Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:16, реферат
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к
информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................……3
Информационное общество и его концепция...............................................…..4
Человек в информационном обществе..........................................................…..8
Научно-техническое развитие......................................................................…...11
Проблемы современного информационно-технического общества...........…15
Возможные сценарии развития информационного общества в России.....…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................…23
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Человек в новом информационном обществе»
2011 г
ВВЕДЕНИЕ......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Человечество неотвратимо
информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
постиндустриальная фаза его развития;
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
В основе современной
Некоторые западные философы и социологи, а также специалисты по искусственному интеллекту склонны признать, что постоянный симбиоз человека с интеллектуальным компьютером и автономными роботами, обладающими человекоподобным поведением, приведет в конечном счете к возникновению человека нового вида - homo intellectus или homo informaticus. Хотя эти прогнозы и являются в значительной мере утопическими, однако они все же о многом заставляют задуматься. Естественно, что в первую очередь речь должна идти об изменении образа жизни и мировоззрения человека.
1.Информационное общество и
Мы живем в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Научные учреждения создают и внедряют информацию. Она необходима для принятия политических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Разумеется, что информация , рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Но информация, влияющая на деятельность человека, а через нее и на окружающий мир, становится гигантской технической, социально-экономической и культурной силой. Поэтому в современном мире при прочих равных условиях победит и выиграет историческое соревнование та общественная система, которая сможет производить больше информации, будет создавать информацию лучшего качества и сумеет внедрять ее быстрее во все сферы общественной жизни. Ясно, что делать это можно не традиционными методами, возможности которых ограничены, а лишь с помощью современной сверхсложной информационной технологии. Нынешняя борьба за социальное и физическое выживание человека и человечества все в большей степени зависит от уровня и качества такой технологии. Вследствие этого процесс, в котором осуществляется ускоренное развитие и внедрение информационной технологии, а также экспоненциально нарастающий прирост информации, представляет собой особый интерес с точки зрения философского осмысления общества. Данный процесс получил название информатизации общества. Информатизация, стало быть, есть особый социально-исторический процесс, в котором реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества. Это новое состояние называется информационным обществом или информационной цивилизацией [1].
Суммируя все сказанное, можно сформулировать концепцию современного информационного общества.
Общество является информационным, если:
Учеными выделяются
два основных теоретико-
1)технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
2)гуманитарный, когда
информационная технология
Принятая
здесь концепция позволяет
Электронизация представляет собой в общем и целом инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т.д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т.д. Электронная промышленность охватывает изготовление новых материалов с заданными свойствами, элементной базы для компьютеров, средств связи и т.д. Сама по себе электронизация общества еще не означает радикальных изменений в социальной сфере, хотя предполагает более или менее существенные изменения в сфере промышленного производства и экономики.
Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т.д. Разумеется, создание современных компьютеров и их широкое внедрение для контроля и автоматизации производства, для конструирования, производства и использования роботов и т.п. сами по себе играют революционизирующую роль, особенно при наличии высокой компьютерной насыщенности. Однако ни наличие, ни использование не делает общество информационным. Например, использование компьютеров для подсчета голосов депутатов в парламенте еще не повышает, как показывает наш собственный опыт, уровня информированности , осведомленности и компетентности последних. Электронизация и компьютеризация позволяют судить о техническом, технологическом и экономическом уровне развития общества. Но отождествлять их с процессом информатизации, в основе которого они лежат, и целиком редуцировать к ним этот последний было бы принципиальной ошибкой.
Как же может быть определен термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как
“системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”[4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три
взаимосвязанных процесса:
Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
Таким образом информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений в культуре, духовной жизни и быту.
Можно с
уверенностью утверждать, что в историческом
соревновании различных социально-