Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:50, контрольная работа
Ранняя массовая культура была не только ярким порождением
ускоренной российской модернизации, но и активным участником
процессов демократизации в обществе и культуре, преодоления
разрыва между европеизированной культурой образованных слоев и
традиционной культурой большинства и распространения
потребительских стандартов в повседневной культуре городского
населения.
Ранняя массовая культура была не только ярким порождением
ускоренной российской модернизации, но и активным участником
процессов демократизации в обществе и культуре, преодоления
разрыва между
традиционной культурой большинства и распространения
потребительских стандартов в повседневной культуре городского
населения.
Российская традиция анализа массовой культуры возникла в
середине Х1Х века. В «Антимещанской» концепции «русского
социализма», родоначальником которой был А.И.Герцен, получила
дальнейшее развитие в трудах К.Леонтьева и «русского
консерватизма», достигла наивысшей точки своего развития в
творчестве В.В.Розанова, А.Блока и других мыслителей Серебряного
века и была продолжена русским зарубежьем «первой волны».
С момента зарождения российской рефлексии массовой культуры и на
всех этапах ее развития диагностика массовой культуры носила
целостный характер и не ограничивалась критикой так называемых
«массовых искусств». Главным для исследователей было то, что
скрывалось за ними: бедность духовного мира, убогость
эстетического запроса, существование культуры на обочине
«растительной жизни», отсутствие
творческого начала, индифферентная
общественная позиция. Неслучайно проявления
массовой культуры они относили к
комплексной категории «
В культуре «нэповской» России 1920-х годов вступили в жесткое противостояние две несовместимых системы ценностей: старая, по своим основным параметрам предвоенная и предреволюционная, потребительская модель повседневной культуры и искусственно сконструированная «Безбытная» модель существования «нового человека».
Победа второй модели
обеспечивалась не только
Сравнительный анализ «тоталитарного»
и «массового» в советской
культуре 1930-х годов позволяет
сделать вывод о
«Русским зарубежьем»
20-30х годов была продолжена
отечественная традиция
П.П.Муратов продолжил
российскую традицию
Важной чертой своеобразной динамики страны были «пульсации» неоднократных «революций сверху», призванных ускорять историческое движение. Одной из них была эпоха 1860-1870-х гг.
Глубокая системная
Важной чертой пореформенного
развития России явилось размывание
былых границ «высокого» и «низкого»
в культуре. Объяснялось это не
только внутренними процессами в
искусстве и эстетике и влиянием
неканонического запроса
С утратой дворянством ведущих позиций в общественной жизни страны уходил в прошлое и особый характер российской образованности, связанной с этим социальным слоем. Отступала культура со специфической знаковой системой, усадебным бытом, нравственными «табу», классическим образованием, закрытая для непосвященных. В отличие от Запада, в нашей стране это произошло в течение жизни одного поколения. Судьба дворянства оказалась фрагментом кризиса классической парадигмы русской культуры, основания которой были заложены в Петровскую эпоху. Базовой основой этой парадигмы русской культуры была система классического образования. Созданная в ХУ111 веке, она была одним из важнейших условий системного вхождения страны в европейское культурное пространство.
В новых исторических
условиях преимущественное
Развитие капитализма
требовало приспособления всего
русского общества и всех сфер его
жизни, включая механизмы культуры,
к реалиям наступающего индустриального
мира. Мощное влияние классической
культуры, ее нравственно-эстетические
ценности являлись важным средством
противостояния духовному обеднению
в эпоху тотального наступления
рынка и духа коммерции. Ограничение
поля влияния классической культуры
явилось платой за ускоренное развитие
цивилизованных форм жизни и комфорта
– всего того, что позднее получило
название потребительской модели культуры.
С ослаблением позиций
Во второй половине столетия
совпали во времени два процесса:
формирование массовой аудитории культуры
со специфическим культурным запросом
и превращение литературы и искусства
в отрасль промышленного
Зарождение массовой культуры
стало одним из стимулов развития
внутреннего и международного авторского
права. Стремительное вхождение
русской культуры в мировое рыночное
пространство потребовало ее адаптации
к существованию в новых
Если первые шаги массовой культуры, совпавшие с пореформенным общественным подъемом, оставались в тени ярких исторических событий, то в эпоху «безвременья» она стала заметным участником российской модернизации. Ей принадлежало весьма значимое место в «параде культур» - специфическом порождении этой переходной эпохи «концов и начал». С одной стороны – ее инвариантность и архетипичность (неизменная опора на базовые основания древнейших пластов психологии и культуры), делающие ее порождения всегда доступными пониманию большинства. С другой стороны – оказалась массово необходимой ее поразительная соотнесенность с состоянием «коллективно, бессознательного», готовность к реализации своей терапевтической функции в конкретно-историческом контексте.
В 1880х годах процесс
становления массовой культуры вступил
в свою открытую стадию после долгого
латентного периода. О том, что ее
время в России пришло, говорит
и то значительное место, которое
заняло отношение к «массам» в
творческих концепциях широкого спектра
художественных течений, а также
в программах политических партий и
в их реальной практике. Одной из
черт этого времени было глубинное
взаимное непонимание и
Массовая культура стала
участницей отмеченного позднее
А.Молем процесса превращения гуманитарной
культуры в «мозаичную». Мозаичная
культура – не столько продукт
университетского образования –
некоего рационально
«Просвещенческий дух» в
России рубежа веков был так силен,
что под его воздействием находились
различные секторы культуры, в
том числе и массовая, вносившая
свой специфический вклад в «
С самого начала она развивалась в двух социокультурных горизонтах: первый был ориентирован на узкий слой образованной публики (широкий диапазон от «китча» до «салонного искусства»); второй – для малограмотного или неграмотного большинства (от лубка до кинематографа). Постепенно с появлением новых средств массовой коммуникации и распространением новых форм развлекательной культуры расширялось общее коммуникационное пространство, в котором исчезали сословные, образовательные, национальные барьеры, возникло новое социальное явление – публика. Через массовое приобщение к беллетристике и цирку, театру и кафешантану, кинематографу и спорту формировалась новая система социализации индустриальной эры, объединяющей людей из локальных структур в единое общество. Роль, которую сыграла в этом процессе массовая культура, трудно переоценить.
Одной из особенностей культурного
взаимодействия России и Запада в
конце Х1Х – начале ХХ вв. многие
авторы называют начало равноправного
диалога их культур, благодаря беспрецедентному
развитию русского духовного Ренессанса.
В научных исследованиях
Массовая культура
была не менее активным