Жилой район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:34, реферат

Описание

В работе рассмотрено понятие жилой район как структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения: границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Содержание

1.Структурное содержание термина
2.Социально-функциональное содержание
3.Территориально-планировочная организация жилых районов
4. Элементы планировочной структуры.
5.Транспорт и улично-дорожная сеть
6.Сооружения и предприятия для хранения и обслуживания транспортных средств
7.Социальная инфраструктура
8.Насаждения жилых микрорайонов и кварталов
9.Архитектурно-пространственное решение застройки
10.Система общественных центров
11.Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство
12.Инженерного благоустройства
13.Экологическая архитектура

Работа состоит из  1 файл

жилой район.docx

— 6.80 Мб (Скачать документ)

В составе  улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и  местного значения. Категории улиц и дорог следует назначать  в соответствии с классификацией, приведенной в приложении 7.1.

Территория  улиц и дорог всех категорий отделяется от других функциональных территорий поселений геодезически зафиксированными границами - красными линиями. Разбивочные чертежи красных линий предназначаются для обеспечения регулирования и градостроительного контроля при застройке, реконструкции и благоустройстве поселений, при отведении земельных участков, установлении условий их использования.

При проектировании сети магистральных улиц и дорог  следует исходить из требований организации  рациональной системы общественного  пассажирского транспорта, нормативной  доступности его остановок, необходимости дифференциации трасс движения транспортных потоков по экологическим соображениям.

На  первую очередь строительства магистральных  улиц непрерывного движения допускаются отдельные пересечения в одном уровне или с неполной развязкой движения в разных уровнях при обязательном резервировании территории и подземного пространства для возможности строительства в будущем полных развязок транспортного и пешеходного движения.

При прокладке  магистральных улиц непрерывного движения в районах жилой застройки  необходимо дополнительно предусматривать  местные проезды одностороннего движения шириной 7м.      

Ширина  улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности  движения транспорта и пешеходов, состава  размещаемых в пределах поперечного  профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м:

а) магистральных  улиц                              50-80

б) улиц и  дорог местного значения 15-25.

Расстояние  от края основной проезжей части магистральных  дорог до линии регулирования  жилой застройки следует принимать  не менее 50 м, а при применении шумозащитных устройств - не менее 25 м.

Классификацию и параметры улиц и дорог сельских населенных мест следует принимать  по таблице  

 

Категория улиц и дорог

Ширина полосы движения, м

Количество полос движения

Наименьшая ширина тротуара, м

Поселковая дорога  

3,5

2-4

-

Главная улица  

3,5

2-4

1,5

Жилая улица  

3,0

2

1,0

Проезд  

3,5

1-2

-

Дорога хозяйственного назначения

4,5

1

-

Пешеходная дорога

0,75

2-4

-


 

 

С целью  оптимизации дорожного движения, обеспечения его безопасности и  сокращения неблагоприятного воздействия  транспорта на окружающую среду для  городов с населением свыше 50 тыс. жителей следует разрабатывать  комплексные схемы организации  дорожного движения, предусматривая при необходимости внедрение  систем автоматизированного управления.

6.Сооружения и предприятия для хранения и обслуживания транспортных средств

Хранение легковых автомобилей  в городах (населенных пунктах) следует  предусматривать в соответствии с функциональным зонированием их территорий. В жилых районах должно быть обеспечено постоянное хранение всех автомобилей (100 %), принадлежащих жителям этих районов, временное хранение автомобилей  посетителей.

Количество мест постоянного хранения легковых автомобилей в жилых  районах определяется исходя из численности  населения данного района на расчетный  срок и расчетного уровня автомобилизации, а временного хранения - исходя из условий обеспечения этими местами как минимум 10 % расчетного парка автомобилей, принадлежащих жителям данного района.

Гаражи и автостоянки индивидуальных автомобилей следует размещать, в основном, на периферии жилых  районов и межмагистральных территориях или в их пределах на участках, удаленных от мест, предназначенных для игр детей и отдыха населения.

В жилых районах следует, как  правило, предусматривать гаражи высотой  до 5 наземных этажей, используя подземное  пространство. Допускается устройство сооружений для хранения индивидуальных автомобилей, встроенных в первые цокольные и подземные этажи многоэтажных жилых и общественных зданий (за исключением зданий учреждений здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, детских домов, учреждений культуры, искусства и общественного питания), а также полуподземных и подземных сооружений, расположенных в комплексе с мастерскими и складами ЖЭК, котельными, бойлерными, трансформаторными и другими зданиями и сооружениями коммунального и хозяйственно-технического назначения.

