История Архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Описание

Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» - Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года).

Содержание

1. Предшественники пирамид
2. Самые большие пирамиды Египта
3. Датировка постройки
4. Пирамиды фараонов III династии
4.1 Пирамида Хабы
4.2 Пирамида Джосера
5. Пирамиды фараонов IV династии
5.1 Ломаная пирамида
5.2 Розовая пирамида
5.3 Пирамида в Мейдуме
6. Великие пирамиды
6.1 Пирамида Хеопса
6.2 Пирамиды Хефрена и Микерина
7.Поздние пирамиды
7.1 Пирамида Усеркафа
7.2 Пирамида Сахура и Неферефра
7.3 Пирамида Нефериркара и Ниусерра
7.4 Пирамида Сенусерта I
7.5 Пирамида Униса
7.6 Пирамида Пиопи II
7.7 Пирамида Аменемхета I
7.8 Пирамиды Аменемхета III
8. Пирамиды-спутницы великих пирамид
8.1 Пирамиды-спутницы пирамиды Хеопса
8.2 Пирамиды-спутницы пирамиды Хафра
8.3 Пирамиды-спутницы пирамиды Микерина
9. Технологии строительства
9.1 Кладка из грубообработанных камней
9.2 Кладка из глиняных кирпичей
9.3 Облицовка
9.4 Выравнивание блоков
10. Тексты пирамид
11. Египетские пирамиды в массовой культуре
12. Литература
13. Ссылки

Работа состоит из  1 файл

Pеф. по истории архитектуры.docx

— 405.02 Кб (Скачать документ)

Гипотезы  о строительных приёмах  и способах

Возведение  пирамид из блоков, добытых в карьерах

Одной из наиболее сложных  задач, стоявших перед строителями, была необходимость перемещения  больших объёмов камня. Считается, что наиболее распространённым способом было перемещение груза на санях-волокушах. Основанием для этого является фреска одного из захоронений времён XII династии в Дейр эль-Берше. На ней изображено, как 172 человека тянут на волокушах алебастровую (в первоисточнике: англ. It is described as being made of alabaster) статую фараона Джехутихотепа. Оценивая её вес в 60 т, Денис Стокс (англ. Denys Stocks) экстраполировал: чтобы привести в движение блок весом 16,300 кг, с условием использования смазки было бы достаточно 45, а для веса 2,750 кг — 8 рабочих. Со своей стороны R.H.G.Parry предложил реконструкцию метода перекатывания блоков с помощью люлечного механизма, который находят при раскопках различных святилищ Нового царства. Разместив вокруг блока четыре таких устройства, его можно было легко перекатывать. Компания Obayashi провела эксперимент с 2,5-тонными бетонными блоками размером 0,8×1,6 м, в ходе которого 18 человек смогли тащить этот груз по плоскости с наклоном 1 : 4 со скоростью 18 м в минуту. Ещё Витрувий в своём трактате «Десять книг об архитектуре» описывал схожие приёмы перемещения нестандартных грузов. Доказательств, что египтяне использовали именно этот метод, пока нет, но эксперименты показывают возможность работы с блоками такого размера. Египтологи признают такую возможность для 2,5-тонных блоков (составляющих большинство в массе материала), но расходятся в гипотезах относительно блоков тяжелее 15 т, из которых некоторые достигают по весу 70 т.

Другая проблема возникает в связи со связующим  материалом, используемым для заполнения пустот между камнями. Известно, что  блоки, формирующие массив пирамиды, тщательно подогнаны, особенно в Великих пирамидах. Однако требовалось и немалое количество извести и щебня. Хоть связующий материал и не играет основной роли, он всё же необходим для стабилизации постройки. Процесс гашения извести требует отводить воду путём её испарения, для чего, в свою очередь, нужно топливо, древесина. Проведя исследования по программе радиоуглеродного обследования пирамид (англ. Pyramids Radiocarbon Project) David H.Koch высказал предположение, что для постройки пирамид в Гизе Египту пришлось бы свести все свои леса до последней щепки. Анализ углерода, извлечённого из материала-заполнителя, показал разброс дат до 3000 лет в некоторых частях пирамиды, что Кох связывает с необходимостью использовать старое древесное топливо. Поскольку данный феномен наблюдается только в старейших пирамидах Древнего царства (в особенности от Джосера до Микерина), это может трактоваться в пользу гипотезы, что меньшие размеры более поздних пирамид объясняются сильным истощением лесных ресурсов Египта.

