Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:25, реферат
Наличие множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. Вообще существует несколько взглядов на то, что принято считать информацией. Первая точка зрения, и ее, по-видимому, придерживается большая часть специалистов и неспециалистов, сводится к тому, что есть как бы два сорта информации:
1. Информация техническая, которая передается по телеграфным линиям и отображается на экранах радиолокаторов. Количество такой информации может быть точно вычислено, и процессы, происходящие с такой информацией, подчиняются физическим законам.
«Нет, пожалуй, в
науке, практике современности понятия
распространеннее, нежели понятие «информация».
И нет в то же время другого
понятия, по поводу которого ведется
столько споров, дискуссий, имеется
столько различных точек
Наличие множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. Вообще существует несколько взглядов на то, что принято считать информацией. Первая точка зрения, и ее, по-видимому, придерживается большая часть специалистов и неспециалистов, сводится к тому, что есть как бы два сорта информации:
1. Информация техническая, которая передается по телеграфным линиям и отображается на экранах радиолокаторов. Количество такой информации может быть точно вычислено, и процессы, происходящие с такой информацией, подчиняются физическим законам.
2. Информация семантическая, то есть смысловая. Это
та самая информация, которая содержится, к примеру, в литературном произведении. Для такой информации предлагаются различные количественные оценки и даже строятся математические теории. Но общее мнение скорее сводится к тому,
что оценки здесь весьма условны и приблизительны и алгеброй гармонию все-таки не проверишь.
Вторая точка
зрения состоит в том, что информация
— это физическая величина, такая
же, как, например, энергия или скорость.
Определенным образом и в определенных
условиях информация равным образом
описывает как процессы, происходящие
в естественных физических системах,
так и процессы в системах, искусственно
созданных.
Как всегда, при наличии двух резко противоположных мнений существует и третье, примиряющее. Сторонники третьего подхода считают, что информация едина, но вот количественные оценки должны быть разными. Отдельно нужно измерять количество информации, причем количество информации — строгая оценка, относительно которой можно развивать единую строгую теорию. Кроме количества информации, следует измерять еще и ценность. А вот с ценностью информации происходит то же самое, что и с понятием семантической информации. С одной стороны, ее можно вычислить, а с другой стороны, все эти вычисления справедливы лишь в ограниченном числе случаев. И вообще, кто может точно вычислить, скажем, ценность крупного научного открытия?
Рассмотренные подходы в определенной мере дополняют друг друга, освещают различные стороны сущности понятия информации и облегчают тем самым систематизацию ее основных свойств. Из множества определений информации наиболее целесообразным представляется следующее: информация — это сведения об окружающем мире, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.
Особенность информации состоит в том, что, будучи материальным явлением, она не является ни материей, ни энергией. В кибернетическом смысле информация — это отражение одного объекта в другом, используемое для формирования управленческих воздействий. Использование информации в управлении и самоуправлении опирается на наличие связи между объектами системы, источниками информации и ее получателями. При этом сила и целенаправленность влияния информации на получателя зависят от степени соответствия характеристик информации — синтаксических, семантических, прагматических — возможностям и потребностям получателя. Структура сообщений, их смысл и практическая ценность всегда ориентированы на определенного получателя.
Обмен информацией
совершается не вообще между любыми
объектами, а только между теми из них,
которые представляют собой систему, обладающую
каким-то минимумом организованности.
В целом возникновение и развитие теории
информации, а также кибернетики и информатики
явилось научным подтверждением теории
отражения и способствовало ее дальнейшему
развитию.
На начальном этапе своего развития информатика являлась базой библиотечного дела и многие годы была теорией и практикой его совершенствования. Тогда информатика занимала странное промежуточное место между ил /чаемыми объектами природы и знаниями о них. Действительно, человек, изучая объекты окружающего мира, получает информацию, которую фиксирует на каких-то носителях (литература, магнитные кассеты и др.). Обрабатывая информацию, мы получаем знания об окружающем нас мире, позволяю и, ее создавать новые методы исследования, получать новую информацию, фиксировать ее, обрабатывать и т. д.
Естественно, хочется назвать информатикой тот круг вопросов, который связан с разработкой эффективных методов сбора, хранения, обработки и преобразования имеющейся информации в знания, т. е. с обеспечение;.! связей цепочки «информация — знания», а не только с изучением, где и в каких журналах чаще появляются статьи по данной теме, как лучше расставить книги, каталожные карточки и др.
Что же такое информатика? Если это сбор и обработка информации об окружающем нас мире, го как отличить ее от физики, химии, геологии и других наук? А может быть, все остальные науки являются ее составной частью? Нет, информатика не включает в себя ни химию, ни физику, ни медицину и т. д., хотя с каждой имеет много общего. Она существует для помощи другим наукам и вместе с математикой снабжает их методами исследования и обработки информации.
До 50-х годов
прошлого столетия такая постановка
вопроса была неправомерной, так
как не существовало почти ничего
общего в методах сбора и обработки информации
у медиков, физиков, психологов и т. д. Примеров
отдельных связей было много, но не было
общего стержня, вокруг которого объединились
бы все науки. Положение существенно изменилось
с появлением ЭВМ.
Широко известно,
что первые ЭВМ создавались для
проведения расчетов в ядерной физике,
в летательной и ракетной технике.
Последовавшее далее внедрение
ЭВМ в область
Появились новые ЭВМ, новые методы и средства общения с ними. Возникла новая информационная промышленность, производящая дорогостоящую и малоосязаемую продукцию. Информация стала товаром. Электронно-вычислительные машины, созданные первоначально для решения вычислительных задач, стали обрабатывать числовую, текстовую, графическую и другую информацию.
Вычислительная техника сразу же показала свою эффективность в тех областях человеческой деятельности, где широко использовались методы человеческого моделирования — точные количественные методы. Сюда относятся физика, механика и пр. Но есть области человеческой деятельности, которые еще недавно считались недоступными для методов математического моделирования, а следовательно, и для компьютера. В них шло накопление отдельных фактов, давалось качественное описание объектов и событий. Их назвали описательными науками. Развитие электронно-вычислительной техники, средств и методов общения с ней, создание автоматизированных информационно-поисковых систем, методов распознавания образов привели к тому, что компьютеры стали способны проводить описательный анализ изучаемых объектов. Появилось новое направление исследований — разработка машинного (искусственного) интеллекта. Описательные науки получили ЭВМ в качестве нового рабочего инструмента. Никого сейчас не удивит такое сообщение: «Ученые, обработав на компьютере портрет Леонардо да Винчи и изображение Моны Лизы на его картине, утверждают, что везде изображено одно и то же лицо».
В развитии компьютеров можно выделить три этапа: вычислительный, общеинформационный и интеллектуальный. Наука и технологии находятся сейчас на пороге третьего этапа — развития машинного интеллекта. Машинный интеллект войдет в жизнь в виде ЭВМ, выполняющих такие функции, которые раньше были привилегией работников умственного труда. Рождаются новые машины, создаются более совершенные программы, «растет» машинный интеллект — появляются новые возможности для исследования и познания окружающего нас мира.
http://a-nomalia.narod.ru/