Дизайн среды внутренних архитектурных пространств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:36, лекция

Описание

Одно из основных отличий архитектурных объектов от подавляющего большинст­ва других объектов проектного творчества — это существование архитектурного объекта как единства внутренних пространств и внешней оболочки, по-своему взаимодействующих с человеком. При этом в случае, если под архитектурным объектом подразумевается отдельное здание, его объемно-пространственные ха­рактеристики определяются именно его интерьерами, совокупностью его внутрен­них пространств. Экстерьер же здания выступает в роли связующей внутренних пространств с окружающей архитектурный объект средой.

Работа состоит из  1 файл

Типология.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)


Дизайн среды внутренних архитектурных пространств

 

Одно из основных отличий архитектурных объектов от подавляющего большинст­ва других объектов проектного творчества — это существование архитектурного объекта как единства внутренних пространств и внешней оболочки, по-своему взаимодействующих с человеком. При этом в случае, если под архитектурным объектом подразумевается отдельное здание, его объемно-пространственные ха­рактеристики определяются именно его интерьерами, совокупностью его внутрен­них пространств. Экстерьер же здания выступает в роли связующей внутренних пространств с окружающей архитектурный объект средой.

В зависимости от характера архитектурного объекта — его функционального на­значения, условий его эксплуатации, его места в архитектурной или природной среде — меняется и относительная роль его интерьера и экстерьера. Так, доста­точно просто представить себе предельную ситуацию — объект, у которого эк­стерьер, фактически, отсутствует. К таким объектам относятся подземные про­странства, например, станции метро или архитектурные объекты, существующие во враждебной человеку среде — под водой или в космосе. Существуют и про­тивоположные ситуации: архитектурные объекты, у которых отсутствует экстерьер в его традиционном понимании. Таковы, например, декоративно-монументальные архитектурные комплексы, лишенные утилитарных функций и служащие для орга­низации среды и создания какого-либо специфического образа. Но сказать, что у таких объектов интерьер отсутствует совершенно, было бы неверно: его роль на­чинает выполнять открытое пространство.

Таким образом мы видим, что само по себе деление на интерьер архитектурного объекта и внешнее пространство достаточно условно. Даже в традиционных архи­тектурных объектах интерьер не обязательно замыкается в оболочке здания, но может прорываться наружу, захватывая примыкающие к зданию пространства, или, наоборот, запускать внешнюю среду внутрь здания, визуально объединяя ин­терьер с окружающей здание природной или городской средой. Примерами пер­вых могут служить музейные или выставочные комплексы, экспозиция в которых существует как внутри здания, так и вне его, торговые объекты, рестораны. В ка­честве примеров проникновения внешней среды в интерьер можно назвать атриумы, зимние сады. Существует особая категория пространств, служащих по­граничными между внутренней и внешней средой: входные зоны, террасы, лод­жии и т.д. В творчестве многих архитекторов проектированию таких пограничных пространств уделяется особое внимание; так, Арата Исодзаки, например, считает их отличительной особенностью своей архитектуры, находя им обоснование в философии дзен-буддизма. При этом к числу используемых им приемов относят­ся не только более-менее привычные, вроде утопленных входных зон, но и не­тривиальные: например, структуры, создающие иллюзию геометрической завер­шенности здания, в то время как реальные ограждающие конструкции отодвину­ты внутрь за счет его внутреннего объема.

 

ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРЬЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ

 

Все же, пусть размытая и условная, грань между внутренним и внешним пространством здания существует. При этом большая часть активных процессов жизне­деятельности человека происходит во внутренних помещениях. Именно их повер­хности и предметное наполнение наиболее тесно взаимодействуют с человеком; именно содержание этих процессов определяет структуру интерьерных про­странств. Как следствие, типология этих пространств определяется, в первую оче­редь, их функциональным назначением.

Процессы жизнедеятельности человека как общественного существа можно ус­ловно поделить на три основные группы: ПРОИЗВОДСТВО, ОБСЛУЖИВАНИЕ и ПРОЖИВАНИЕ. Соответственно подавляющее большинство архитектурных объектов служат обеспечению этих процессов и делятся на производственные, обществен­ные и жилые объекты. Проектирование каждой из этих типологических групп об­ладает собственной спецификой. Однако при том, что экстерьер зданий различ­ного назначения также обладает определенной спецификой, существует устояв­шийся образ промышленного здания, общественного центра или жилого дома — на него накладывают отпечаток и такие факторы, как средовые требования, сти­левые предпочтения архитектора или заказчика и т.д. Архитектура промышлен­ных зданий совершенно не обязательно отличается аскетизмом, а архитектура общественных зданий — административных, торговых или культурных центров — вполне может быть решена в стилистике "хай-тека". Внутренняя же структура здания зависит от протекающих в нем процессов в значительно большей мере — соответственно, типологические особенности зданий различного назначения про­являются в большей степени в его интерьере. При этом необходимо отметить, что классификация помещений по их назначению не обязательно совпадает с типо­логией здания: административные, рекреационные или торговые помещения мо­гут располагаться в производственном здании и наоборот; наименее комфортные для проживания этажи жилых зданий, как правило, отводятся под помещения об­щественного назначения и т.д.

