Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение алгоритмических языков.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
изучение определения и свойств алгоритма;
исследование методов изображения алгоритмов;
рассмотрение порядка разработки иерархической схемы реализации алгоритмов;
автоматизация деятельности человека на основе алгоритмизации;
значение алгоритмов при решении повседневных задач;
стадии создания алгоритма и др.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Определение и свойства алгоритма………………………………….………..4
2. Методы изображение алгоритмов……………………………………..…….10
2.1 Словесное описание алгоритма……………………………………….…….10
2.2 Блок-схема алгоритма…………………………………………………...…..11
2.3 Псевдокод……………………………………………………………….……14
2.4 Программное представление алгоритма………………………………..….16
3. Порядок разработки иерархической схемы реализации алгоритмов…...…17
4. Автоматизация деятельности человека на основе алгоритмизации.………20
5. Значение алгоритмов при решении повседневных задач………..…………24
6. Стадии создания алгоритма………………………………………….……….27
7. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы……………………………………………..…….30
7.1 Линейный алгоритм……………..…………………………………………..30
7.2 Циклический алгоритм………………………………………………...……31
7.3 Разветвляющийся алгоритм…………………………………………………33
7.4 Вспомогательный алгоритм…………………………………………...……34
7.5 Метод последовательной детализации……………………………………..34
8. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами……………...…37
9. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах……………….…43
Заключение……………………………………………………………….………48
Список литературы…………………
Механический
алгоритм задает определенные действия,
обозначая их в единственной и
достоверной
Цикл программы – последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторого условия.
На
практике наиболее распространены следующие
формы представления
Данный способ получил значительно меньшее распространение из-за его многословности и отсутствия наглядности.
Рассмотрим
пример на алгоритме нахождение максимального
из двух значений:
Определим форматы переменных X, Y, M, где X и Y – значения для сравнения, M – переменная для хранения максимального значения;
получим два значения чисел X и Y для сравнения;
сравним X и Y.
если X меньше Y, значит большее число Y.
Поместим в переменную M значение Y.
Если X не меньше (больше) Y, значит большее число X.
Поместим в переменную M значение X.
Словесный способ не имеет широкого распространения по следующим причинам:
такие описания строго не формализуемы;
страдают многословностью записей;
допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.
А
этот способ оказался очень удобным
средством изображения
Структурная
(блок-, граф-) схема алгоритма –
графическое изображение
Графическое изображение алгоритма широко используется перед программированием задачи вследствие его наглядности, т.к. зрительное восприятие обычно облегчает процесс написания программы, ее корректировки при возможных ошибках, осмысливание процесса обработки информации.
Можно встретить даже такое утверждение: «Внешне алгоритм представляет собой схему – набор прямоугольников и других символов, внутри которых записывается, что вычисляется, что вводится в машину и что выдается на печать и другие средства отображения информации «. Здесь форма представления алгоритма смешивается с самим алгоритмом.
Принцип программирования «сверху вниз» требует, чтобы блок-схема поэтапно конкретизировалась и каждый блок «расписывался» до элементарных операций. Но такой подход можно осуществить при решении несложных задач. При решении сколько-нибудь серьезной задачи блок-схема «расползется» до такой степени, что ее невозможно будет охватить одним взглядом.
Блок-схемы алгоритмов удобно использовать для объяснения работы уже готового алгоритма, при этом в качестве блоков берутся действительно блоки алгоритма, работа которых не требует пояснений. Блок-схема алгоритма должна служить для упрощения изображения алгоритма, а не для усложнения.
В
таблице 1 приведены наиболее часто
употребляемые символы.
Таблица 1. «Символы графического изображения»
Название символа | Обозначение и пример заполнения | Пояснение |
Процесс | Вычислительное действие или последовательность действий | |
Решение | Проверка условий | |
Модификация | Начало цикла | |
Предопределенный процесс | Вычисления по подпрограмме, стандартной подпрограмме | |
Ввод-вывод | Ввод-вывод в общем виде | |
Пуск-останов | Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму | |
Документ | Вывод результатов на печать |
В
таблице 2 приведены стандартные графические
объекты блок-схемы:
Таблица 2. «Стандартные графические объекты блок-схемы»
Вид стандартного графического объекта | Назначение |
Начало алгоритма | |
Конец алгоритма | |
Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника | |
Условие выполнения действий записывается внутри ромба | |
Счетчик кол-во повторов | |
Последовательность выполнения действий |
Блок
«процесс» применяется для
Блок «решение» используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке «решение» должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.
Блок
«модификация» используется для
организации циклических
Блок «предопределенный процесс» используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам.
Рисунок 1. «Пример блок - схемы алгоритма нахождения максимального из двух значений»
Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языками.
С одной стороны, он близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы могут на нем записываться и читаться как обычный текст. С другой стороны, в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи.
В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд, присущие формальным языкам, что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд, рассчитанный на абстрактного исполнителя. Однако в псевдокоде обычно имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. В частности, в псевдокоде, так же, как и в формальных языках, есть служебные слова, смысл которых определен раз и навсегда. Они выделяются в печатном тексте жирным шрифтом, а в рукописном тексте подчеркиваются. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.
Примером
псевдокода является школьный алгоритмический
язык в русской нотации, описанный в
учебнике А.Г. Кушниренко и др. «Основы
информатики и вычислительной техники».
Пример записи алгоритма на школьном алгоритмическом языке:
алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
дано | n > 0
надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + ... + n*n
нач цел i
ввод n; S:=0
нц для i от 1 до n
S:=S+i*i
кц
вывод "S = ", S
При записи алгоритма в словесной форме, в виде блок-схемы или на псевдокоде допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна настолько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм.
Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы — компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке. И здесь на первый план выдвигается необходимость точной записи команд, не оставляющей места для произвольного толкования их исполнителем.