Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:03, доклад
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы, что и живописец- пейзажист.
Китайский зодчий похож на художника. Он высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим массивом. Один из художников- пейзажистов в своём поэтическом трактате о живописи передал то ощущение естественной взаимосвязи архитектуры и пейзажа, которое свойственно этому времени: “Вверх башни храмовой пусть будет у небес: не следует показывать строений. Как будто есть, как будто нет... Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо бы как раз, чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а в знаменитых горных храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что льнёт к домам иль башням... Картина летом: древние деревья кроют небо, зелёная вода без волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у ближних вод - укромный тихий дом”.
1. Особенности Китайской архитектуры.
2. Архитектурные особенности китайского дома.
3. Китайская пагода. Архитектурные стили китайских погод.
4. Градостроительство Пекина в феодальное время. Планировка улиц. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун.
5. Храмы Пекина.
6. Архитектурные стили летних дворцов.
7. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства.
8. Заключение.
9. Список литературы.
VI. Архитектурные стили летних дворцов.
Хотя личные
покои Запретного города были обширны
и разнообразны, императоры сочли
летний городской воздух слишком
нездоровым. С самых древних времен
двор на лето переезжал в специальные
загородные резиденции. Их строительство
вызвало к жизни новый, менее
официальный архитектурный
Если в официозных "императорских городах", последним из которых был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в "летних дворцах" господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. Деревья специально сажали или пересаживали, как это было при суйском Ян-ди, повелевшем издалека на специальных повозках доставить уже большие деревья. Великолепные ландшафты имитировали полотна живописцев.
Среди лесов и ручьев, на берегах озер и склонах холмов строились гармонично связанные с окрестностями павильоны. Казалось бы, они рассыпаны беспорядочно, но на самом деле — по тщательно продуманному плану. Каждый из них был снабжен всем необходимым, так что император мог по своему желанию отправиться в любой из них и найти все подготовленным к его появлению.
Роскоши императорских дворцов старались следовать, в меньших, правда, масштабах, и в городских, и в загородных домах богатых семей. Никто — за исключением, быть может, англичан — не смог обойти китайцев в искусстве создания садов и загородных резиденций. Китайцы, несмотря на свои большие и населенные города, всегда были тесно связаны с сельской жизнью, всегда любили естественную красоту. С древнейших времен в Китае бытовала убежденность в высоком очищающем нравственном смысле пребывания в уединении среди гор. Даосские мудрецы жили на лесистых склонах высоких гор и отказывались сойти вниз, даже если сам император предлагал им высшие почести. Многие выдающиеся ученые и поэты годами жили в глубинке, лишь изредка посещая города. Столь характерное для европейцев чувство ужаса перед дикой природой китайцам было неведомо.
VII. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства.
Каждый китайский город был окружен стеной. Неотъемлемость понятия "стена" от понятия "город" выразилась в том, что они обозначались одним и тем же словом "чэн". Естественно, что к городским стенам, придававшим городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием. Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный тип архитектурных сооружений. Пожалуй, они являются самыми внушительными и прочными, чем где бы то ни было еще в мире.
Искусство возведения
стен достигло своего совершенства на
севере, наиболее часто подвергавшемся
нападениям кочевников. Стены Пекина,
построенные в начале XV века при
династии Мин, вполне заслуженно пользуются
всеобщей известностью . Такие же высокие
и крепкие стены можно встретить повсюду
в северо-западных провинциях, а особенно
в Шэньси, где они окружали каждый уездный
город. Современные стены большей частью
построены при Мин. После изгнания монголов
китайские императоры этой династии сочли
необходимым восстановить городские укрепления
в северных провинциях, пришедшие в упадок
за время господства на севере кочевников.
В планировке городов и фортификаций также
можно проследить два стиля: северный
и южный. На севере, где у строителей было
много свободного пространства и ровных
площадей, города строились в форме прямоугольника.
Город делился на четыре части двумя прямыми,
пересекающимися в центре улицами. За
исключением самых больших городов, в
стенах было лишь четверо ворот, по одним
с каждой стороны. На пересечении двух
главных улиц находилась смотровая башня
с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта
или беспорядков каждую улицу можно было
изолировать от остальных. В венчавшей
ворота трехэтажной, наподобие пагоды,
башне располагались воины, здесь же находился
и огромный барабан, выполнявший роль
городских часов. В него ударяли через
определенные промежутки времени.
