Музыка и архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:17, доклад

Описание

Если выйти за пределы понимания синестезии как чисто психологического феномена (межчувственная ассоциация), то в поэтике, в теории искусства и, шире, в эстетике можно отметить бытование неких глобальных синестетических метафор (соответствий, сопоставлений). Одна из самых популярных и дискутируемых аналогий подобного толка рождена романтизмом. Это - взаимные сравнения музыки и архитектуры, предлагаемые изначально, отметим особо, именно "работниками словесного цеха", и уже только впоследствии ставшие предметом интереса представителей самих сравниваемых искусств.

Работа состоит из  1 файл

музыка и архитектура.docx

— 30.51 Кб (Скачать документ)

 

И, конечно, откровенный экспериментальный  и "вызывающий огонь на себя" характер имеют все попытки от синестетических метафор переходить как бы к их реализации. Известны экзотические опыты композитора и архитектора Яниса Ксенакиса по параллельному сочинительству в обеих областях искусства, например, создание оригинального сооружения на базе тех же алгоритмов, что и его музыка "Метастазиса". 24 Язвительный Стравинский не преминул дать такую им оценку: "Я с надеждой смотрю в будущее и вижу, как последователи Ксенакиса пишут музыку, которая одновременно подсчитывает сумму налогов и указывает, где надо вести новое городское строительство. Пока же, признаюсь, я бы не решился войти в дом, сделанный по тем же чертежам, что и музыка, которую в последнее время мне довелось слышать". 25

 

Но в науке умная  критика всегда нужнее благодушных  дифирамбов. Я не встречал более полезного для последующего освоения аналогии "музыка-архитектура", чем одна из ранних работ Б. Асафьева (тогда еще Б. Глебова). 26 В ней он называет эту аналогию "ненавистной", "неприятно поверхностной", а общепринятое сравнение готического собора с фугой - пошлым, но при этом сам делится, "от обратного", тонкими наблюдениями о функциях тяготения в архитектуре и в музыке (уточним, синестетического тяготения в музыке), которые, вместе с близкими идеями Б. Яворского, могут служить основой для более глубоких и мотивированных сопоставлений этих разнородных искусств. 27

 

Итак, "в начале было слово". Слово поэта, писателя, философа (у романтиков эти ипостаси, как известно, слитны). И, несмотря на присущую поэзии "неточность", "необязательность" - с точки зрения строгой науки, - синестетическая метафора "музыка - архитектура" инспи рировала мысль теоретиков искусства, убеждая в том, что и чисто поэтические рефлексии - если они принадлежат романтически настроенному homo sapiens - обязательно содержат в себе рациональные зерна, из которых могут произрасти живые побеги, причем порою с совсем неожиданными плодами.

___________________________________

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1) Все из Гете цит. здесь по кн.: Музыкальная эстетика Германии, в 2 т. - М.: Музыка, 1981, т.1, с.44, 235, 400.

 

2) Михайлов А.В. Архитектура  как застывшая музыка. - В кн.: Античная  культура и современная наука. - М.: Наука, 1985

 

3) Шеллинг Ф.В. Философия  искусства. - М.: Мысль, 1966, с.225-227, 281, 298, 300; см.также: Муз. эст. Германии, т.1, с.44, 105

 

4) Цит.по кн.: Лапшин И. Заветные думы Скрябина, Пг., 1922, с.24

 

5) Все цит. в данном абзаце из кн.: Муз.эстетика Германии, т.1, с.44-48

 

6) Там же, с.123-153

 

7) См.: Музыкальная эстетика  Франции. - М.: Музыка, 1974, с.314

 

8) Муз.эст. Германии, т.2, с.288-289

 

9) Муз.эст. Франции, с.279,280

 

10) Муз.эст. Германии, т.2, с.361, 368

 

11) Муз.эст. Германии, т.1, с.393

 

12) Цит.по кн.: Рыжкин И. Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма. - М.: Музгиз, 1951, с.84.

 

13) Муз.эст. Франции, с.252

 

14) Гегель. Эстетика, в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1973, т.1, с.17

 

15) См.: Мастера архитектуры  об архитектуре. - М.: Госстройиздат, 1972, с.254, 224.

 

16) Борев Ю. Эстетика. - М.: Политиздат, 1981, с.291

 

17) Литературные манифесты  западноевропейских романтиков. - М.: Изд-во МГУ, 1980, с.205, 206

 

18) Муз.эст. Германии, т.1, с.394

 

19) Муз.эст. Германии, т.2, с.388

 

20) Белый А. Символизм  как миропонимание. - М.: Республика, 1994, с.269

 

21) Walton A. Architecture and music. - Cambridge, 1934

 

22) Hosek A. Architektura a hudba. - Acta Scaenographica. - 1964-65, N 5/V.

 

23) Schneider M. Singende Steines. - Kassel und Basel, 1955

 

24) См. об этом в кн.: Соколов А. Музыкальная композиция  ХХ века. - М.: Музыка, 1992, с.148-151

 

25) Стравинский - публицист  и собеседник. - М.: Сов. композитор, 1988, с.297

 

26) Глебов Б. Процесс  оформления звучащего вещества. - В кн.: De musica, вып.1. - Петроград, 1923, с.145-147

 

27) См. об этом в авт.ст.: Синестезия и музыкальное пространство. - В кн.: Музыка, культура, человек,  вып. 2. - Свердловск, 1991; К цвету и свету! (Эволюция "гравитационной" синестезии в музыке). - В кн.: Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы. - Казань, 1999


Информация о работе Музыка и архитектура