Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа
Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, имеющее значительную протяженность по сравнению с поперечным сечением и предназначенное для транспортных целей, пропуска воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.
Введение…………………………………………………………………3
Определение. Классификация……………………………………...4
Железнодорожные тоннели………………………………………4-6
Подземные пешеходные переходы………………………………6-7
Метрополитены. Основные сооружения и устройства
метрополитенов…………………………………………………..8-10
Автодорожные тоннели………………………………………...10-14
6.1 Тоннелепроходческие комплексы……………………………………..14-19
6.2 Поперечное сечение, продольный профиль и план……………………..20
6.3 Строительные конструкции и материалы……………………………..20-21
Гидроизоляция тоннельных обделок……………………………………...22
Опалубка…………………………………………………………………….22
Возведение постоянной обделки тоннеля………………………………...23
Электроосвещение автодорожного тоннеля…………………………..24-26
Вентиляция………………………………………………………………26-29
Водоотвод и специальное оборудование………………………………29-32
6.10Обеспечение пожарной безопасности в тоннелях……………………32-33
6.11 Руководство по техническому диагностированию автодорожных тонне лей……………………………………………………………………………… 33-40
6.12 Основные виды воздействия автодорожных тоннелей на окружающую среду……………………………………………………………………………………..40
6.13Инженерные системы необходимые для нормального функционирования автодорожного тоннеля……………………………………………………………41
6.14 Автоматизированные системы управления автодорожного тоннеля и комплексная диспетчеризация……………………………………………………..41-42
Заключение……………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………44
Рисунок 17-Железобетонные тюбинги
Так, например, бетонирование очередного участка Лагар-Аульского тоннеля в Амурской области, исходя из вышеперечисленных факторов, осуществлялось после завершения следующих работ: доработки контура выработки до проектного очертания; укрепления выработки при помощи набрызгбетона; установки анкерной крепи, пленочной гидроизоляции, арматурного каркаса и установки опалубки в проектное положение с нанесенной антиадгезионной смазкой.
6.7 Электроосвещение автодорожного тоннеля
Все автодорожные тоннели длиной более 300 м на прямой в плане и более 150 м на криволинейной трассе, а также все городские автотранспортные и пешеходные тоннели независимо от их длины должны иметь круглосуточное искусственное освещение, обеспечивающее адекватную и комфортную видимость для всех, кто проезжает по тоннелю в любое время суток. Создание эффективной системы освещения в тоннелях способствует увеличению их пропускной способности и повышению безопасности движения.
Выбор той или иной системы
освещения зависит от длины
тоннеля, климатических, топографических
и градостроительных
условий, расположения тоннеля в плане,
и профиле, формы и размеров его поперечного
сечения, типа облицовки, ориентации порталов,
интенсивности и скорости движения. Различные
сочетания указанных факторов предопределяют
необходимость устанавливать индивидуальную
систему освещения в каждом конкретном
случае.
Переход от яркого дневного света на поверхности к пониженному освещению при въезде в тоннель приводит к внезапному ослеплению водителей, что может явиться причиной аварии. Время проезда автомобиля по тоннелю длиной около 1 км со скоростью 60 км/ч составляет не более 1 мин. За это время зрение водителя должно приспособиться к резкому снижению уровня освещенности при въезде в тоннель и увеличению его при выезде из тоннеля.
В автодорожных тоннелях применяют разнообразные системы искусственного освещения открытого, рассеянного или яркого света с имитацией суточного изменения уровня освещенности и яркости. Освещение создается светильниками, установленными на перекрытии или стенах через определенные интервалы. Применяют различные светильники, отличающиеся светотехническими и конструктивными особенностями, коэффициентом полезного действия, потребляемой мощностью, сроком службы и др. Светильники должны обеспечивать достаточный световой поток для равномерного освещения перекрытия, стен, проезжей части автотранспортных и чистого пола пешеходных тоннелей. Кроме того, они должны быть компактными, безопасными в обращении, иметь пыле и влагонепроницаемый корпус, который легко очищать и мыть.
