоптер.

Появление кибернетики, рассматривающей  общие принципы управления и связи  в живых организмах и машинах, стало стимулом для более широкого изучения строения и функций живых  систем с целью выяснения их общности с техническими системами, а также  использования полученных сведений о живых организмах для создания новых приборов, механизмов, материалов и т.п.

В 1960 в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по бионике, который официально закрепил рождение новой науки.

Бионика тесно связана  с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками: электроникой, навигацией, связью, морским делом  и другими.

Бионика - это наука, изучающая  принципы организации и функционирования биологических систем на молекулярном, клеточном и популяционном уровнях.

Бионика - наука междисциплинарная, "наука-перекресток", в ней отражаются особенности научно-технической  революции в форме интеграции различных по своему назначению и  методам наук.

Бионика синтезирует знания в биологии и кибернетике, физике и радиотехнике, математике и электронике, ботанике и архитектуре, биохимии и  механике, психологии и биофизике  и т.д.

Бионика соединяет разнородные  знания в соответствии с законами единства живой природы.

Бионический подход, положенный в основу создания концепт-проекта "Апельсин", перекликается с идеями, выдвинутыми в свое время основоположниками "Русского Авангарда". В XX веке "бионические идеи" получили развитие в авангардных проектах многих деятелей различных видов искусства. В 1916 году классик "Русского Авангарда" Казимир Малевич отметил: "Предметы исчезли, как дым; во имя новой художественной культуры искусство стремится и к автономии творения - к приоритету форм природы". А в 1920-е годы Лазарь Хидекель, ученик Шагала и Малевича, автор первого в российской истории архитектурно-экологического манифеста "АЭРО", написал: "Зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой".

Так, например, гибкость, присущую человеческому телу, стали использовать не только художники и архитекторы, но и авангардисты сценического искусства, выстраивая из актеров живые декорации  к своим спектаклям. Обращение  к природным истокам нашло  яркое выражение в актерской  школе знаменитого режиссера  Всеволода Мейерхольда. Его актеры проходили специальное обучение в экспериментальной мастерской, где основным предметом была биомеханика. Мейерхольд стремился придать зрелищу  геометрическую точность формы, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. Эти же биомеханические принципы искусства он продолжал развивать  в своем журнале "Любовь к трем апельсинам", где в ряде статей много внимания уделялось идее воспитания актера, уверенно владеющего своим  телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое  задание режиссера.

В то же время бионические идеи начинают воплощаться и в балетных постановках. Импрессионистически размытые танцы, выражающие чувства цветка и строящиеся на подражании пластике цветущего вьющегося растения, стали настоящей сенсацией на Западе благодаря имени Сержа Дягилева - организатора ежегодных гастролей русских артистов в Париже, получивших название "Русские сезоны". Балеты "Нарцисс" и "Призрак розы" третьих "Русских сезонов" потрясали воображение зрителей натуральностью жеста и незаурядной пластикой. Бионические идеи, воплотившиеся в этих постановках, позволили Дягилеву утвердиться в жизнеспособности своего детища и снискали большую популярность на Западе. Ясность замысла и воплощения, броскость и предельный лаконизм образов, характерные для бионических концепций, стали важной составляющей творчества пионера советского фотоавангарда Александра Родченко, также создававшего эскизы для многих театральных постановок театра Мейерхольда. Но, безусловно, свое самое яркое воплощение бионические идеи нашли все-таки в архитектуре. Великий современник основоположников "Русского Авангарда" философ Рудольф Штайнер говорил: "Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как "место", где раскрывается смысл человеческого бытия". И если следовать логике классиков, то выходит, что только здание, созданное в соответствии с принципами архитектурной бионики - будь это фостеровский "Апельсин" или же любой другой современный эко-комплекс, - способно стать наиболее органичным "домом" для произведений искусства, наполняющих человеческое бытие особым художественным смыслом. [5]

 

Архитектурная бионика

 

В мировой архитектурной  практике за прошедшие 40 лет использование  закономерностей формообразования живой природы приобрело новое  качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека.

Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров.

Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося  изучением возможности использования  в технике определенных биологических  систем и процессов.

Архитектурная бионика сходна с технической бионикой; однако, она настолько специфична, что  образует самостоятельную отрасль  и решает не только технические, но главным образом архитектурные  проблемы.