Помещения, предназначенные для протекания в них производственных процес­сов — человеческой деятельности, сущностью которой является преобразование исходного материала в определенный конечный продукт — классифицируются в зависимости от характера этой деятельности на собственно промышленные, а также предназначенные для научной, проектно-технической, административной и художественной деятельности.

Наиболее обширная и разнообразная группа — промышленные помещения, в ко­торых происходит обработка материала с целью получения конечных изделий. Разнообразие производственных процессов по степени участия в них человека, по характеру обработки материала, габаритам обрабатываемых изделий, опасно­сти производства для человека и окружающей среды предопределяет и неодина­ковый характер пространственных решений этих помещений. При этом совершен­ствование производственных технологий постоянно меняет и требования к архи­тектуре промышленных интерьеров.

По степени участия человека в производственном процессе выделяются три ха­рактерных вида труда. В первом случае в производстве используются физические возможности человека, часто усиливаемые посредством соответствующих орудий труда. Подобное производство отличается большим количеством занятых в нем работников, что должно учитываться при проектировании интерьера: в организа­ции рабочих мест и доступа к ним, в решении естественного и искусственного освещения и т.д.

Второй вид — механизированный труд, при котором человек работает с обраба­тываемым материалом не непосредственно, а через машину, станок. И, наконец, третий вид — автоматизированный труд, при котором производственные опера­ции выполняются машинами без непосредственного участия человека. Роль чело­века в автоматизированном производстве сводится к контролю за работой систем и обслуживанию. Поскольку постоянного присутствия человека на участках обра­ботки материала не требуется, вопроса создания комфортных условий в этих зо­нах не возникает, и в интерьере выделяются только зоны безопасного пребыва­ния человека.

—     Первичная обработка материала (выплавка металлов, химическое производ­ство, производство электроэнергии). Основные особенности производственных процессов — крупногабаритное уникальное оборудование, диктующее значитель­ные габариты внутренних пространств, опасность производства для здоровья че­ловека и окружающей среды. При проектировании интерьера на первый план выступают проблемы создания благоприятной среды путем снижения вредных воздействий тепла, газов, шума, пыли.

—     Переработка первичного товарного сырья в изделия (металлообработка, маши­ностроение, легкая промышленность, точное приборостроение и радиоэлектрон­ная промышленность, пищевое производство, стройиндустрия и т.д.). В произ­водстве этого типа используется преимущественно станочное оборудование. Сре­да такого производства менее агрессивна, чем при первичной обработке матери­ала, однако и здесь проблемы снижения вредных воздействий на человека впол­не актуальны. Рабочее место человека на таком производстве более фиксирова­но в пространстве, что позволяет лучше решать его защиту, освещение, отвод вредных выделений и т.д.

Специфичны интерьеры помещений для научно-исследовательской и проектной деятельности.

—              Научная деятельность делится на две взаимосвязанных формы: теоретические
и экспериментальные исследования. Теоретический процесс традиционно требо­
вал помещений кабинетного типа, основным отличием которых, помимо наличия
рабочих мест, являлась потребность в большом количестве стеллажей для специ­
альной литературы; при этом часть работы все равно проходила в библиотеках и
прочих информационных центрах. Развитие информатики и компьютеризация ра­
дикально меняют характер помещений для теоретической научной деятельности
человека, связывая отдельные рабочие места, помещения и даже отдельные зда­
ния едиными компьютерными сетями и облегчая этим доступ к информации.

Экспериментальный процесс происходит в лабораторных помещениях, интерьер которых зависит от характера проводимых исследований. Лабораторные помеще­ния общего типа различаются в зависимости от профиля работ по одному из ви­дов естественных наук — физики, химии, биологии, причем различия эти не столько в пространственной организации помещения, сколько в аппаратуре, раз­мещаемой на стандартной лабораторной мебели. Характерная особенность ин­терьера лабораторий общего типа — наличие большого количества коммуника­ций — энергетических, вентиляционных и т.д., к которым подключаются рабочие места, специализированные лаборатории служат для размещения нестандартного оборудования, часто крупногабаритного; это не столько пространство для разме-

щения рабочих мест, сколько оболочка для этого уникального оборудования, со­здающая оптимальные условия для его функционирования, обслуживания и изу­чения.