Применяемые
в качестве источников света
в тоннелях тепловые и
Получает распространение систе
Применяют также обратно-
Постепенное повышение или
Рисунок 4.
1— обратно-лучевые светильники;
2 —тоннель.
Сплошные световые полосы
(ленты) обеспечивают более равно-
мерное распределение яркости, снижают
ослепление водителей и
создают хорошую оптическую перспективу
в тоннеле.
Повышение уровня
освещенности на отдельных участках может
быть достигнуто установкой нескольких
рядов светильников или
включением различного количества ламп
в отдельных светильниках.
Помимо общего освещения
транспортной зоны, предусмотрено
более интенсивное местное освещение отдельных зон автотранспортных
тоннелей: камер, ниш, уширений, поперечных
сбоек.
На случай внезапного
отключения освещения при аварии или
падении напряжения в осветительной сети
во всех тоннелях должно быть предусмотрено аварийное освещение. Оно должно обеспечивать
уровень освещенности в тоннеле не менее
10—12 лк. Обычно для этой цели применяют
лампы накаливания мощностью 15—30 Вт, устанавливая
их примерно через 10 м на прямых и через
5 м на криволинейных в плане участках
тоннеля. Сеть аварийного освещения напряжением
24—36 В питается от установленных в тоннеле
аккумуляторных батарей.
Светильники подвешивают
непосредственно к потолку или
стенам тоннеля, а также в углубления
ребристых блоков
(в один ряд при ширине тоннеля до 4 м и
в два ряда при большей
ширине). При этом шаг светильников вдоль
тоннеля 3—5 м.
Светильники устанавливают и в наземных
павильонах над сходами в
тоннель, включая их в вечернее время.
6.8 Вентиляция
Для
длительной безопасной эксплуатации автотранспортных
и пешеходных тоннелей необходимо создание
в них целого комплекса различных устройств
и оборудования, обеспечивающих
требуемую чистоту, температуру и влажность
воздуха, условия
видимости, своевременное удаление воды,
предотвращение льдообразования, противопожарную
защиту.
В тоннелях должно быть организовано
удобное и безопасное
движение автотранспортных средств с
расчетными скоростями,
однородные условия движения, соблюдение
принципа зрительной
ориентации водителей, необходимое сцепление
шин автомобилей
с проезжей частью. Кроме того, должны
быть предусмотрены меры
по предотвращению и быстрому устранению
возможных нарушений или аварий.
Для
этих целей все крупные
Необходимость применения тех или иных эксплуатационных устройств зависит от вида тоннеля, длины и размеров поперечного сечения, места его расположения, интенсивности движения с учетом его перспективного роста.
Для создания в тоннелях нормальных атмосферных условий устраивают искусственную вентиляцию, периодически подавая свежий воздух и удаляя загрязненный.
В соответствии с действующими нормами искусственную вентиляцию предусматривают в горных, подводных городских автотранспортных тоннелях, длина которых превышает 400 м. Тоннели длиной 150-400 м следует оборудовать искусственной вентиляцией только в случае недостаточного естественного проветривания, что возможно при расположении тоннелей на кривых в плане, наличии крутых и затяжных уклонов, значительной интенсивности движения. Автотранспортные тоннели длиной до 150 м проветриваются за счет естественной тяги воздуха, которая создается потоком движущихся автомобилей, а также под действием ветрового, теплового и барометрического давлений.
Одной из главных
задач искусственной
Искусственное проветривание тоннелей производится за счет воздухообмена путем подачи свежего воздуха (приточная схема),удаления загрязненного (вытяжная схема) или одновременной подачей свежего и вытяжкой отработанного воздуха (приточно-вытяжная схема). В зависимости от длины тоннеля подачу и вытяжку воздуха осуществляют через порталы (портальная схема) или шахтные стволы (шахтная схема). В некоторых случаях воздухообмен производят одновременно через порталы и шахтные стволы (портально-шахтная схема).
