Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:02, дипломная работа
Цель данной работы – реализовать АРМа «Сессия» подсистемы «Деканат». Моя прошлая курсовая работа была посвящена проектированию данной системы. Сюда входил анализ требований, определение сущностей базы данных и их связей с другими сущностями.
В рамках работы были решены следующие задачи: Спроектирована структура АРМа; Спроектирован пользовательский интерфейс, соответствующий стилю и требованиям РИВСУУП; Проведен анализ схемы базы данных. Введены необходимые сущности, реализованы объекты серверной логики (представления, хранимые процедуры, триггеры, UDF); АРМ реализован, выпущено несколько версий (текущая версия 1.2.1); АРМ успешно внедрен и используется деканатами МГУ.
2. Введение
2.1. Глоссарий
2.2. Описание предметной области
2.3. Неформальная постановка задачи
2.4. Обзор существующих решений
2.4.1. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ)
2.4.2. Проект «Naumen University»
2.4.3. МГТУ им. Н.Э. Баумана
2.4.4. Автоматизированная информационная система «Электронный Деканат «ЭД++» РЭА им. Г. В. Плеханова
2.4.5. Система «Студент», Санкт-Петербургский государственный университет
2.4.6. Выводы
3. Требования к окружению
3.1. Требования к аппаратному обеспечению
3.2. Требования к программному обеспечению
3.3. Требования к пользователям
4. Архитектура системы
5. Спецификация данных
5.1. Сущности системы
5.1.1. Семестр рабочего плана (WorkTerm)
5.1.2. Рабочий план (WorkPlan)
5.1.3. Сессия (Session)
5.1.4. Учебное поручение (TeacherPart)
5.1.5. Группа (Group)
5.1.6. Отчетность по дисциплине (DisciplineControl)
5.1.7. Студент (Student)
5.1.8. Ведомость (ControlRegister)
5.1.9. Балл (Mark)
5.1.10. Оценка (Result)
5.2. Схема потоков данных между подсистемами РИВСУУП
6. Функциональные требования
6.1. Авторизационная форма
6.2. Форма выбора факультета
6.3. Главная форма
6.4. Форма выбора сессии
6.5. Форма выбора учебной карточки
6.6. Форма учебной карточки
6.7. Форма просмотра списка специальностей
6.8. Форма просмотра отчетностей группы
6.9. Форма зачетно-экзаменационной ведомости
6.10. Автоматическое составление печатных документов на основе шаблонов
6.10.1. Компоненты ядра РИВСУУП, используемые для экспорта документов в Word и Excel
6.11. Требования к интерфейсу
6.11.1. Визуальные компоненты ядра РИВСУУП
7. Проект
7.1. Структура БД
7.2. Модули и алгоритмы
7.2.1. Модули
7.2.2. Проект интерфейса
8. Реализация
8.1. Объем кода
8.2. Тестирование
Заключение
Список литературы
Система Naumen University [[12]]— информационно-аналитическая система для организации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях, разработанная компанией Naumen (г. Екатеринбург). Система позиционируется, как универсальная единая информационная среда в рамках учебного процесса.
В системе заявлена следующая функциональность
В данной системе существует и модуль «Деканат», обладающий следующей функциональностью:
С 2004 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана разрабатывается и внедряется единая комплексная система автоматизации работы отделов Университета. [[15]]
До 2004 года автоматизация в МГТУ существовало множество разрозненных систем, каждая из которых решала только узкие задачи внутри каждого отдела, причем в большинстве случаев в эти задачи сводились к вводу и поддержании всей информации в системе в актуальном состоянии, причем полностью вручную.
Первым важным шагом в процессе автоматизации Университета было принятие общей программы автоматизации. В целом, программа автоматизации предполагает наличие следующих систем:
"Контингент" - учет информации по студентам;
"Структура" - учет структуры подразделений Университета;
"Успеваемость" - учет успеваемости студентов во время семестра и сессии;
"Посещаемость" - учет посещаемости студентов во время семестра;
"Приемная комиссия" - учет абитуриентов и зачисление студентов;
"Безопасность" - единой решение по организации модели безопасности уровня института;
"ФВО" - учет прохождения обучения студентов на ФВО;
"Деканат" - автоматизация работы деканата;
"Бухгалтерия" - автоматизация работы бухгалтерии, начисление зарплат и стипендий;
"Аналитика" - система для статистических и иных видов анализов данных других систем;
"Портал" - предоставляет общую точку доступа ко всем системам, а также средства для общения разработчиков с пользователями и документирования поведения системы;
Все системы, если нет веских причин против, должны предоставлять удовлетворяющий стандартам web-интерфейс и не быть привязаны к конкретной платформе (браузер и ОС). Технологической платформой были выбраны web-services на протоколе SOAP. Предполагается поддержка SOAP как минимум для решений на базе Ruby (SOAP4R), PHP (PHP5 SOAP), Java (Axis и WSIF) и .NET (.NET Web Services).
Система "Контингент" была создана и введена в эксплуатацию первой. Она решила одну из основных задач автоматизации Университета - в любой момент времени учитывать состояния студентов, структуру Университета, состав групп, движения студентов между группами, ведение личных дел студентов и т.п.