—    Проектные мастерские — помещения, в которых происходит процесс проекти­рования архитектурных объектов и промышленных изделий. Индивидуальный ха­рактер разработки единицы проектной продукции — чертежа одного из стан­дартных форматов — определяет и характер оборудования проектной мастерс­кой: большую часть ее занимают индивидуальные рабочие места проектировщи­ков с выделенными из общего пространства рекреационными, административны­ми зонами, а также зонами для копировального и компьютерного оборудования. Также выгораживаются или выделяются в отдельные помещения макетные мас­терские; в ряде случаев необходимы большие поверхности для проектирования в натуральном масштабе — так наз. плазы. Большую роль в интерьере проектной мастерской играет организация естественного освещения рабочих мест. Компью­теризация проектных процессов меняет характер интерьера архитектурных мас­терских и конструкторских бюро, однако полностью заменить ручную графику компьютерной пока невозможно, да и вряд ли целесообразно, особенно в архи­тектуре и промышленном дизайне.

Основная функция административной деятельности в интерьерах администра­тивных помещений — разработка документации по управлению и регулированию функционирования учреждений, предприятий, отраслей хозяйства и т.д. Органи­зация пространства для административной деятельности во многом сходна с организацией пространства проектных мастерских, с той разницей, что основной производственной единицей здесь является не рабочее место проектировщика с чертежной доской, частично изолированный от других модуль на одно или не­сколько рабочих мест, оснащенных компьютерами и другой оргтехникой.

Менее жестки требования административных помещений также к естественному освещению, зато больше внимания здесь необходимо уделять проблемам шумо-поглощения и изоляции, а также кондиционирования воздуха.

— Интерьеры помещений в архитектурных объектах общественного назначения предназначены для осуществления самых различных процессов, сущность кото­рых можно свести к одному: общественному потреблению продукта — либо ма­териального, либо духовного. При том, что сам продукт создается в процессе производства, интерьер общественного здания предоставляет условия для его по­требления, что подразумевает наличие некоторых процессов по обслуживанию, требующих специального пространства. Из этого следует, что внутреннее про­странство общественных объектов также делится на две основных зоны — слу­жебную, предназначенную для обслуживающего персонала, и собственно обще­ственную, предназначенную для посетителей — соприкасающиеся и взаимодей­ствующие в месте, где и происходит сам процесс потребления. Именно это про­странство потребления, как правило, определяет структуру здания и является ос­новным формообразующим фактором. В зрелищном сооружении это зрительный зал; в торговом — торговое пространство и т.д.

По схожести условий проведения процессы общественного обслуживания можно сгруппировать в несколько основных видов: зрелище, обучение, питание, торгов­ля, экспозиция, рекреация. При несхожести этих процессов в каждом из типов общественных зданий можно выделить построенную по близкой схеме структуру,

главным компонентом которой является ядро структуры — пространство потреб­ления, обычно отличающееся доминирующей пространственной величиной. Повы­шению комфорта обслуживания посетителя служат дополнительные пространст­ва — фойе, буфеты и т.д. И, наконец, обеспечению комфортной эксплуатации этих помещений служат вспомогательные пространства: технические помещения, санузлы, курительные, гардеробы.

— Процесс проживания человека в жилой среде в интерьере жилища включает в себя три основные стороны: общественно-социальную (общение, отдых, индиви­дуальный труд), бытовую (приготовление пищи, уборка, стирка, мелкий ремонт и хранение личных вещей) и жизнеобеспечивающую (еда, сон, личная гигиена, физкультура, лечение). Каждый из этих процессов обладает своими требования­ми к среде, причем протекают они в сравнительно компактном пространстве. В зависимости от комфортабельности жилища осуществление этих процессов может протекать попеременно в одном и том же пространстве или выделяться в отдель­ные помещения. Кроме того, если при индивидуальном/семейном виде прожива­ния жилье позволяет осуществлять все эти процессы, то при коммунальном виде проживания (общежития, больницы, санатории, гостиницы и т.д.) часть их может передаваться предприятиям общественного обслуживания.

При этом состав помещений жилья во многом определяется социальными, воз­растными характеристиками проживающих в нем людей, их количеством, половой принадлежностью членов семьи. В одних случаях процессы проживания жильцов протекают независимо друг от друга, что требует наличия изолированных поме­щений; в других случаях ситуация позволяют объединить значительную часть этих процессов в общем пространстве без ущерба для комфортности.

Информация о работе Дизайн среды внутренних архитектурных пространств