Сегодня имеется  достаточно информации о местоположении карьеров, о некоторых из инструментов, использовавшихся при разработке камня (с поправкой, что медных шламбуров там пока не найдено), о транспортировке камня к стройке, о выравнивании фундамента и последующих уровней возводимой структуры. Для работы с относительно мягким камнем, каким является большая часть известняка, рабочие могли использовать медные долота, свёрла и пилы. Более твёрдый камень, как гранит, диорит, сиенит и базальт нельзя вырубить одним только медным инструментом, и здесь требовались более трудоёмкие методы: отбивание долеритом, сверление и распил с применением абразивов, типа кварца или песка.. Блоки перевозили на волокушах, полозья которых, очевидно, поливали, как это показано на вышеупомянутой фреске.  Фундамент выравнивали, возможно, путём заполнения водой траншей (как предполагают Mark Lehner и I.E.S.Edwards) либо же с помощью обычного квадратного уровня и опытных разметчиков.

Другие  теории изготовления блоков и их установки

Существует также  теория о том, что сами блоки из которых состоит пирамида, были изготовлены при помощи опалубки. На предыдущем ярусе устанавливалась опалубка прямоугольной формы, в которую затем заливался растворообразный состав. Застывший блок сам служил опалубкой для следующих блоков растущего яруса. Составные части раствора относительно легко могли быть доставлены силами многочисленных рабов без применения сложной техники. Такая теория хорошо объясняет идеальную подгонку стен отдельных блоков.

9.2 Кладка из глиняных кирпичей

Из необожженных глиняных кирпичей построены пирамиды фараона XII династии Аменемхета III: Пирамида в Хаваре близ Крокодилополя и «Тёмная пирамида» в Дахшуре.

 Свод одной из камер Розовой пирамиды. Размеры камеры: в основании 3,64x8,37 метра, в высоту 12,31 метров. Величина сдвига каждой ступени свода около 15 см.

Кладка из больших  блоков весом от нескольких тонн до десятков тонн характерна для Пирамиды Хеопса, Пирамиды Хефрена, Пирамиды Микерина на плато Гиза, и пирамиды в Абу-Роаш, предположительно построенные фараонами конца III династии и фараонами IV династии. В местах, где сохранилась облицовка пирамид, можно видеть, что поверхности камней облицовки образуют ровную плоскость. Подобная кладка встречается в фундаменте и нижних ярусах некоторых других пирамид и некоторых мастаб.

    Часть кладки перекрытия внутри Розовой пирамиды. Высота блока более двух метров.

    Часть кладки пирамиды Микерина

    Потолок внутри пирамиды Микерина. Радиус скругления выдержан по всем блокам.

    Часть внешней  кладки Пирамиды в Мейдуме

 Часть кладки  внутреннего прохода Пирамиды в Мейдуме. Внешняя поверхность блоков неровная, но стыки между массивными блоками выполнены без зазоров.

9.3 Облицовка

Для того чтобы поверхность  пирамиды была ровной, она обкладывалась  плитами облицовки (в основном из известняка).  Пирамида в Мейдуме облицована шлифованными плитами из турского известняка. В наше время вся облицовка и большая часть внешних слоев не сохранилась. Розовая пирамида была облицована белым известняком, но со временем облицовка была снята местным населением и теперь заметны блоки из розового известняка. Пирамида Хефрена была покрыта известняком, который сохранился только у вершины. Пирамида Микерина примерно на треть своей высоты была облицована красным асуанским гранитом, дальше его сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, была также из красного гранита.

9.4 Выравнивание блоков

Некоторые пирамиды, сохранившие свою облицовку, позволяют  увидеть качество обработки поверхности  камня. Кроме того, что крупные  блоки подогнаны так, что между  ними не остаётся зазоров, внешняя поверхность  зачастую образует идеальную плоскость, несмотря на то, что плоскость эта  находится под углом к основанию. Ярким примером тому может служить  облицовка Ломаной и Мейдумской пирамид. При выравнивании поверхности камней у входа в пирамиду Микерина крайние камни были выровнены не полностью, причём край линии выравнивания проходит непрерывно через все камни кладки, что позволяет сделать предположение о том, что поверхность блоков выравнивалась после укладки камней. Это же предположение подтверждается выравниванием пола, неподалёку от пирамиды Усеркафа. Нижняя поверхность камней пола находится в песке и имеет естественные необработанные формы; камни хоть и разной высоты, однако верхняя часть камней образует единую ровную поверхность.