Идеологически система строилась как транзакционная объектная база данных, в которой сущности (студенты, группы, кафедры и т.п.) имеют некие атрибуты (состояния, принадлежности) и меняют эти атрибуты только по определенным указаниям – приказам, максимально отражающим реальные бумажные приказы. Для того, чтобы изменить какую-то информацию о студенте (в том числе создать информацию о новом студенте), должен быть введен в действие соответствующий приказ. Подразделения Университета готовят внутри системы электронные проекты приказов, далее следует процедура утверждения, в результате которой отдел кадров вводит приказ в действие и управление делами регистрирует приказ юридически в своем реестре, присваивая ему номер. После введения приказа в действие система автоматически меняет атрибуты у затронутых сущностей.
Таким образом, по каждому студенту накапливается история приказов, которые когда-либо его касались - как минимум, это приказ о зачислении, переводные приказы (с семестра на семестр) и приказ об окончании обучения, но существуют также приказы об академическом отпуске, задолженностях, сроках их сдачи, поселение и выселении из общежития и т.п.
На данный момент активно ведется разработка других систем, которые использует данные, предоставляемые "Контингентом".
Автоматизированная информационная система «Электронный Деканат «ЭД++» [[13]] для высшего учебного заведения предназначена для автоматизации работы деканата. "ЭД++" также построена по технологии клиент-сервер.
В системы реализованы следующие функции (режимы):
Система "Студент" [[14]] позволяет проводить сбор и хранение практически любой информации о студентах. В составе программного комплекса функционируют следующие подсистемы:
Все рассмотренные системы решают сходные задачи с РИВСУУП, однако интеграция некоторых их подсистем в РИВСУУП невозможна вследствие несовместимости платформ и схем данных. Кроме того, во многом РИВСУУП превосходит любую из этих систем. Также, надо сказать, системы, предоставляемые сторонними разработчиками, уже не являются такими гибкими и адаптируемыми. Например, при изменении структуры учебных планов, при переходе на другие формы контроля, либо при каких-нибудь других изменениях в учебном процессе система никак не сможет на это отреагировать, потому что разработчиком является третья сторона. РИВСУУП же разрабатывается коллективом разработчиком непосредственно в МГУ, и все изменения учебного процесса своевременно отражаются.
Также в таких системах практически невозможно учитывать некоторые особенности морского ВУЗа. Поэтому было решено разрабатывать собственную подсистему работы с сессиями.
Требуется наличие сервера баз данных, на котором размещалась бы БД, а также должна обеспечиваться связь компьютера клиента с этим сервером.
На машине пользователя должен быть установлено ADO (драйвер MS SQL Server 2000). На сервере должна существовать БД, соответствующая схеме РИВСУУП.
Пользователь АРМа должен обладать элементарными навыками работы с компьютером. Необязательно, но желательно знакомство пользователя с другими АРМами РИВСУУП, т.к. это поможет ему быстрее освоить программу.
Также пользователь должен быть сотрудником МГУ, быть зарегистрированным пользователем БД и иметь право редактировать данные в этом АРМе. Полномочия пользователей для АРМа «Сессия», как и для всех остальных АРМов РИВСУУП, определяются с помощью АРМа «Редактор прав пользователей».
Пользователи АРМа «Сессия» делятся на две группы:
Обычные пользователи – сотрудники деканатов. Они имеют право просматривать и редактировать данные только своих деканатов. Полномочия пользователей назначаются в специальном АРМе «Редактирование прав пользователей».
Администраторы – имеют право доступа ко всей информации со всех деканатов. Данная роль введена для упрощения процесса разработки и тестирования программы, конечным пользователям эта роль недоступна.
На рис. 2 показана схема подсистем и компонентов РИВСУУП и указано, какое место в этой иерархии занимает подсистема «Сессия» в ней:
На рис. 3 выделены принципиальные компоненты системы и их связи.
Назначение компонентов описано в следующей таблице:
Компонент |
Описание |
Core |
Ядро РИВСУУП [[3]], а также глобальные переменные, используемые в разных модулях |
Forms |
Формы АРМа |
Export |
Модули, отвечающие за работу экспорта документов в Word и Excel, а также XML-шаблоны |
ClassesTrees |
Модули, реализующие бизнес-логику приложения, отвечающие за загрузку, изменение и удаление данных с использованием MObject |
UI |
Модули, отвечающие за отображение данных на форме с помощью MGrid |
Tests |
Модули, используемые для тестирования клиента |
Следует отметить, что все функциональные части системы завязаны на ядре РИВСУУП. Бизнес-логика приложения вынесена в самостоятельные модули, отдельно от пользовательского интерфейса, что позволяет разрабатывать разнообразные тесты на загрузку, сохранение и удаление данных. Тесты на пользовательский интерфейс не пишутся, т.к. критичной надобности в них нет.
В сущности «Семестр рабочего плана» имеет смысл рассматривать следующие атрибуты
Название поля |
Тип |
Ограничения на допустимые значения |
Семестр |
ЧИСЛО |
[0,11] |
Рабочий план |
ЧИСЛО |
NOT NULL |
Сущность «Рабочий план», по аналогии с реальной жизнью, имеет следующие атрибуты:
Название поля |
Тип |
Ограничения на допустимые значения |
Год |
ЧИСЛО |
NOT NULL |
Факультет |
ЧИСЛО |
NOT NULL |
Информация о работе Автоматизированное рабочее место "Сессия"