Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:41, доклад
Архитектура раннего венецианского Ренессанса представляется примечательным явлением, сформировавшимся на перекрёстке нескольких культурных и архитектурно-строительных традиций. На архитектуру Венеции в меньшей степени, чем в других городах Италии, влияли классические формы зодчества, но в то же время существенное воздействие в X – XIV вв. оказывала византийская архитектурно-строительная культура, а также, вплоть до середины XV столетия преобладали позднеготические художественные традиции.
1.Введение
Архитектура раннего венецианского Ренессанса представляется примечательным явлением, сформировавшимся на перекрёстке нескольких культурных и архитектурно-строительных традиций. На архитектуру Венеции в меньшей степени, чем в других городах Италии, влияли классические формы зодчества, но в то же время существенное воздействие в X – XIV вв. оказывала византийская архитектурно-строительная культура, а также, вплоть до середины XV столетия преобладали позднеготические художественные традиции.
Во второй половине XVв. в Венеции стали появляться сооружения в манере «all’antica» («в духе древних»), архитектура которых подражала произведениям античности. Однако при этом сама «древность» не была отчетливо идентифицирована. В Венеции византийские по происхождению здания нередко понимались как поздние памятники античной эпохи. К концу XV столетия новая архитектурная стилистика «в духе древних» все более осознанно использовалась многими венецианскими мастерами, однако, рассматривая их постройки, ещё трудно говорить о полностью сложившихся ренессансных архитектурных принципах, а, скорее, о своеобразной отчетливо венецианской манере.
Тем не менее, архитектура раннего венецианского Ренессанса сыграла важнейшую роль в процессе распространения архитектурной культуры итальянского Возрождения за пределами самой Италии
2.Аристократические резиденции раннего венецианского Ренессанса.
В последние десятилетия XV в. в Венеции началось интенсивное строительство гражданских сооружений в манере «all’antica». Венецианская аристократия, в особенности её самые влиятельные и богатейшие представители, такие как семейства Ландо, Дзорци, Лоредан, Корнер, осознавала, что именно архитектура в манере «all’antica» была способна символизировать происхождение аристократии от благородных древнеримских родов.
В этот период времени возводились скуола Гранде ди Сан Марко, скуола ди Сан Джованни Эванджелиста, скуолетта ди Сан Рокко, палаццо Дарио, палаццо Контарини даль Дзаффо и палаццо Дзорци на канале Сан Северо. Однако наиболее яркими примерами венецианской архитектуры аристократических резиденций раннего Ренессанса являются два дворца: палаццо Корнер-Спинелли и палаццо Вендрамин-Калерджи, расположенных на Большом Канале. К моменту строительства этих дворцов, были окончательно сформированы основные архитектурно-строительные и декоративные приёмы и принципы венецианской манеры «all’antica».
3. Палаццо Вендрамин-Калерджи
Самым грандиозным из них является палаццо Вендрамин-Калерджи(рис 1).. Основной темой главного фасада этого дворца является арочное сдвоенное окно – бифорий. Дворец представляет собой совокупность отработанных архитектурно-строительных принципов манеры «all’antica» - четкое ярусное построение ордерной декорации, проработка элементов которой приближается к классической, трехчастная композиция фасада с ярко выраженной центральной частью и рустованная стена в нижнем уровне. Более того, можно сказать, что палаццо Вендрамин-Калерджи предвосхитило архитектуру «римского» Ренессанса в Венеции в последующую эпоху.
В формировании архитектуры раннего Возрождения в Венеции большую роль играло семейство Ломбарди во главе с Пьетро Ломбарди (1435 —1515)—выдающимся скульптором и зодчим. План палаццо со входной лоджией и вестибюлем в первом этаже, с большими парадными залами на двух верхних этажах, расположенными в центре здания и окруженными более мелкими жилыми и подсобными помещениями, повторяет в основном ранее сложившийся тип дворца(рис.3). Но зальные помещения выделены на фасаде здания не лоджией, как это было во многих готических дворцах первой половины 15 в., а крупными арочными проемами и балконами с балюстрадой(рис 2).
Палаццо Вендрамин-Калерджи — самая ранняя в архитектуре итальянского Возрождения дворцовая постройка, стены которой расчленены полуколоннами, а не пилястрами. Отталкиваясь от принципов композиции флорентийского палаццо со стенами, расчлененными поэтажным ордером, Пьетро Ломбарди сочетает их с традиционной схемой венецианского дворцового фасада. В то же время рациональная тектоническая система палаццо Вендрамин-Калерджи своей нарядной прозрачностью, красочностью и разнообразием форм вполне гармонирует с ранними венецианскими сооружениями, не нарушая их стилевого единства.
В 1500/1501 г. началось возведение самого грандиозного дворца раннего венецианского Ренессанса.Над его постройкой работали два выдающихся архитектора – Мауро Кодуччи, а затем, после смерти Кодуччи, Пьетро Ломбардо.
Основной темой главного фасада палаццо Вендрамин-Калерджи является бифорий (арочное окно, разбитое на два подобных арочных окна меньшего размера, объединенных круглым проемом). Однако на фасаде присутствуют по пять таких больших окон во втором и третьем ярусах. То есть по одному окну в боковых частях и три в центральной. При рассмотрении фасада палаццо Вендрамин-Калерджи стена не ощущается, скорее возможно говорить об ордерно-арочном каркасе.