Здесь особенно нужно подчеркнуть, что научные основы архитектурной  бионики начали создаваться в  Советском Союзе, особенно можно  выделить работы архитекторов В.В. Зефельда и Ю.С. Лебедева.

Укажем на высказывания немецких и австрийских архитекторов Земпера, Фельдега, Бауэра и др. С интересной статьей, анализирующей их взгляды и высказывающей свою точку зрения на проблему целесообразности в архитектуре, - "Теория Дарвина в строительном искусстве" (1900 г) - выступил под псевдонимом некий "Гр. Ю - П". Автором этой статьи четко и ясно, с определенной тонкостью и остротой поставлена архитектурно-бионическая проблема и подтверждена закономерность действия эволюционной теории Дарвина в архитектуре.

Наиболее сложным этапом освоения в архитектуре природных  форм является время от середины XIX и до начала XX в. На нём сказались бурное развитие биологии и небывалые успехи по сравнению с предыдущим периодом строительной техники (например, изобретение железобетона и начало интенсивного применения стекла и металлических конструкций). Исследуя этот этап, необходимо обратить особое внимание на появление такого значительного по своей силе течения в архитектуре, как "органическая архитектура". Правда, под названием "органическая архитектура" отнюдь не подразумевается прямая и существенная связь архитектуры с живой природой. Направление "органической архитектуры" - направление функционализма. Об этом говорил по телевидению в 1953 г. один из основных её идеологов Фрэнк Ллойд Райт. отвечая на задаваемые ему вопросы: "... органическая архитектура-это архитектура "изнутри наружу", в которой идеалом является целостность. Мы не употребляем слово "органик" в смысле "принадлежащий к растительному идя животному миру".

Во имя экономии человек  в производственной деятельности всегда использует любые представившиеся  возможности. С прогрессом это требование все более обостряется. Так, например, после окончания второй мировой  войны инженеры и архитекторы  начали внимательно присматриваться  к живой природе. Их привлекли, например, упругие пленки живой природы, хорошо работающие на растяжение (эксперименты Отто Фрая 40-х годов). Современная же наука позволила углубиться в законы развития живой природы, а техника дала возможность моделировать живые структуры. В результате в архитектуре в конце 40-х годов появились формы, воспроизводящие на сознательной научной и технической основе конструктивные структуры живой природы. Сюда нужно отнести покрытие большого зала Туринской выставки инженером П.Л. Нерви, вантовые и палаточные сооружения (Отто Фрай и др.).

В Советском Союзе бионические идеи пользовались большим вниманием архитекторов и инженеров (МАИ, ЦНИИСК Госстроя СССР, Лен-ЗНИИЭП и др.).

Большую роль в 90-е годы сыграло  неожиданное стремительное вторжение  в нашу жизнь компьютерных технологий. Культурные долгосрочные последствия  этого "тихого переворота" пока еще  трудно предсказать, но в направлении  их прояснения движется мысль представителей нового поколения. Благодаря компьютеру возможно описать сложный биологический объект, например, человеческий скелет на привычном для архитектора языке рабочего чертежа.

Подводя итог историческим предпосылкам архитектурной бионики, можно сказать, что архитектурная  бионика как теория и практика сложилась в процессе эволюции специфической  связи архитектуры и живой  природы и что это явление  не случайное, а исторически закономерное.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы  в архитектуре заключается в  том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи  между законами развития живой природы  и архитектуры. На современном этапе  архитекторами используются не внешние  формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые  являются выражением функций того или  иного организма, аналогичные функционально-утилитарным  сторонам архитектуры.

От функций к форме  и к закономерностям формообразования - таков основной путь архитектурной  бионики.

Важным моментом, сыгравшим  свою роль в обращении архитекторов и конструкторов к живой природе, явилось внедрение в практику пространственных конструктивных систем, выгодных в экономическом отношении, но сложных в смысле их математического  расчета. Прообразами этих систем во многих случаях были структурные  формы природы. Такие формы начали успешно применяться в различных  типологических областях архитектуры, в строительстве большепролетных  и высотных сооружений, создании быстро трансформирующихся конструкций, стандартизации элементов зданий и сооружений и  т.д.

Информация о работе Бионические формы в создании предметной среды и интерьера