Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:55, доклад
В городе святая София выглядит нагромождением камня и кирпича. Эта непостижимость противопоставляет ее всему городу и привлекает к ней внимание
Этот храм называли просто Великой церковью.
Он был создан в 532-537 гг. по заказу императора Юстиниана. Для строительства главного собора Византийской империи были приглашены не профессиональные архитекторы, а профессора математики и геометрии, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
В городе святая София выглядит нагромождением камня и кирпича. Эта непостижимость противопоставляет ее всему городу и привлекает к ней внимание
Этот храм называли
просто Великой церковью.
Он был создан в 532-537 гг. по заказу императора
Юстиниана. Для строительства главного
собора Византийской империи были приглашены
не профессиональные архитекторы, а профессора
математики и геометрии, Анфимий из Тралл
и Исидор из Милета.
Фрагмент плана
На месте обширной базилики начали возводить огромное центрическое здание с куполом, накрывающим огромное кубическое пространство. Четыре массивных опоры, поддерживающие ребристый купол на невысоком барабане, спрятаны за базиликальным построением плана. С востока и с запада купол осложняется обширными полукружиями и полукуполами экседр, в которые вписано по три экседры меньшей высоты.
Великолепие этого грандиозного сложного интерьера поражало современников, а византийские архитекторы не решались в дальнейшем соперничать с этим памятником: София оставалась недостижимой вершиной, от которой вели отсчет, но к которой не решались приблизиться. После завоевания Константинополя в 1453 г. турки полвека присматривались к Айе-Софии, как они называют храм, а затем стали воспроизводить ее в многочисленных мечетях, в той или иной степени приближающихся к столь же недостижимому, как и в византийское время, образцу. Но турецкие архитекторы, среди которых был и знаменитый Синан, всегда старались не только копировать план и особенности интерьера Софии, но и придать внешнему облику своих мечетей новое качество - они создавали фасады. Чего в храме-образце очевидно нет.
Поперечный разрез
План первого яруса
Первоначально люнеты собора давали слишком много света. При позднейших переделках его притушили, сузив проемы, что придало интерьеру мистическую затемненность
София выстроена в соответствии с редчайшим и, видимо, осознанным принципом отказа от внешнего образа. Это один сложносшитый парус, надутый порывом ветра, парус, покрывающий и осеняющий интерьер, но формально не выявленный и не украшенный извне. Если бы здесь был только купол, то храм можно было бы сравнить с палаткой, юртой, любым матерчатым сооружением на каркасе. Только каркас в данном случае распространен по всей ткани и буквально слит с ней. Это огромная оболочка, простертая над храмовым пространством, многосоставный, но единый купол, грандиозная и сложная метафора небесной сферы. Со стороны эта структурная, геометрически просчитанная и выверенная оболочка выглядит как хаотическое нагромождение форм, как гигантская куча строительных материалов и конструктивных элементов, на вершине которой находится плоский купол на барабане, вовсе не снимающий впечатления аморфности и беспорядочности целого.
В отличие от внешнего облика храма, интерьер поражает своей структурностью
Это удивительное
свойство Софии делает ее восприятие
чрезвычайно театральным. С далеких
видовых точек, с моря или с
другой стороны Золотого Рога, памятник
выглядит неясной массой. Сегодня
он не слишком выделяется среди пяти
или шести мечетей, построенных
турками по его образцу и имеющих
более четкие силуэты. Когда мечетей
не было, ситуация была другой: храм, как
и сейчас, возвышался над невысокой
застройкой, но в большей степени
собирал ее вокруг себя как высокий
и несколько оплывший холм или
курган. Подходящий к собору из городских
кварталов зритель видит
Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью
Этот эффект неожиданности
византийские архитекторы несомненно
учитывали, но вовсе не ради него они
оставили фасады Великой церкви без
всякой декоративной обработки. В Софии
Константинопольской мы встречаемся
с той крайней фазой