КАМЕННОГО ВЕКА ИСКУССТВО
КАМЕННОГО ВЕКА ИСКУССТВО -
искусство самого древнего периода
человеческой истории. В мифологической
традиции выделялись: счастливый "золотой
век" человечества, затем следовали
"серебряный" и "железный".
Датский историк К. Ю. Томсен (1788-1865) на
основе опыта систематизации коллекций
Датского национального музея в Копенгагене
в 1816-1819 гг. предложил систему периодизации
искусства Древнего мира, состоящую из
трех последовательно сменяющихся "веков"
(англ, three age system): каменного, бронзового
и железного.
Логика Томсена была проста: камень не
стали бы употреблять для орудий, если
бы располагали бронзой, а бронзу - если
бы имелось железо. Каменный век в дальнейшем
разделили на древний - палеолит (от греч.
palaios - древний и lithos - камень) и новый - неолит
(греч. neos - новый). Потом добавили переходный
период - мезолит, или "среднекаменный
век" (греч. mesos - средний). Палеолит, или
"древнекаменный век", был также разделен
на три периода: нижний, средний и верхний.
Между неолитом и бронзовым веком добавили
переходный "медно-каменный век"
- энеолит (от лат. aeneus - медный и греч. lithos
- камень; другое название - халколит - от
греч. chalkos - медь и lithos - камень). Вся эпоха
использования каменных орудий охватывает
огромный, самый долгий период в истории
человечества: от 2 млн. до 4 тыс. лет до
н. э. Этот период составляет 99, 5% общей
продолжительности существования человека
на земле.
Разнообразие археологических находок
может быть условно соотнесено с типичными
для каждого периода орудиями: каменными,
бронзовыми или железными. Это подтверждают
данные стратиграфии. Однако на основе
"веков" нельзя датировать произведения
искусства, поскольку в разных районах
мира "века" наступают в различные
сроки. Так, в Египте бронзовый век наступает
раньше, в 3000-2400 гг. до н. э. , в то время как
в Центральной Европе еще продолжается
каменный. Страны Африки от каменного
века перешли сразу к железному, минуя
бронзовый. Длительное время изготовление
каменных орудий и изделий из металла
сосуществовали. На основании археологических
находок на территории современной Франции
были определены хронологические рамки
этапов палеолита - "древнекаменного
века" для Центральной Европы: - нижний
(ранний) палеолит наименован периодом
Ашёль (Acheul), по названию местности Сент-Ашель
близ Амьена - 1 млн. - 40 тыс. лет до н. э. ;
- средний палеолит - Мустьё (Moustier), по местности
на юго-западе Франции - 40-35 тыс. лет до
н. э. ; - верхний палеолит включает три
стадии: Ориньяк (Aurignac), по названию селения
на северном склоне Пиренеев - 35-20 тыс.
лет до н. э. ;Солютрё (Solutre), по названию
селения близ г. Масона в центральной части
Франции - 20-15 тыс. лет дон. э. , и Мадлён
(Magdalen), по местности в долине р. Дордонь
в юго-западной Франции -15-12 тыс. лет до
н. э.
Самый ранний период - Ашель - считается
"доизобразительным", этим временем
датируют "натуральные макеты" зверя.
Мустьё демонстрирует геометрическую
орнаментацию орудий. К периоду Солютре
относят ранние опыты объемной пластики
- "палеолитических Венер". По определению
Дж. Фрэзера, "гротескный натурализм"
скульптурок с подчеркнутыми признаками
пола является первой стадией символизма
в искусстве. Мадлен - период развития
"натурального стиля" искусства первобытных
охотникое, замечательных наскальных
росписей в пещерах Алътамиры, Ласко, Фон
де Гом во Франции, искусства резьбы, и
гравирования по кости. В эпоху мезолита
с изменением образа жизни древнего человека,
когда охота на крупного зверя отошла
на второй план, резко обрывается изобразительная
деятельность и исчезают памятники палеолитического
искусства. Люди выходят из пещер, осваивая
земледелие и скотоводство, селятся вокруг
озер. В эпоху неолита появляется новый
тип сооружений из дерева - свайные постройки.
КАРЛА I СТИЛЬ
КАРЛА I СТИЛЬ (англ. Charles I Style)
- историко-региональный стиль английского
искусства времени правления короля Карла
I из дома Стюартов (1625-1649), переходный от
"стиля короля Якова" (1603-1625), раннего
английского Барокко, к более строгому
и аскетичному пуританскому стилю, предвещавшему
"строгий", или "республиканский",
стиль начала английской революции 1650-х
гг. Карл I слыл меценатом, он увлекался
живописью и был поклонником французского
искусства, придворных художников своего
современника короля Франции Людовика
XIII (1610-1643). Профранцузская ориентация
составляет особенность этого периода
в развитии английского искусства.
КАРЛА II СТИЛЬ - см. реставрации Стюартов
стиль.
КАРЛ IV "КРАСИВЫЙ" - см. парижская
школа.