Длина пешеходного подхода к  гаражам и автостоянкам постоянного  хранения легковых автомобилей от места  проживания владельца не должна превышать 800 м, а в условиях реконструкции- 1000м.

Удаление автостоянок, предназначенных  для временного хранения от входов в жилые дома не должна превышать 150 м.

При этом должна быть обеспечена пешеходно-транспортная доступность мест постоянного хранения легковых автомобилей в пределах 15 мин.

Наименьшее расстояние до въездов  на участки гаражей и автостоянок  и выезды из них следует принимать, м:

а) от перекрестков магистральных  улиц районного значения

(от границы проезжей части)                                                                  100

б) от перекрестков улиц и проездов местного значения

(от границы проезжей части)                                                                  35

в) от зоны остановочного пункта массового

пассажирского транспорта                                                                     30

На территориях  общественных центров необходимо предусматривать  автостоянки, обслуживающие объекты массового посещения.

Пешеходную доступность от входов или проходных в учреждениях  и предприятиях  следует принимать  не более 400 м.

АЗС при условии соблюдения санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и прочих нормативных требований могут проектироваться также как автозаправочные комплексы (далее - АЗК) с помещениями и отдельными объектами сервисного обслуживания водителей и транспортных средств: для розничной торговли, быстрого питания, технического обслуживания, мойки и смазки автомобилей.

В населенных пунктах АЗС, АЗК следует  размещать на земельных участках, планировочно отделенных от кварталов жилой и общественной застройки, с учетом общей потребности в зависимости от уровня автомобилизации населенного пункта, интенсивности движения и потребительского спроса. Выбор типа АЗС для конкретного места расположения следует проводить в зависимости от мощности и технологических решений, согласно классификации, приведенной в таблице 7.8*, а также с учетом градостроительных ограничений и требований природоохранного законодательства.

 

7.Социальная инфраструктура

Учреждения и предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания относят к зданиям  с массовым домостроением и возводят в микрорайонах в комплексе с жилыми домами и другими общественными зданиями. Имеются проектные решения многоэтажных жилых домов, включающих некоторые учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания: продуктовые и промтоварные магазины, почту и телеграф, аптеку и т. п. Различные предприятия обслуживания населения нередко размещают в одном комплексе. В зависимости от состава их именуют торговыми центрами, центрами обслуживания, а при объединении со зрелищными, транспортными и другими предприятиями и учреждениями — общественно-торговыми центрами. Наиболее массовыми являются местные торговые центры, обслуживающие население микрорайонов и жилых районовПланировочно-конструктивная схема зданий торгово-бытового обслуживания и общественного питания решается в каркасной системе на основе сетки колонн 6x3; 6x6 или 6x9 м. При наличии зальных помещений пролеты увеличивают до 12—18 м и более. Разрабатываемые экспериментальные проектные предложения основываются на конструктивной сетке колонн 6x9; 9X9 и 12x12 м. Высота этажей магазинов 3,3 м за исключением торговых залов площадью более 300 м, высота этажей которых составляет 4,2 м.

Отдельно стоящие здания, обслуживающие  микрорайон, возводятся большей частью высотой 1—2 этажа. Преимущества 2-этажных  зданий заключаются в компактности их объема, архитектурой организации пространства, масштабности в застройке и др.

Общественные здания (высшие учебные  заведения, крытые рынки, здания и сооружения спортивного назначения, учреждения культуры, административные здания и  т. п.) приобретают особое место в  застройке. Возводимые по типовым или  экспериментальным проектам, они создают градостроительные акценты и придают выразительность застройке.

8.Насаждения жилых микрорайонов и кварталов

Жилой район  современного города — это комплекс жилых кварталов или микрорайонов. В его состав входят также сооружения административного, культурно-просветительного и бытового характера. Заметное место  в жилом районе занимают магистрали общегородского значения, связывающие  жилой район с другими частями  города, улицы и площади районного  значения. Все перечисленные элементы жилого района включают и зеленые  насаждения, совокупность которых образует систему его озеленения.

