Административный уровень защиты компьютерных сетей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание

Главная тенденция развития современного общества тесно связана с ростом информационной составляющей (информационные ресурсы, информационные технологии и т.п.) и, как следствие, информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности на современном этапе рассматриваются как приоритетные в государственных структурах, в научных учреждениях и в коммерческих фирмах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные понятия………………………………………………………5

Глава 2. Разработка политики безопасности……………………………………6

Глава 3. Программа безопасности……………………………………………...15

Глава 4. Синхронизация программы безопасности с жизненным

циклом систем…………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы …………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

      Политика  верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. Возможно, это будут все компьютерные системы организации (или даже больше, если политика регламентирует некоторые аспекты использования сотрудниками своих домашних компьютеров). Возможна, однако, и такая ситуация, когда в сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.

      В политике должны быть определены обязанности  должностных лиц по выработке  программы безопасности и проведению ее в жизнь. В этом смысле политика безопасности является основой подотчетности персонала.

      Политика  верхнего уровня имеет дело с тремя  аспектами законопослушности и  исполнительской дисциплины. Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку  программы безопасности. Наконец, необходимо обеспечить определенную степень исполнительности персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний.

      На верхний уровень следует выносить минимум вопросов. Подобное вынесение целесообразно, когда оно сулит значительную экономию средств или когда иначе поступить просто невозможно.

Британский  стандарт BS 7799:1995 рекомендует включать в документ, характеризующий политику безопасности организации, следующие  разделы:

  • вводный, подтверждающий озабоченность высшего руководства проблемами информационной безопасности;
  • организационный, содержащий описание подразделений, комиссий, групп и т.д., отвечающих за работы в области информационной безопасности;
  • классификационный, описывающий имеющиеся в организации материальные и информационные ресурсы и необходимый уровень их защиты;
  • штатный, характеризующий меры безопасности, применяемые к персоналу (описание должностей с точки зрения информационной безопасности, организация обучения и переподготовки персонала, порядок реагирования на нарушения режима безопасности и т.п.);
  • раздел, освещающий вопросы физической защиты;
  • управляющий раздел, описывающий подход к управлению компьютерами и компьютерными сетями;
  • раздел, описывающий правила разграничения доступа к производственной информации;
  • раздел, характеризующий порядок разработки и сопровождения систем;
  • раздел, описывающий меры, направленные на обеспечение непрерывной работы организации;
  • юридический раздел, подтверждающий соответствие политики безопасности действующему законодательству.

      К среднему уровню можно отнести вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных эксплуатируемых организацией систем. Примеры таких вопросов - отношение к передовым (но, возможно, недостаточно проверенным) технологиям, доступ в Internet (как совместить свободу доступа к информации с защитой от внешних угроз?), использование домашних компьютеров, применение пользователями неофициального программного обеспечения и т.д.  

      Политика  среднего уровня должна для каждого аспекта освещать следующие темы:  

      1. Описание аспекта. Например, если рассмотреть применение пользователями неофициального программного обеспечения, последнее можно определить как ПО, которое не было одобрено и/или закуплено на уровне организации.  

      2. Область применения. Следует определить, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности. Например, касается ли политика, связанная с использованием неофициального программного обеспечения, организаций-субподрядчиков? Затрагивает ли она сотрудников, пользующихся портативными и домашними компьютерами и вынужденных переносить информацию на производственные машины?  

      3. Позиция организации по данному аспекту. Продолжая пример с неофициальным программным обеспечением, можно представить себе позиции полного запрета, выработки процедуры приемки подобного ПО и т.п. Позиция может быть сформулирована и в гораздо более общем виде, как набор целей, которые преследует организация в данном аспекте. Вообще стиль документов, определяющих политику безопасности (как и их перечень), в разных организациях может сильно отличаться.  

      4. Роли и обязанности. В "политический" документ необходимо включить информацию о должностных лицах, ответственных за реализацию политики безопасности. Например, если для использования неофициального программного обеспечения сотрудникам требуется разрешение руководства, должно быть известно, у кого и как его можно получить. Если неофициальное программное обеспечение использовать нельзя, следует знать, кто следит за выполнением данного правила.  

      5. Законопослушность. Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них.  

      6. Точки контакта. Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией. Обычно "точкой контакта" служит определенное должностное лицо, а не конкретный человек, занимающий в данный момент данный пост.

      Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным информационным сервисам. Она включает в себя два аспекта - цели и правила их достижения, поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть определена более подробно. Есть много вещей, специфичных для отдельных видов услуг, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время, эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что относящиеся к ним решения должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне.

      Вот несколько примеров вопросов, на которые следует дать ответ в политике безопасности нижнего уровня:

- кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом?

- при каких условиях можно читать и модифицировать данные?

