Готическая архитектура Франции и Чехии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение художественных особенностей готических архитектурных ансамблей Франции и Чехии. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
выявить особенности готического стиля;
исследование национальных особенностей готического стиля архитектуры во Франции и Чехии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 5

2. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ 15

3. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЕХИИ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТИКА.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

     Но то страстное напряжение, с которым храм выделяет себя из окружающего мира, утверждая свое господство над расстилающимся у подножия холма городом, в интерьере сменяется чувством возвышенной и торжественной гармонии, светлого парения духа. Просторный высокий зал центрального нефа, полные сдержанной силы пилоны столбов, торжественное сияние огромных окон, скупой узор стройных арок трифория воспринимаются как смягченный отзвук сложных и подчас беспокойных контрастов наружного декора. В интерьере в большей мере, чем в наружной части здания, выступает на первый план ясное величие сооружения, охватывающего и организующего огромную человеческую массу. Наружный декор собора удивляет неисчерпаемым богатством переплетающихся форм: разнообразием силуэтов и масштабов каменных листьев, прорастающих на каменных ветвях аркбутанов, и языков пламени, колеблющихся, подобно огням святого Эльма, на остриях пинаклей. Внутри же здания декор становится более сдержанным и скупым. Главным украшением служили витражи огромных окон( Старые витражи до нас не дошли и заменены в течение 1890—1930 гг. новыми композициями.) и станковая живопись на дереве, подучившая в Чехии широкое распространение с начала 14 в.

     Характерной и своеобразной Чертой собора св. Вита, так же как и всей чешской готики, явилось сохранение настенных росписей. Кроме наружной мозаики над Золотыми воротами интерьер собора (точнее, стены его часовен, обрамляющих алтарную часть) был украшен фресками, для которых главным образом отводились боковые стены контрфорсов, расположенных по сторонам часовен. Эти фрески многократно записывались, и лишь сейчас ведется систематическая работа по их расчистке.

     Своеобразна роль скульптуры во внутреннем оформлении собора. Скульптурных изображений относительно немного, и они носят не вполне обычный для готики характер. Парлерж и его ученики создали ряд портретов членов царствующей династии, князей церкви и строителей храма. Бюсты, расположенные на гал-лереях трифория, отличаются спокойной уравновешенностью пластической формы.

     Ясная одухотворенность интерьера собора св. Вита почти свободна от тех элементов мистического волнения, которые обычно присутствуют в готических храмах. В смысле совершенства и богатства художественных форм чешская готика уступает лишь поздней французской готике 14 в., отличаясь от нее, однако, свободой от того оттенка утонченной усталости стиля, который чувствуется в ряде произведений французской готики второй половины этого столетия, завершающего длительный период художественного развития французского средневековья. Чешская же культура той поры полна еще огромной свежести нерастраченных сил.

     Гибкий, богатый и свободно применяемый чешскими мастерами архитектурный декор (особенно характерен в этом отношении прекрасный храм св. Барбары на Кутной Горе, построенный в последней четверти 14 в.) положил начало в Средней Европе так называемой пламенеющей готике. Особо высокого уровня в поздней чешской готике достиг архитектурный декор сводов как культовых, так и светских зданий; ритмическая выразительность и богатство рисунка орнамента, создаваемые сложным переплетением нервюр,— характерная черта этих сводов. Однако само чешское зодчество того времени отличала здоровая изящная жизнерадостность, свободная от манерности и нервозного беспокойства, столь характерных для «пламенеющей» поздней готики, например, Германии. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам 
Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами.

     Выводы, к которым мы пришли, заканчивая характеристику готической архитектуры во Франции, относится именно к её национальному стилю.

     Однако  французская готика в силу особых исторических условий явилась выразительницей высокого подъёма средневековой культуры в целом. Она в самом деле была каменной энциклопедией, стояла значительно выше современной литературы. Всё время, опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения. Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоёв средневековой Франции. Поскольку готический стиль должен был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в своей основе монументальным. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что его создатели сумели одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой игры цвета. Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас памятники не кажутся дисгармоничными.