КАРЛА IV СТИЛЬ (чешек. Karel IV styl) - историко-региональный
стиль чешской готики периода ее расцвета,
времени правления короля чешского Карла
I, одновременно императора Священной
Римской империи (германской нации) под
именем Карла IV (1346-1378). Король Карл представлял
дом Люксембургов и по материнской линии
был связан с родом чешских королей Пржемысловичей.
Поэтому свою резиденцию он перенес в
Прагу и задумал сделать этот город "Новым
Римом". Карл IV был человеком редкой
образованности и творческого ума. Воспитывался
во Франции, при дворе Филиппа VI Валуа
и близ папского двора в Авиньоне, был
в Италии. В 1348 г. в Праге король Карл IV
основал университет, первый в Центральной
Европе (Карлов университет), заложил чешский
Град и "Новый город" ("Нове Место").
В 1344 г. было учреждено Пражское архиепископство.
В том же году для строительства нового
грандиозного кафедрального собора был
вызван французский мастер Матье из Арраса.
Стиль, в котором этот мастер возводил
собор Св. Вита в Праге, - чистая, уравновешенная,
ставшая к тому времени классической французская
Готика. Этот стиль продолжил с 1352 г. Петер
Парлерж (1330-1399), чешский мастер, учившийся
на строительстве собора в Кёльне, а также
во Франции и Англии. В 1357 г. под руководством
П. Парлержа было начато строительство
каменного моста через р. Влтаву, позднее
названного Карловым. С этим выдающимся
периодом в развитии чешского искусства
связано и строительство королевского
замка Карлштайн. Школа П. Парлержа оставила
замечательные образцы портретной скульптуры.
Королю Карлу наследовал его сын Вацлав
IV.
КАРЛА V СТИЛЬ (франц. Le style de Charles V) - историко-региональный
стиль "высокой" французской Готики
времени правления короля Карла V Мудрого
из дома Валуа (1364-1380). Король был меценатом
и библиофилом. Он предпринял перестройку
Лувра в Париже, где разместил огромную
по тем временам библиотеку в 973 тома. Значительное
место в ней занимали произведения античных
авторов. К своему двору король привлекал
живописцев и скульпторов, коллекционировал
шпалеры, дорогую посуду из серебра, ювелирные
изделия. Меценатами были братья короля
- герцог Бургундский и герцог Беррийский.
При парижском дворе формировалась оригинальная
школа книжной миниатюры, значительный
вклад в которую внесли фламандские мастера
и французы - Ж. Пюселль, А. Боневё, Жакмар
д'Эсден.
КАРЛА VII СТИЛЬ (франц. Le style de Charles VII) - историко-региональный
стиль поздней, или "пламенеющей",
готики во Франции периода правления короля
Карла VII Валуа (1422-1461). К этому времени
относятся произведения архитектуры,
в которых проявились новые черты ренессансного
мышления - здание госпиталя в Бонэ, постройки
в Бурже.
КАРЛА VIII СТИЛЬ (франц. Le style de Charles VIII) -
переходный историко-региональный стиль
от поздней французской "пламенеющей
готики" к искусству эпохи французского
Ренессанса. Французский король Карл VIII
Валуа (1483-1498) после военного похода в Италию
(1494-1496) вернулся в свой замок в Амбуаз
с двадцатью двумя итальянскими мастерами,
чтобы оформить новые интерьеры и парк
регулярного стиля "на итальянский
манер". В замке Амбуаз были размещены
коллекции итальянских ковров, мебели,
картин. Это оказало значительное влияние
на развитие французского придворного
искусства. В архитектуре того времени
новые ренессансные мотивы декора "накладывались"
на традиционные формы средневековых
зданий и эклектически перемежались с
элементами "пламенеющей готики".
КАРЛА IX СТИЛЬ (франц. Le style de Charles IX) - художественный
стиль позднего французского Ренессанса
времени правления короля Карла IX (1560-1574).
Король Карл из Ангулемского дома Валуа
был младшим сыном Генриха II. После смерти
брата Франциска II он взошел на трон в
возрасте десяти лет. Его мать Екатерина
Медичи, из знатной итальянской семьи,
стала регентшей. Поэтому влияние итальянской
культуры в этот период было особенно
значительным. Для королевы-матери архитектор
Ф. Делорм начал строительство дворца
Тюильри напротив Лувра, поскольку луврские
апартаменты, оказались для Екатерины
Медичи тесны. Королева сама принимала
участие в проектировании. В годы правления
Карла IX был завершен "Квадратный Двор"
Лувра (Cour Carree), наиболее старая из сохранившихся
частей нынешнего ансамбля. В память об
этом на западном фасаде дворца (построенном
ранее П. Леско и Ж. Гужоном при Генрихе
II) осталась монограмма Карла IX: "К".
КАРЛА X СТИЛЬ (франц. Le style de Charles X) - "стиль
реставрации Бурбонов" во Франции времени
правления короля Карла X (1824-1830), или "второе
пококо". |