                       10. Тексты пирамид

Тексты  Пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унас V династии (середина XXIV в. до н. э.) и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.).  Тексты Пирамид были открыты частично Мариэттом в 1880, когда он начал обследование пирамид Саккара по инициативе Гастона Масперо. После смерти Мариэтта Масперо продолжил в 1881 г. раскопки и к 1894 г. издал все найденные им тексты, снабдив их переводом .

Перевод

Несмотря на то, что  сравнительно небольшое количество текстов пострадало от времени и  грабителей гробниц, их чтение, перевод  и толкование до сегодняшнего дня  создают немало проблем. Тексты очень  сложны как в грамматическом, так и в лексическом отношениях, а орфография необычна (из-за своей древности). В них содержится много намеков на неизвестные нам мифы и легенды. Первая попытка перевода текстов принадлежит Гастону Масперо, который в 1882 г. начал по очереди публиковать иероглифические тексты и их переводы. Позже они были изданы одним томом в 1894 г.   В 1910 г. Курт Зете осуществил следующее издание «Текстов». Он систематизировал их, сгруппировав в «Изречения» (Sprüche), пронумеровал (его нумерация текстов используется учеными до сих пор). Тексты издавались и переводились на французском (Г. Масперо, Л. Спелеерс), немецком (К. Зете), английском (С. А. Б. Мерсер, Р. О. Фолкнер, А. Пьянков). Русский перевод начал, но не завершил русский ученый А. Л. Коцейовский, ученик основателя русской египтологии — Б. А. Тураева. В настоящее время полного перевода Текстов Пирамид на русском языке не существует. В 2000 г. вышла книга с переводом части текстов (главы 1–254) А. Л. Коцейовского.

Содержание

С. Мерсер выделяет среди Текстов Пирамид следующие сюжеты:

  1. Погребальный ритуал с приношением даров, что связано с представлением о воссоединении частей распавшегося тела, его оживлением и воскресением покойного царя.
  2. Магические формулы в защиту от бед и несчастий.
  3. Ритуал поклонения.
  4. Религиозные гимны.
  5. Мифические формулы, отождествляющие покойного царя с тем или иным божеством.
  6. Молитвы и мольбы от имени покойного царя.
  7. Прославления величия и могущества покойного царя на небесах (славословия).

Долгое время ученые считали, что отдельные тексты пирамид  никак друг с другом не связаны, не составляют единого текста, и их расположение внутри пирамиды обусловливается  только желанием того, кто их там  писал. Однако М. Э. Матье в 1947 г. предложила новый порядок чтения текстов (от входа в пирамиду к саркофагу фараона). Также она высказала точку зрения о том, что Тексты Пирамид — это слова единого заупокойного ритуала, которые произносились во время той части этой церемонии, которая происходила внутри пирамиды.

         11. Египетские пирамиды в массовой культуре

Египетские пирамиды издавна были источником фольклорных  сказаний (так, у христиан они долго  считались житницами Иосифа, накопившего, согласно книге Бытия, в Египте зерна на семь голодных лет), а с ростом интереса к Востоку и оккультизму XIX—XX в. появились различные представления, связывающие пирамиды с современной эзотерикой (книги Х. Ливраги и др.). Египетские пирамиды (как и мегалиты) — популярный сюжет в теориях палеоконтакта, где предстают созданием некой внеземной высокотехнологичной цивилизации.

                               12. Литература

  • Лауэр Ж.-Ф. Загадки египетских пирамид. М., 1966, 228стр.
  • Замаровский В. Их Величества — Пирамиды. М., 1987
  • Щетников А. И. Золотое сечение, квадратные корни и пропорции пирамид в Гизе. Историко-математические исследования, 13(48), 2009, с. 198—217.

Информация о работе История Архитектуры