Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:52, доклад
Марли — дворец, расположенный в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф.
Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем (не сохранилась; разрушена во время Великой французской революции). Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип; от него заимствованы общие композиционные решения и идея сочетания декоративного и хозяйственного предназначения парка.
Марли —
дворец, расположенный в западной части
Нижнего парка дворцово-паркового
ансамбля Петергоф.
Дворец
получил своё имя в память о
посещении Петром
I в 1717 резиденции французских
королей в Марли-ле-Руа под Парижем
(не сохранилась; разрушена во время Великой французской
революции).
Петергофский Марли и окружающие его пруды
и сады не повторяют французский прототип;
от него заимствованы общие композиционные
решения и идея сочетания декоративного
и хозяйственного предназначения парка.
Сооружён
одновременно с закладкой Марлинских
прудов по проекту Иоганна Браунштейна в 1720—1723. Первоначально
планировался одноэтажным. В процессе
постройки по распоряжению Петра в проект
внесли изменения, и дворец приобрёл второй
этаж, что придало пропорциям дворца уравновешенность
и законченность (в объёме дворец — чётко
выявленный куб). В строительстве и декоре
дворца Марли принимали участие скульптор Никола Пино, каменных дел мастера
Я. Неупокоев и А. Кардасье.
Отмечается
особая скромность дворца относительно
других построек Петергофского ансамбля,
характерная и для других малых
дворцов, созданных для Петра. Фасады
декорированы лаконичными деталями — рустованные лопатки с дорическими капителями, балконы с коваными
решётками, переплёты мелкой квадратной
расстекловки окон. Всего во дворце 12 помещений,
не считая лестницы и двух коридоров. Необычно
то, что во дворце нет традиционного парадного
зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю
(«Переднему залу»).
Первоначально
Марли использовался для
В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент. Необходимость радикальных работ возникла из-за того, что пошли трещины по стенам дворца. Руководил реставрационными работами инженер А. Семёнов; все подлинные детали отделки были сохранены, а точность воссоздания была превосходной.
Дворец
сильно пострадал в ходе Великой Отечественной
войны от попадания
мины замедленного действия (коллекции
эвакуированы в 1941). Фасады были восстановлены
в 1955, с 1982
Марли снова действует как музей.
В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты: морская шинель императора Петра I и кафтан с шитым Орденом Андрея Первозванного, книги из его библиотеки, стол с «аспидной» доской, выполненный руками царя, его личная посуда. Здесь же представлена коллекция живописи, собранная императором, которая составляет основу живописной экспозиции дворца. В неё входят работы малоизвестных голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII—XVIII веков: А. Сило, А. Сторка, П. Белотти, А. Челести и др. Некоторые предметы меблировки аутентичны, другие тщательно подобраны по аналогии, в соответствии сохранившимися документами.