Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:28, курсовая работа
Воскресенская церковь открывает центральный архитектурный ансамбль Соликамска, находясь — чуть впереди — между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные храмы — Успенская и Рождественская церкви, они были уничтожаемы пожаром пять раз, спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-90 гг. Однако в 1711 году она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более что к тому времени почти все церкви Соликамскабыли каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.
Воскресенская церковь — центр Соли Камской
Воскресенская
церковь в Соликамске
Фото конца 19 века
Воскресенская церковь открывает центральный архитектурный ансамбль Соликамска, находясь — чуть впереди — между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные храмы — Успенская и Рождественская церкви, они были уничтожаемы пожаром пять раз, спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-90 гг. Однако в 1711 году она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более что к тому времени почти все церкви Соликамскабыли каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.
31 июля 1713 года
архиепископ Вятский и
Такое длительное
строительство не прошло даром. Оно
отразилось прежде всего в декоративном
оформлении фасадов церкви. Декор
Рождественского придела
Вид Воскресенской
церкви со стороны алтаря.
Фото конца 19 — начала 20 века.
Воскресенская церковь сложна в плане: к главному, возвышающемуся, храму с севера примыкает теплый придел, у каждого из них — алтарные полукружия, с запада, объединяя оба храма, идет галерея-трапезная с большими окнами, над которой высилась семиярусная колокольня. Вход в церковь был нетрадиционный — с юга. У придела была одна глава, у основного храма — пять. Они выделялись ярусной формой вытянутых барабанов. Четыре угловые барабана были глухими, центральный — световым.
В результате позднейших перестроек церковь утратила первоначальный облик. Разобраны главы и колокольня. На летнем храме убраны полукружия с окнами-люкарнами, сейчас это просто двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Утрачен алтарь главного храма. В настоящее время, не обнаруживая традиционных глав и колокольни, Воскресенскую церковь часто путают с купеческим особняком, сохранившимся с незапамятных времен. Но даже безглавая, несмотря на значительные утраты, Воскресенская церковь органично вписывается в центральный архитектурный ансамбльСоликамска.
Это был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров. Приход был очень богат: большинство его прихожан составляли купеческие фамилии. Помимо них, вклады делались приезжавшими вСоликамск и следовавшими через него в Сибирь и назад торговцами, заказывавшими молебны «на обережение в пути».
В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами. Один из венцов — к иконе Премудрости Слова Божия — был пожертвован в 1692 году боярыней Е.П. Нарышкиной, матерью тогдашнего соликамского воеводы. В церкви находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов. В числе церковной утвари был позолоченный крест с одиннадцатью частицами святых мощей. Интерьер церкви украшали деревянные скульптуры.
После потери Соликамском торгового значения и переселения значительной части купцов в другие города приход Воскресенской церкви беднеет, вклады делаются редко и невеликие. В XIX веке храм приписали к Троицкому собору, и служба в нем велась только по праздникам. Доходов поступало немного. Однако на обновление церкви, иконостаса, ремонт и покраску средства находили. Порой даже слишком усердствовали.
Вот так — без
куполов — выглядит
Воскресенская церковь сегодня.
Академик архитектуры П.П. Покрышкин, побывавший вСоликамске в конце лета 1917 года, отметил: «В Воскресенской церкви великолепный иконостас искажен розовой покраской, позолотой и заменой старой превосходной резьбы новою плохой; при исправлении переплетов Евангелий перепутаны их оклады: на Евангелии 1775 года помещен оклад 1717 года и наоборот; аналойная икона Рождества Христова, первоклассных писем царских иконописцев конца 17 века, сильно испорчена грубым обновлением главного изображения». За это строго выговорено церковному причту и велено впредь для подобных работ приглашать специалистов из Москвы. Что и было запланировано на следующий, 1918 год. Но к тому времени стало не до церковного убранства.
Крыльцо Воскресенской церкви
В Соликамске провозгласили Советскую власть. Началась борьба с религией, постепенно — один за другим — храмы в городе закрывались. В конце 1920-х годов была разогнана и община верующихВоскресенской церкви. Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия, прибрали самоцветы. Деревянная скульптура была вывезена в Пермь и выставлена в художественной галерее, где она находится и поныне. Наиболее известен среди нее «Сидящий Христос», отмеченный А.В. Луначарским в 1928 году как «замечательное художественное произведение»: «Сидящий Христос не столько задумчивый, сколько как бы далеко ушедший от мира, старающийся все перетерпеть».
В начале 1930-х годов иконостас Воскресенской церкви, ее главы и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». В здании разместилась ватная фабрика, с 1940-х годов ее сменил пимокатный завод. Позднее — фабрика по пошиву обуви. С 1995 года, после ремонта и соответствующего приспособления помещения, в здании Воскресенской церкви находится отдел фондов музея и городской выставочный зал. Готовится проект реставрации храма, планируется восстановление утраченных частей.