Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:17, доклад
Если выйти за пределы понимания синестезии как чисто психологического феномена (межчувственная ассоциация), то в поэтике, в теории искусства и, шире, в эстетике можно отметить бытование неких глобальных синестетических метафор (соответствий, сопоставлений). Одна из самых популярных и дискутируемых аналогий подобного толка рождена романтизмом. Это - взаимные сравнения музыки и архитектуры, предлагаемые изначально, отметим особо, именно "работниками словесного цеха", и уже только впоследствии ставшие предметом интереса представителей самих сравниваемых искусств.
И, конечно, откровенный экспериментальный и "вызывающий огонь на себя" характер имеют все попытки от синестетических метафор переходить как бы к их реализации. Известны экзотические опыты композитора и архитектора Яниса Ксенакиса по параллельному сочинительству в обеих областях искусства, например, создание оригинального сооружения на базе тех же алгоритмов, что и его музыка "Метастазиса". 24 Язвительный Стравинский не преминул дать такую им оценку: "Я с надеждой смотрю в будущее и вижу, как последователи Ксенакиса пишут музыку, которая одновременно подсчитывает сумму налогов и указывает, где надо вести новое городское строительство. Пока же, признаюсь, я бы не решился войти в дом, сделанный по тем же чертежам, что и музыка, которую в последнее время мне довелось слышать". 25
Но в науке умная критика всегда нужнее благодушных дифирамбов. Я не встречал более полезного для последующего освоения аналогии "музыка-архитектура", чем одна из ранних работ Б. Асафьева (тогда еще Б. Глебова). 26 В ней он называет эту аналогию "ненавистной", "неприятно поверхностной", а общепринятое сравнение готического собора с фугой - пошлым, но при этом сам делится, "от обратного", тонкими наблюдениями о функциях тяготения в архитектуре и в музыке (уточним, синестетического тяготения в музыке), которые, вместе с близкими идеями Б. Яворского, могут служить основой для более глубоких и мотивированных сопоставлений этих разнородных искусств. 27
Итак, "в начале было слово". Слово поэта, писателя, философа (у романтиков эти ипостаси, как известно, слитны). И, несмотря на присущую поэзии "неточность", "необязательность" - с точки зрения строгой науки, - синестетическая метафора "музыка - архитектура" инспи рировала мысль теоретиков искусства, убеждая в том, что и чисто поэтические рефлексии - если они принадлежат романтически настроенному homo sapiens - обязательно содержат в себе рациональные зерна, из которых могут произрасти живые побеги, причем порою с совсем неожиданными плодами.
______________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Все из Гете цит. здесь по кн.: Музыкальная эстетика Германии, в 2 т. - М.: Музыка, 1981, т.1, с.44, 235, 400.
2) Михайлов А.В. Архитектура как застывшая музыка. - В кн.: Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985
3) Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966, с.225-227, 281, 298, 300; см.также: Муз. эст. Германии, т.1, с.44, 105
4) Цит.по кн.: Лапшин И. Заветные думы Скрябина, Пг., 1922, с.24
5) Все цит. в данном абзаце из кн.: Муз.эстетика Германии, т.1, с.44-48
6) Там же, с.123-153
7) См.: Музыкальная эстетика Франции. - М.: Музыка, 1974, с.314
8) Муз.эст. Германии, т.2, с.288-289
9) Муз.эст. Франции, с.279,280
10) Муз.эст. Германии, т.2, с.361, 368
11) Муз.эст. Германии, т.1, с.393
12) Цит.по кн.: Рыжкин И. Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма. - М.: Музгиз, 1951, с.84.
13) Муз.эст. Франции, с.252
14) Гегель. Эстетика, в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1973, т.1, с.17
15) См.: Мастера архитектуры об архитектуре. - М.: Госстройиздат, 1972, с.254, 224.
16) Борев Ю. Эстетика. - М.: Политиздат, 1981, с.291
17) Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Изд-во МГУ, 1980, с.205, 206
18) Муз.эст. Германии, т.1, с.394
19) Муз.эст. Германии, т.2, с.388
20) Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994, с.269
21) Walton A. Architecture and music. - Cambridge, 1934
22) Hosek A. Architektura a hudba. - Acta Scaenographica. - 1964-65, N 5/V.
23) Schneider M. Singende Steines. - Kassel und Basel, 1955
24) См. об этом в кн.:
Соколов А. Музыкальная
25) Стравинский - публицист и собеседник. - М.: Сов. композитор, 1988, с.297
26) Глебов Б. Процесс оформления звучащего вещества. - В кн.: De musica, вып.1. - Петроград, 1923, с.145-147
27) См. об этом в авт.ст.:
Синестезия и музыкальное