Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:01, доклад
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.
89) Маньери́зм (от
итальянского maniera, манера) — западноевропейский
литературно-художественный стиль XVI —
первой трети XVII века. Характеризуется
утратой ренессансной гармонии между
телесным и духовным, природой и человеком.
Некоторые исследователи (особенно литературоведы)
не склонны считать маньеризм самостоятельным
стилем и усматривают в нём раннюю фазу
барокко. Существует и расширенное толкование
понятия «маньеризм», как выражения формотворческого,
«претенциозного» начала в искусстве
на разных стадиях культурного развития
— от античности до современности.
Стилевые особенности
Характерными
особенностями художественного
решения работ, относящихся к
стилю маньеризма, можно считать
повышенный спиритуализм, (нередко
сочетающийся с не менее сублимированным
эротизмом или, напротив, подчёркнуто
противопоставленный ему); взвинченность
и изломанность линий, (в частности, использование
так называемой «змеевидной» линии), удлинённость
или даже деформированность фигур, напряжённость
поз, (контрапост), необычные или причудливые
эффекты, связанные с размерами, освещением
или перспективой, использование едкой
хроматической гаммы, перегруженность
композиции и т. д.
искусство Маньеризма в целом характеризуется главенства формы над содержанием.
Для Маньеризма
характерны : удлиненность фигур, напряженность
поз ( контрапост), необычные или
причудливые эффекты, связанные
с размерами, освещением или перспективой
, и яркие цвета.
Произведения
маньеристов отличаются усложненностью,
напряженностью образов, манерной изощренностью
формы, а нередко и остротой художественных
решений (в портретах, рисунках и др.).
В портретах
маньеристов подчеркивается внутренняя
напряженность персонажей, ощущается
личное отношение художника к
портретируемому. В монументальных
циклах (Джулио Романо) преобладают изощренные,
насыщенные гротескной орнаментикой решения.
В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Джамболонья)
и архитектуре (Джулио Романо, Вазари,
Амманати) маньеризм проявлялся главным
образом тяготением к неустойчивой, динамичной
композиции, подчеркнутой выразительности
декора.
Искусство маньеристов
нередко называли придворным. В некоторых
своих чертах оно было рассчитано
на узкий круг знатоков, понимавших
сложные аллегории и аллюзии.
К концу 16 — началу 17 в. маньеризм
уступает влиянию болонской школы и караваджизма.