Расположение
ворот и двух главных улиц отличали
правильность и симметричность, чего
нельзя сказать об улочках, пересекающих
жилые кварталы, извивающихся и изгибающихся
между домами. В китайском городе
редко можно встретить
На севере городские стены возводили, чтобы спасаться не только от врагов, но и от наводнений. В основе стены лежал толстый слой твердой глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими кирпичами, в толщину достигавшими 4–5 дюймов. Верх стены также выкладывался кирпичами. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина достигала 40 футов, то наверху она была не более 20–25 футов. Высота стен была различной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60 футов. На расстоянии 50–100 ярдов от стены строились бастионы, периметр верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов проходил ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли.
По всем четырем
углам стены и над воротами
сооружались башни. Угловые башни
укреплялись с внешней стороны
кирпичами и имели бойницы
для стрельбы. Башни над воротами,
похожие на трехъярусные пагоды, только
прямоугольной формы, чаще всего
строились из дерева и покрывались
черепицей. В этих башнях, весьма ярко
характеризовавших городскую
Ворота главных
городов обычно защищали полукруглые
внешние укрепления, в которых
под прямым углом к открытым главным
воротам находились внешние ворота.
Таким образом, если на внешние ворота
нападали, главный проход оставался
защищенным. Предместья за внешними воротами
также окружались насыпной, не укрепленной
кирпичами стеной, скорее для того,
чтобы уберечься от грабителей, чем
чтобы оборонять город. До появления
современной артиллерии стены оставались
практически неразрушимыми. Их толщина
обрекала на неудачу любую попытку
подорвать или
Городские стены на севере и северо-западе Китая во всех отношениях превосходили укрепления южных городов. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, что обусловливалось как высокой ценностью земли, на которой можно было сеять рис, так и неровной, отличной от северных равнин поверхностью. Улицы узкие и петляющие, стены низкие, хотя нередко каменные, ворота неширокие. Колесный транспорт на юге не был распространен. На улицах было полно навьюченных мулов, паланкинов, носильщиков и тачек, поэтому необходимости строить широкие проходы не существовало. В Кантоне, например, по многим улицам могли пройти рядом лишь два человека. Основным транспортным средством на юге была лодка, и по суше в город приезжали лишь из предместий. Кроме того, юг не столь часто подвергался нападениям, поэтому и укреплениям уделяли меньше внимания.
Великое произведение человеческих рук, строившееся с IV - III веков до н.э., и являющееся одним из самых величественных памятников мирового зодчества – Великая китайская стена. Выстроенная по северной границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков пустыни, стена первоначально простиралась на 750 км, затем, после многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена имеет в ширину от 5 до 8 метров, а в высоту от 5 до 10 метров. По поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башенки, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым кирпичом.
VIII. Заключение.
Китайское зодчество 15–17 веков полно величия. В архитектуре последующих столетий оно еще сохраняется, но постепенно берет верх нарастающая тяга к пышности, обилию декоративного убранства. Курильницы и вазы, резные ворота и парковая скульптура становятся неотъемлемой частью многочисленных комплексов. Изощренная затейливость отличает оформление загородного императорского дворца Ихэюань («Сад безмятежного отдыха») с его изгибающимися легкими сквозными галереями, арочными мостами, перекинутыми через водоемы, причудливыми беседками и пагодами из фарфора, меди, дерева и камня
Архитектурные
сооружения XVIII - XIX веков продолжая
развивать традиции прошлого вместе с
тем отличаются от более строгого духа
предшествующих периодов значительно
возросшей пышностью, большей связью с
декоративными видами искусства. Загородный
парк Ихэюань расположенный близ Пекина,
весь застроен лёгкими причудливыми беседками,
многочисленными орнаментальной скульптурой.
Стремление к орнаментации, к детальной
разработке отдельных мотивов архитектуры,
слияние декоративно-прикладных и монументальных
форм постепенно подготавливают отход
от монументального характера зодчества
прошлых периодов. Однако в это время были
проведены ещё многочисленные восстановительные
работы. Был восстановлен Храм неба, реставрирован
Запретный город, сохранившие свой первоначальный
величавый дух. В этот же период строятся
такие красивые совершенные по формам
и живописные постройки, как галерея Чанлан
(длинная галерея) в парке Ихэюань, горбатые
мраморные мосты, образующие словно замкнутое
кольцо вместе со своим отражением, и т.д.
Однако уже к концу XIX - началу XX века всё
растущие вычурность и прихотливость
узоров привели к утрате органического
соединения орнамента и формы здания.
XIX век явился заключительным этапом в
развитии блестящей и своеобразной архитектуры
Китая.
Список литературы:
1. "Страноведение Китая", ИД "Муравей", М., 1999
2. Алимов И.А.,
Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное
государство: Введение в
3. Кравцова М.: Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999..
4. Малявин В.В. Китай в ХVI-ХVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995.