Палаццо имеет традиционную для Венеции трехярусную структуру, однако во внешнем облике дворца есть также ряд черт, новых для архитектуры раннего Венецианского Возрождения. В частности, на втором этаже можно наблюдать не одну лоджию, которая фокусирует внимание на центральной части здания, а череду легких балконов, создающих эффект ажурного пояса. Дворец венчает великолепный антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и нависающего над ними карниза. С точки зрения архитектуры палаццо Вендрамин-Калерджи, вообще, является хрестоматийным зданием. На его примере во многих справочниках рассматривают такой термин, как «венецианское окно». В этом смысле стоит обратить внимание на сдвоенные окна палаццо, разделенные посередине декоративными колоннами. В качестве объединяющих элементов выступают верхние арки, соединенные с колоннами кольцами.
Первоначально дворец Вендрамин-Калерджи принадлежал семье Лоредан, однако уже в конце XVI века он сменил своего хозяина. Побывав сначала в собственности герцога брауншвейгского, а потом – маркиза мантуанского, палаццо перешло к семье Калерджи. В начале XVII в. по инициативе Витторе Калерджи дорец был расширен. Тогда, в частности, появилось возведенное архитектором Винченцо Скамоцци так называемое «белое крыло» – с Гранд-канала его можно видеть немного вглубине, справа от главного фасада.
В 1739 году палаццо снова меняет принадлежность, перейдя во владение семьи Вендрамин благодаря имевшимся с семьей Калерджи родственным связям и завещанию последнего представителя рода Гримани-Калерджи по мужской линии. Приемником стал Николо Вендрамин, принявший фамилию Калерджи. Таким образом, дворец приобрел название Вендрамин-Калерджи, которое сохранилось по сей день несмотря на последующие переходы прав собственности.
Сейчас здесь, в здании палаццо Вендрамин-Калерджи, находится знаменитое Венецианское казино (Casinò di Venezia).
В феврале 1883 года еще одной, пусть и не самой радостной вехой в истории палаццо, стала смерть композитора Рихарда Вагнера, проведшего в стенах дворца последние месяцы своей жизни. Собственно, об этом свидетельствует мемориальная табличка на стенах здания. Кроме того с 1995-го года в стенах палаццо Вендрамин-Калерджи располагается музей Вагнера (Museo Wagner).
4. Палаццо Корнер-Спинелли
Палаццо Корнер-Спинелли (рис.4) — дворец в Венеции на Гранд-канале.
Этот дворец — одно из интереснейших
зданий эпохи раннего венецианского
Ренессанса (1490—1510). Архитектор Мауро
Кодусси соединил ясные формы Ренессанса
с беспокойной декорацией готического
фасада. Античные мотивы он изменил в пользу
более легкой структуры. Первый этаж кладовых
помещений со своим плоским рустом и маленькими
окнами является цоколем для богато организованных
верхних этажей(рис 5).
Двойные окна (бифории) соединены дополнительной
полуциркульной аркой (рис.6). Петлеобразное
отверстие под широкой арочной дугой каждого
окна напоминает готический мотив. Однако
если в готике эта петля была частью орнамента
«бычий пузырь», то здесь она самоценна.
Формы орнамента из цветного камня цитируют
мраморные инкрустации XIII в. Изящные балконы
в виде трилистника, далеко выступающие
перед боковыми окнами в «пиано нобиле»,
являются необычным изобретением Кодусси,
дополнительно оживляющим фасад. Архитектор
применил его только в этом дворце.
В 1542 году здание было передано фамилии Корнер. При новых владельцах, архитектор Микеле Санмикеле полностью переделал интерьеры дворца.
Владельцем здания в XIX веке был известный венецианский коллекционер Джузеппе Салом, который собрал во дворце значительную коллекцию картин Пьетро Лонги и его современников.
5.Заключение
Город, расположенный на северо-западном берегу Адриатического моря на ста восемнадцати островах, изрезан сетью многочисленных каналов. Через них перекинуты сотни горбатых мостиков. Ещё в XIV— XVI вв. Венеция была предельно тесно застроена. Узкие пешеходные улочки выходят на крошечные площади и, подобно быстрым потокам, стекаются к главному общественному центру — площади Сан-Марко. Сюда ведёт и главная водная дорога, разделяющая город, — Большой канал (итал. Canale Grande), который причудливо изгибается в виде огромной буквы «S». Основной транспорт — снующие по Большому каналу пароходики, моторные лодки и длинные чёрные гондолы.
Уникальные природные условия во многом определили особенности венецианской архитектуры. Большинство зданий строили на сваях, поэтому в них нет каменных сводов — здесь применялись более лёгкие деревянные покрытия и тонкие стены. Из-за ценности каждого участка земли дома тесно прижимались друг к другу боковыми стенами. Вместе с тем благодаря открытой и роскошной жизни Венеции на протяжении столетий её архитектура приобрела празднично-парадный, несколько театральный облик. Прекрасна панорама венецианских дворцов, открывающаяся по обеим сторонам Большого канала. Часто асимметричные, с маленькими внутренними двориками и совсем без них, с ажурными беломраморными плетениями арочек на тонких колоннах, лёгкими лоджиями и балюстрадами, рельефами и мягкими красками оштукатуренных стен, они принадлежат разным эпохам, но соседствуют друг с другом в живописном единстве. Лестницы спускаются прямо в воду, к ним можно подплыть только на гондолах, для которых на причалах стоят разноцветные столбы с кольцами; когда-то их украшали традиционные фонари.
К этапу венецианского раннего
Возрождения принадлежит
6.Список Литературы:
1.Рябский
А.В. Венеция – вторая
2. Всеобщая история искусств. Том 3' \\под общей редакцией Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И. - Москва: Искусство, 1962 - с.996
3.Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
4.История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
5.Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
7.Приложения