- как организован удаленный доступ к сервису? 

      При формулировке целей политики нижнего  уровня можно исходить из соображений  целостности, доступности и конфиденциальности, но нельзя на этом останавливаться. Ее цели должны быть более конкретными. Например, если речь идет о системе расчета заработной платы, можно поставить цель, чтобы только сотрудникам отдела кадров и бухгалтерии позволялось вводить и модифицировать информацию. В более общем случае цели должны связывать между собой объекты сервиса и действия с ними.

      Из  целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких  условиях может делать. Чем подробнее  правила, чем более формально  они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими средствами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей, вероятно, их придется часто пересматривать. Руководству предстоит найти разумный компромисс, когда за приемлемую цену будет обеспечен приемлемый уровень безопасности, а сотрудники не окажутся чрезмерно связаны. Обычно наиболее формально задаются права доступа к объектам ввиду особой важности данного вопроса4.

Глава 3. Программа безопасности.

      После того, как сформулирована политика безопасности, можно приступать к составлению программы ее реализации и собственно к реализации.

      Чтобы понять и реализовать какую-либо программу, ее нужно структурировать  по уровням, обычно в соответствии со структурой организации. В простейшем и самом распространенном случае достаточно двух уровней - верхнего, или центрального, который охватывает всю организацию, и нижнего, или служебного, который относится к отдельным услугам или группам однородных сервисов.  

      Программу верхнего уровня возглавляет лицо, отвечающее за информационную безопасность организации.  

      У этой программы следующие главные  цели:

- управление рисками (оценка рисков, выбор эффективных средств защиты);

- координация деятельности в области информационной безопасности,

- пополнение и распределение ресурсов;

- стратегическое планирование;

- контроль деятельности в области информационной безопасности. 

      В рамках программы верхнего уровня принимаются  стратегические решения по обеспечению  безопасности, оцениваются технологические новинки. Информационные технологии развиваются очень быстро, и необходимо иметь четкую политику отслеживания и внедрения новых средств.

      Контроль деятельности в области безопасности имеет двустороннюю направленность. Во-первых, необходимо гарантировать, что действия организации не противоречат законам. При этом следует поддерживать контакты с внешними контролирующими организациями. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений и дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки.

      Следует подчеркнуть, что программа верхнего уровня должна занимать строго определенное место в деятельности организации, она должна официально приниматься  и поддерживаться руководством, а  также иметь определенный штат и бюджет.  

      Цель  программы нижнего уровня - обеспечить надежную и экономичную защиту конкретного сервиса или группы однородных сервисов.  

      На  этом уровне решается:

      - какие следует использовать механизмы защиты;

      - закупаются и устанавливаются технические средства;

      - выполняется повседневное администрирование;

      - отслеживается состояние слабых мест и т.п.  

Обычно  за программу нижнего уровня отвечают администраторы сервисов5.

Глава 4. Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем.

      Если  синхронизировать программу безопасности нижнего уровня с жизненным циклом защищаемого сервиса, можно добиться большего эффекта с меньшими затратами. Программисты знают, что добавить новую возможность к уже готовой системе на порядок сложнее, чем изначально спроектировать и реализовать ее. То же справедливо и для информационной безопасности.  

      В жизненном цикле информационного сервиса можно выделить следующие этапы:  

      1. Инициация. На данном этапе выявляется необходимость в приобретении нового сервиса, документируется его предполагаемое назначение.

      На  этапе инициации оформляется понимание того, что необходимо приобрести новый или значительно модернизировать существующий сервис; определяется, какими характеристиками и какой функциональностью он должен обладать; оцениваются финансовые и иные ограничения.

      С точки зрения безопасности важнейшим  действием здесь является оценка критичности как самого сервиса, так и информации, которая с  его помощью будет обрабатываться.  

      Требуется сформулировать ответы на следующие  вопросы:

  • какого рода информация предназначается для обслуживания новым сервисом?
  • каковы возможные последствия нарушения конфиденциальности, целостности и доступности этой информации?
  • каковы угрозы, по отношению к которым сервис и информация будут наиболее уязвимы?
  • есть ли какие-либо особенности нового сервиса (например, территориальная распределенность компонентов), требующие принятия специальных процедурных мер?
  • каковы характеристики персонала, имеющие отношение к безопасности (квалификация, благонадежность)?
  • каковы законодательные положения и внутренние правила, которым должен соответствовать новый сервис?

      Результаты  оценки критичности являются отправной  точкой в составлении спецификаций. Кроме того, они определяют ту меру внимания, которую служба безопасности организации должна уделять новому сервису на последующих этапах его жизненного цикла.  

      2. Закупка. На данном этапе составляются спецификации, прорабатываются варианты приобретения, выполняется собственно закупка.

Информация о работе Административный уровень защиты компьютерных сетей