Музеи коммунизма и советской оккупации в странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:44, доклад

Описание

Музеи коммунизма и советской оккупации в странах мира — совокупность мемориалов и постоянных экспозиций, «институтов национальной памяти», способствующих реализации политики переосмысления итогов Второй мировой войны, посвящённых критике коммунистического режима и его территориально-политической экспансии.

Содержание

1.Начало
2 Прибалтика
2.1 Литва
2.2 Латвия
2.3 Эстония
3 Восточная Европа
3.1 Украина
3.2 Молдавия
4 Центральная Европа
4.1.Чехия
4.2 Венгрия
4.3 Польша
4.4 Другие
5 За пределами Европы
5.1 Грузия
5.2 США
6 Россия
7 Источники

Работа состоит из  1 файл

Музеи европы.docx

— 27.42 Кб (Скачать документ)

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[2][3]) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[4], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма[5][6][7][8]. 

Тоталитаризм с  точки зрения политологии — форма  отношения общества и власти, при  которой политическая власть берёт  под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью  контролируя все аспекты жизни  человека. Проявления оппозиции в  любой форме подавляются или  пресекаются государством. Если такая  власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана  иллюзия одобрения народом действий этой власти. 

Исторически понятие  «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини[9]. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни[10]. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войны получила широкую известность пропагандистская теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии. 

При использовании  в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что  режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными[5]. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае[11], «красных кхмеров» в Кампучии[12], Хомейни в Иране[11], талибов в Афганистане[13], Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании[14], Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее[12], самодержавия в России[15][16], Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Сапармурата Ниязова[источник не указан 164 дня] в Туркменистане, Эмомали Рахмона[источник не указан 164 дня] в Таджикистане, Ислама Каримова[источник не указан 164 дня] в Узбекистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее и др. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше[17]). Вместе с тем, подобное применение понятия «тоталитаризм» продолжает вызывать критику[18]. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

Музеи коммунизма и  советской оккупации в странах  мира

 

В Рижском музее  оккупации (2004)

Фото: ИТАР-ТАСС 

Музеи коммунизма и  советской оккупации в странах  мира — совокупность мемориалов и  постоянных экспозиций, «институтов  национальной памяти», способствующих реализации политики переосмысления итогов Второй мировой войны, посвящённых критике коммунистического режима и его территориально-политической экспансии.[1] 1 Начало

2 Прибалтика 

2.1 Литва

2.2 Латвия

2.3 Эстония

3 Восточная Европа 

3.1 Украина

3.2 Молдавия

4 Центральная Европа 

4.1 Чехия

4.2 Венгрия

4.3 Польша

4.4 Другие

5 За пределами Европы

5.1 Грузия

5.2 США

6 Россия

7 Мнения 

7.1 Поддержка

7.2 Критика

8 См. также

9 Источники

10 Дополнительно 
 

Здесь и далее  слова «захват», «оккупация», «геноцид», «депортация», «угнетение», «жертвы  режима», «сопротивление» и др. употребляются  без кавычек лишь для удобства чтения — это не означает признания  соответствующих явлений реально  имевшими место в описанных или  подразумеваемых масштабах и  трактовках.

 Начало  
 

К первым идеологическим музеям, критикующим коммунизм, можно  отнести нацистский Музей-архив  переходного периода.[2] Учреждение было открыто в оккупированном Киеве  в апреле 1942 года. Экспозиции были посвящены  преимуществам немецкого «нового  порядка»[3] и геноциду украинского  народа, устроенного большевиками.[4]  

К критике коммунизма и советской оккупации вернулись  в конце 1980-х годов. Первооткрывателями специализированных музеев стали страны Прибалтики.[5] Например, в столице  Латвийской ССР Риге ещё в советское  время было построено здание для  Музея революции, посвящённого латышским  стрелкам, которые «наводили ужас на жителей России своими зверствами во время революции и Гражданской  войны». В 1993 году на месте Музея  революции открыли Музей оккупации. В соседней Литве к тому времени  уже был учреждён Музей жертв  геноцида.[6] После этого, как пишет  «Севастопольская газета», и другие бывшие советские республики начали открывать подобные экспозиции:[7]

«Братья по соцлагерю» вступили в импровизированный конкурс на создание музеев оккупации этих территорий Советским Союзом — «просветительских» проектов на словах, а на практике музеев ненависти, злобной мести и русофобии.