В систему  озеленения жилого района входят следующие  элементы:

районный  парк;

озеленение  магистралей и улиц общегородского и районного значения (бульвары, защитные и декоративные посадки);

озеленение  общественного центра района (скверы и озелененные участки отдельных  общественных учреждений);

защитные  зоны, отделяющие жилой район от промышленных предприятий, железных дорог, а также от других жилых районов;

озеленение  берегов водоемов, различного рода неудобных земель (оврагов и т.п.).

В состав озелененной части микрорайона  и квартала обычно входят сад, насаждения на участках при отдельных жилых  зданиях или группе зданий (в том  числе озеленение перед отдельными зданиями, решенное в виде открытых дворов-курдонеров), защитные посадки по границам микрорайона, вдоль внутримикрорайонных проездов и вокруг хозяйственных и подсобных сооружений. Кроме того, в систему озеленения микрорайона входят озелененные участки при школах, общественных учреждениях и детских садах-яслях, а также комплекс озеленения спортивных   площадок   и   площадок   отдыха.

Размещаемые в микрорайоне насаждения используют для формирования благоприятной  окружающей среды и обогащения архитектурно-планировочной  композиции микрорайона. Для решения  этой задачи применяют два приема. Сущность первого приема заключается  в создании у каждого жилого дома своеобразного микросада. Второй прием предусматривает объединение свободных участков при группе домов в один сравнительно крупный зеленый массив.

Следует признать, что второй прием имеет  преимущества: в саду создаются более  благоприятные микроклиматические условия, в нем легче ухаживать  за растениями и создавать нормальные условия для их развития.

Проектный и строительный опыт показывает, что  оптимальное количество деревьев на озеленяемой площади в жилых  кварталах и микрорайонах должен быть не более 150 шт/га (имеются в виду полноценные по возрасту деревья). Иногда (в первые годы) создают загущенную посадку, чтобы через несколько лет провести ее прореживание. Но такой способ, как показал опыт, применим лишь в исключительных случаях. Обычно загущенные посадки остаются на многие годы и не дают должного эффекта ни в декоративном, ни в гигиеническом отношении.

При проектировании насаждений микрорайонов и кварталов  необходимо обеспечить:

-удобную пешеходную связь со всеми сооружениями и площадками, размещаемыми на территории;

-возможность подъезда к жилым домам, детским учреждениям и подсобным сооружениям (гаражам, мусоросборникам, магазинам и т.д.);

-надежную изоляцию от шума и пыли путем озеленения микрорайона или квартала в целом и отдельных его частей;

-использование насаждений для разграничения различных по назначению площадок (спортивных, для отдыха взрослых, для игр детей и т.д.);

-создание красивых композиций из деревьев, кустарников и цветов главным образом свободной пейзажной планировки;

-устройство затененных и открытых мест отдыха.

Зеленые насаждения жилых районов и микрорайонов являются важнейшей составной частью системы озеленения современного города; в балансе городских насаждений они занимают ведущее место. Так, если озелененность территорий застройки в среднем по городам достигает 40 %, то в новых жилых районах она увеличивается до 52— 55 %, а в микрорайонах до 59—69 %.

Насаждения, расположенные на территориях жилых  комплексов, имеют огромное социальное значение — количество озеленения жилых районов и микрорайонов определяет не только удобства населения, но и санитарно-гигиенические и  микроклиматические условия среды  жизни людей, от них во многом зависят  художественные достоинства жилых  образований и города в целом.

Основными структурными элементами озеленения жилых  районов являются: насаждения у жилых  зданий и дворы-сады жилых групп, микрорайонные сады (177) и сады жилых районов. Кроме того, в эту систему входят озелененные участки спортивных комплексов, детских дошкольных учреждений, школ, учреждений культурно-бытового назначения, насаждения бульваров, улиц, защитных полос вдоль магистралей, гаражей и пр.

Зеленые массивы дворов-садов жилых групп, микрорайонных садов, садов жилых районов, скверов и бульваров, расположенных на территории жилых районов, относятся к группе насаждений общего пользования и подлежат нормированию.- Количество всех зеленых насаждений жилого района, приходящихся на 1 жителя, зависит от нормы обеспеченности жилой площадью, а также от этажности застройки. Эти показатели могут значительно отличаться для застройки городов с различной плотностью застройки.

Информация о работе Жилой район