     Изучив некоторые готические постройки Чехии, а в частности Праги, можно сделать вывод о том, что практически все из них не сохранились в изначальном, подлинном состоянии. Это связано с тем, что расцвет готического искусства Чехии совпадает с высоким подъемом ее экономики и культуры в XIV веке, когда она превратилась в одну из передовых стран Европы. Были и случаи, когда по определенным причинам – политическим или экономическим, готическая постройка не могла быть завершена долгое количество лет и даже веков, но менять ее стиль не стали, а достраивали во всё том же готическом. Но считать такую архитектуру настоящей готикой нельзя – это уже псевдоготический стиль, лишь копирующий подлинную готику. Таким изменениям подверглись не только культовые сооружения, но и мосты (в частности Карлов мост, который в эпоху барокко (1683—1714 гг.) стали украшать тридцать статуй и группы святых) и даже жилые дома. В связи с этим можно выделить такую особенность пражской архитектуры как эклектичность – в одном памятнике архитектуры мы находим переплетение различных стилей от романского и готического до барокко и рококо. В основном художественные приемы готической архитектуры Праги не изменялись, а оттачивались, так как готика зародилась во Франции уже в XII веке и Чехия лишь перенимала ее традиции, такие как: собор – высший образец синтеза архитектуры и живописи (преимущественно витражей); смелая и сложная каркасная конструкция готического собора; впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаваемое рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок. Но можно отметить и некоторые особенности архитектуры, характерные лишь для Праги: сетчатые своды, изобретенные и впервые введенные П. Парлержем; Собор святого Вита – единственный случай в готической архитектуре, когда галерея бюстов современников строительства собора помещена в главной части храма – в хоре, над алтарем – водном ряду со святыми лицами находятся бюсты простых людей; оригинальные, неповторимые шатры башен культовых построек и др. Но, несмотря на все изменения, которые претерпела готическая архитектура, именно она придает городу величественную и мистическую, торжественную и загадочную атмосферу.

     Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Архитектура и строительство: Энциклопедия / Сост. А. Иконников, И. Азизин, В. Владимиров и др.; Глав. Ред. А.В. Иконников: Рос. Академия архитектуры и строительных наук (РААСН) – М.: Стройиздат, 2002 – 688 с.
  2. Бирюков Н.В. История архитектуры: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007 – 367 с.
  3. Бруно Кляйн. Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах // Готика: архитектура, скульптура, живопись / Под ред. Р. Томана. – 2000 – С. 28 – 116.
  4. Герман В. История цивилизации: архитектура, возрождение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные времена» и Средневековье (4-14 вв.) – Т.2 – М.: - ЭКСМО-Пресс, 2000 – 600 с.
  5. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО Издательский дом Летопись, 2000 – 479 с.
  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древнейших времен по XVI век. Очерки. – 3-е изд., дополненное. – М. Искусство, 1985 – 319 с.
  7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник для вузов. -3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Высшая школа, 204 – 368 с.
  8. Ж. Дюбе. История Франции: (в 5 т. Т. 1: Средние века от Гуго Капета до Жанны Д’Арк  9987 -1460) /пер. с фр. Г.А. Абрамова, В.А. Павлова – M.: Междунар. отн., 2000 – 414 с.
  9. История Чехии / Под ред. В.И. Питчера. – М.: Политиздат, 1947 – 260 с.
  10. Ле Гофф Ж.  Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992 – 376 с.
  11. Поп И.И. Искусство Чехии и Моравии IX – начала XVI века – М.: Искусство, 1978ю – 255 с.
  12. Порьяз С. Мировая культура: Средневековье – М.: ОМНА-ПРЕСС, 2001. – 479 с.
  13. Уайт Э., Робертсон Б. Архитектура. Формы, конструкции, детали: Иллюстрированный справочник – М.: ACT Астрель, 2005. – 110 с.
  14. www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/index.html
  15. www.czechstroy.ru/all/architecture/  
  16. www.wikipedia.org

Информация о работе Готическая архитектура Франции и Чехии