 Прибалтика  

Основная статья: Радикальный национализм в Прибалтике

 Литва  

Музей жертв геноцида был открыт в Вильнюсе в конце 1992 года по распоряжению Министерства культуры и просвещения Литвы. С 1997 года музей находится в ведении  Центра исследования геноцида и резистенции[8] жителей Литвы (ЦИГРЖЛ), который, по информации их сайта, занимается сбором, хранением, исследованием и пропагандой исторических документов, отражающих формы геноцида жителей Литвы «советским оккупационным режимом».[9]  

Тематические выставки организованы в бывшем здании НКВД.[10] Главная часть экспозиции — открытый в 1940 году следственный изолятор и чуть меньше двух десятков тюремных камер, в которых, по словам гида музея Людмилы  Матонене, русские пытали литовцев.[11] На первом этаже музея выставлены экспонаты, посвящённые сопротивлению литовцев советской оккупации и депортации местного населения. По данным музейных архивов, из страны было выслано порядка 300 тыс. человек, что составляло тогда 15 % населения страны.[12]  
 

Периодически музей  проводит различные специальные  экспозиции и мероприятия для  школьников.[13] Кроме того, учреждение участвует в церемонии почтения памяти жертв оккупации и репрессий  в День скорби и надежды.[14]

 Латвия  

Открытый в 1993 году Музей оккупации в Риге, как  пишет «Русский Newsweek», на три четверти посвящён захвату Латвии большевиками и лишь на четверть нацистами, поскольку последние оккупировали страну «всего три года».[15] Гитлеровцам посвящена одна из экспозиций учреждения.[16]

 

Часть экспозиции Музея  оккупации в Риге (2002)

Фото: ИТАР-ТАСС 

На стендах музея  вывешены плакаты с советскими лозунгами  и символикой, портреты Сталина, газетные статьи той эпохи. Посетителям демонстрируют  предметы быта советских лагерей, оружие, оставшееся от латышских легионеров, сражавшихся с Красной Армией, статистические данные, говорящие о  том, что «за время советской  и немецкой оккупаций Латвия потеряла треть своего населения, более 550 тысяч  человек».[17]  

По информации журнала  «Огонёк», музей создали и содержат до сих пор за счёт средств американских, канадских и австралийских латышей.[6] Однако правительство Латвии участвует  в финансировании некоторых проектов музея. В частности Министерство культуры планирует в 2010 году потратить 4,3 млн латов (€5,7 млн) средств Евросоюза на строительство рядом с учреждением мемориала «Дом будущего».[18]  

А в 2008 году латвийская партия «Новое время» предложила создать  Музей геноцида в подвалах бывшего  здания КГБ на улице Бривибас.[19] Эта идея не была поддержана доктором исторических наук, заведующей кафедрой политологии Университета имени Страдыня Илгой Крейтусе:[20]

Когда я слышу  о намерениях создать Музей геноцида и, таким образом, ещё раз заклеймить сталинские преступления, мне кажется, что политики хотят проигнорировать  преступления других режимов. Если уж мы говорим о режимах, угнетавших латвийский народ и уничтожавших людей в Латвии, то, наверное, стоит начать с XIII века и Крестовых походов, которые безжалостно прошлись по территории нынешней Латвии. Хорошо ещё хоть нас оставили — к примеру, как мы знаем из истории, жителей Пруссии уничтожили всех до единого. И главное, почему мы забываем нацистскую оккупацию?

 Эстония  

В 2003 году Музей оккупации  открылся в Таллине. Проект был создан по инициативе проживающей в США эстонки Ольги Кистлер-Ритсо, вложившей в музей 35 млн крон ($13,3 млн). Тогдашний президент Эстонии Арнольд Рюйтель в письменном приветствии отметил, что «музей не позволяет забыть преступления и насилие против нашего народа», а его предшественник Леннарт Мери предложил переименовать музей в Музей свободы:[21]

 

Символика памятника  эстонским эсэсовцам на слёте  ветеранов Ваффен-СС в Синимяэ (2010)

Кадр ТК «Россия 1»

Он мог бы называться музеем свободы, так как это не дом ненависти, а победы. 