Для подачи и вытяжки воздуха
применяют продольную поперечную или
комбинированную систему
При продольной системе воздух подается и удаляется по всему сечению тоннеля вентиляционными установками, располагаемыми у порталов или по трассе тоннеля (рис. 3.2 а) При этом движение воздуха происходит в осевом направлении при отсутствии радиальных составляющих (пульсаций) потока или при их небольших значениях. Продольная система не требует создания специальных вентиляционных каналов, что обуславливает минимальную площадь поперечного сечения выработки и сравнительно невысокую строительную и эксплуатационную стоимость реализации такой системы.
Рисунок 5.
Продольная система вентиляции: 1-вентиляционная установка; 2-направление движения воздуха; 3-шахтный ствол.
В тоннелях длиной более 1
км продольную систему можно
применять с устройством промежуточного
шахтного ствола для удаления загрязненного
воздуха. При этом в тоннеле устанавливается
встречное движение воздуха, что снижает
стабильность проветривания. Более эффективно
создание двух шахтных стволов или устройство в одном
стволе приточного и вытяжного каналов
(рисунок 17б). Наличие по трассе тоннелей
глубоких шахтных стволов значительно
увеличивает силу естественной тяги воздуха.
В последние годы в автотранспортных тоннелях находит применение продольно-струйная система вентиляции, являющаяся разновидностью продольной системы. Сущность ее заключается в том, что размещенные на стенах или потолке тоннеля через определенные интервалы L реверсивные осевые вентиляторы создают высокоскоростной (до 30-40 м/с) поток воздуха, который возбуждает, вторичный воздушный поток в тоннеле, вовлекая в движение основную массу воздуха (рисунок 18). При этом часть воздуха снова попадает к вентиляторам и выбрасывается ими с большой кинетической энергией в общий поток. Соотношение между вторичным и основным потоками воздуха составляет от 1:10 до 1:50.
Рисунок 6. Поперечная
система вентиляции (а) и схемы расположения вентиляционных каналов (б—г)
1 — вентиляционная установка; 2 — направление движения
воздуха;
3— вытяжной канал; 4— отверстие в вентиляционной перегородке;
5 — приточный канал; 6 — поперечный канал.
Для продольно-струйной системы характерно превалирующее действие поршневого эффекта над потерями давления за счет трения и местных сопротивлений, а также инерционность системы при изменении объема газовыделений. Продольно- струйную вентиляцию устраивают в тоннелях длиной до 1 км при встречном и до 3 км при одностороннем движении транспортных средств.
В тоннелях прямоугольного поперчного сечения каналы наиболее целесообразно размещать сбоку от проезжей части (рисунок 19г), чтобы не увеличивать высоту тоннеля.
В некоторых случаях может
оказаться рациональной полупоперечная
система искусственной
Вентиляционные установки
При проветривании подводных
здания располагают на берегах пересекаемого
водного препятствия и используют их не
только для установки вентиляционного
оборудования, но и для устройства в них
диспетчерских и других служебных помещений,
необходимых для эксплуатации
тоннеля.
6.9 Водоотвод и специальное оборудование
В процессе
эксплуатации тоннелей необходимо отво-
дить из них воду, которая может проникать
через порталы, лест-
ничные или пандусные сходы в виде атмосферных
осадков, проса-
чиваться через конструкцию из грунтового
массива (в случае по-
вреждения гидроизоляции), скапливаться
внутри тоннеля вследст-
вие конденсации водяных паров, а также
при мытье облицовки,
проезжей части, полов, тушении пожаров.
Расход стоков, попадающих в тоннель от
дождя и снега, определяют в соответствии
с периодом однократного превышения дождя
(снега) расчетной интенсивности для данной
местности.