Музей разместился  напротив Бронзового солдата — памятника  советским воинам.[22] Экспозиции рассказывают о «расщеплённой шизофренической  жизни» эстонцев в период двух советских  оккупаций и одной немецкой, которая  «по количеству человеческих жертв  и общему состоянию угнетённости была намного легче».[23] Возможно поэтому  таллинский музей в День памяти жертв фашистских лагерей не проводит никаких специальных мероприятий.[24] Финская журналистка Леэна Хиетанен назвала Музей оккупации в Таллине чистым примером отрицания холокоста.[25]  

Экспозиции, посвящённые  периоду советской оккупации, действуют  и в других городах Эстонии. Аналогичный  музей работает в Пярну.[26] Экспозиция «Застенки КГБ» открыта в Тарту.[27]

 Восточная Европа  

 Украина  

В июне 2007 года общество «Мемориал» имени Василя Стуса открыло Музей советской оккупации в Киеве. Основными экспозициями стали «Хроника коммунистической инквизиции», рассказывающая о политзаключенных и жертвах террора, «Голодомор в фотодокументах», «Украинские Соловки», «Киевский мартиролог» об уничтожении архитектурных памятников.[28] Тогдашний президент страны Виктор Ющенко назвал учреждение музеем политических репрессий и пообещал передать в его коллекцию некоторые личные вещи.[29] Лидер украинской Партии регионов Тарас Черновол посчитал новый музей ненужным обществу:[30]

Я — сын диссидента, человека, который сидел в лагерях  за то, что противоречил тому режиму. Но если мы говорим о сегодняшнем  дне, то эту историю нужно показывать, но делать это не в форме, которая  создает конфликт… Если ставить вопрос о советской оккупации, то это немного надуманно. Создавался Советский Союз, для Украины это была трагедия с миллионами жертв, но Союз создавался при активнейшем участии и украинских политиков, которые устраивали систему репрессий. 

Вскоре появилась  информация о возможном открытии управлением культуры Львовского ОГА  совместно с Институтом национальной памяти музея тоталитаризма и  оккупации Украины во Львове.[31] Газета «Сегодня» писала в 2007 году, что Ющенко «больше всех ратовал за создание таких националистичных экспозиций».[32]

 

Экспозиция «Хроники коммунистической инквизиции» в Музея советской оккупации в Киеве (2007)

Фото: ИТАР-ТАСС 

Жители Украины, правда, не одобрили идею президента. По данным компании ФОМ-Украина, создание Музея советской оккупации поддерживали 29,4 % респондентов, тогда как против высказались 47,2 % опрошенных украинцев.[33] Через две недели после открытия музея в Киеве украинские коммунисты выступили с инициативой создать музей памяти жертв американского империализма. Авторы заявления пояснили, что эта идея является ответом на установку в Вашингтоне памятника жертвам коммунизма.[34]  

В 2009 году стало известно о создании Кабинетом министров  Украины музея «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине». Распоряжение о его учреждении подписала премьер-министр Юлия Тимошенко.[35] Представитель Партии регионов Вадим Колесниченко заявил в конце 2009 года, что аналогичные проекты, музеи, посвящённые бандеровцам и голодомору, Верховная рада собирается организовать и на территории Киево-Печерской лавры.[36]

 Молдавия  

В середине 2010 года стало  известно о предстоящем открытии Музея холокоста и Музея советской  оккупации в Кишинёве. С такой  инициативой выступил мэр столицы  Молдавии Дорин Киртоакэ.[37] Исполняющий обязанности президента Молдавии Михай Гимпу ранее учредил 28 июня День советской оккупации и пообещал законодательно запретить коммунизм.[38]  

В ответ на эти  действия партия коммунистов Молдавии потребовала отставки Гимпу, однако не была поддержана парламентским большинством, хотя там и согласились, что указ и. о. президента должен быть отменён.[39] Чтобы «узнать мнение всех партий» по поводу неоднозначного указа и перспектив открытия новых подобных учреждений, в Кишинёв прибыла группа депутатов Европарламента.[40]  

Информация о работе Музеи коммунизма и советской оккупации в странах мира