Полезные
ссылки
Skoks.com.ru/nuke/ — здесь вы найдете все файлы,
упомянутые в статье.
http://phpnuke.org — официальный сайт PHP Nuke.
http://rus-phpnuke.com/ — лучший русскоязычный
сайт по PHP Nuke.
www.ru-board.com — популярный форум.
http://web.dklab.ru — сайт разработчиков “Джентльменского
набора”.
www.u9.ru, www.ufacity.ru — бесплатные хостинги, на
которых сможет работать наш сайт.
http://themes.crossworlds.ru, http://pngfx.moneyfixx.de — темы для PHP Nuke.
www.caphost.biz, www.majordomo.ru
— отличные платные хостинги. |
|
Выкладываем
сайт в Сеть
С прошлой статьи
у вас был целый месяц для наполнения строящегося
сайта интересными материалами. Но пока
все это богатство доступно только вам,
поскольку находится на жестком диске.
Пора подумать о размещении сайта на просторах
интернета. На особенностях этого знаменательного
момента остановимся чуть подробнее.
В первую очередь стоит поговорить о хостинге
и домене. Домен — это адрес, по которому
будет доступен наш сайт. В Сети существуют
домены первого уровня (ru, com,
net), второго (igromania.ru, yandex.ru), третьего
(skoks.com.ru, nuke.igromania.ru) и так далее.
Разница в количестве слов, разделенных
точками.
Лучше всего, конечно, если вы приобретете
для своего проекта домен второго уровня
(домен в зоне ru стоит 20-26$ за регистрацию
на год и 15-20$ за продление на год). Но можно
и сэкономить, зарегистрировав домен третьего
уровня вида имя.com.ru
или подобный. Регистрация таких доменов
бесплатна, и вид они имеют вполне приличный.
Теперь о хостинге. Суть хостинга в том,
что за определенную плату мы получаем
определенное количество дискового пространства
на сервере (физического, на их жестких
дисках), некоторый объем предоплаченного
трафика, поддержку PHP, базу MySQL. Сейчас
реально найти как недорогой платный,
так и совсем бесплатный хостинг, на котором
будет работать сайт. Правда, единственным
достоинством последнего будет только
его бесплатность.
Теоретически нашему сайту хватит 10 Мб
места на сервере, одной MySQL базы и поддержки
PHP. Но это только под “голый” движок с
БД, а мы наверняка захотим к статьям прикладывать
картинки, добавлять файлы в раздел Download,
загружать новые аватары в галерею и другое
всякое разное. Поэтому советую взять
места с запасом или предпринимать меры
по экономии места на сервере. Например,
картинки можно хранить на каком-нибудь
бесплатном фотоархиве (подойдет www.fotobase.ru),
файлы загружать на бесплатные хостинги
(вроде “народного” — narod.ru). Только
файлы с бесплатных хостингов будут долго
грузиться. Зато для картинок добрые админы
“фотоархивных” сайтов сделают вам очень
качественные превью.
Переходим от теории к практике отладки
сайта в Сети. Для начала загрузим все
файлы на сервер посредством FTP (данные
для доступа вам должен прислать хостер).
Для закачки можно использовать любой
файловый менеджер (даже Explorer
в Windows). Хотя лучше применять специализированные
программы вроде SmartFTP. Затем заходим
на http://localhost/phpMyAdmin/ нашего локального
сайта. В левом меню выбираем БД nuke
и кликнем по надписи Экспорт вверху,
над списком таблиц БД. Переключатель
переводим в положение Структура
и данные. Нажимаем Отметить
все. Ставим галочку возле пункта Послать
и, наконец, жмем кнопку Пошел. Сохраним
полученный файл, который является бэкапом
БД сайта. Такую же операцию нужно будет
периодически проделывать и с выложенным
в Сеть сайтом (на случай, если какой-нибудь
злобный хакер потрет вашу БД)! Теперь
идем в phpMyAdmin, расположенный уже в
Сети. При необходимости создаем БД (хотя
на большинстве начальных тарифных планах
единственно возможная БД уже создана,
и устанавливать новые вам запрещено)
и переходим по ссылке SQL. На открывшейся
странице жмем Обзор, выбираем вышеупомянутый
файл и кликаем по кнопке Пошел.
Мы импортировали БД! Последним шагом
будет настройка параметров БД в файле
config.php, расположенном в корне сайта.
В него нужно занести данные, полученные
от хост-провайдера. Как и что туда заносить,
мы рассматривали в первой части статьи.
Теперь заходим на наш, уже сетевой, сайт
и, после входа в КП (пункт Админы),
поспешно меняем пароль администратора
с пресловутого pass на что-нибудь типа
kiUh0_hQ4.
* * *
На протяжении двух
статей вы вместе с нами создавали свой
сайт от самого первого запуска движка
PHP и до размещения страницы в Сети. Основные
навыки по работе с движком PHP Nuke у вас
теперь никто не отнимет. Это, как при обучении
езды на велосипеде, — умение правильно
падать >сохраняется на всю жизнь. Теперь
вы сможете без проблем сделать любой
сайт на этом движке. Если трудности все
же возникнут, то присылайте свои вопросы
по указанному в заголовке адресу, и в
следующей статье мы постараемся на них
ответить. Кроме того, мы рассмотрим некоторые
особенности движка PHP Nuke, что поможет
вам стать знатными нюководами.
Двигатель
сетевого прогресса.
Как сделать сайт
на движке PHP Nuke, часть 3
Часть
III
Двигатель
сетевого прогресса
Создаем
“крутой” сайт на движке PHP Nuke
Авторы:
Александр Колосов
Владимир Болвин
E-MAIL РУБРИКИ: INTERNET@IGROMANIA.RU
Всего два номера назад
мы с вами начинали строительство
“продвинутого” сайта на популярном
сетевом движке. Теперь пришло
время для заключительной статьи.
Те, кто прилежно штурмовал вместе с нами
высоты PHP-Nuke, наверняка уже имеют в
интернете рабочую версию сайта. Что-нибудь
вроде имя_сайта.что_то.ru. За это
время сайт, вероятно, неоднократно менялся
— обрастал страницами, хорошел новыми
версиями дизайна. По самым скромным ожиданиям,
ваш сайт уже имеет 10-20 уникальных посетителей
в день. Увеличить их количество можно
разными способами. Об этом мы неоднократно
рассказывали на страницах журнала. Да
и любая поисковая система выдаст тысячи
страниц по сочетанию “раскрутка сайта”.
Сложнее выполнить другую задачу — удержать
посетителей. Чтобы они не только однажды
зашли к вам на огонек, но и регулярно возвращались
обратно. Поэтому сайт нужно совершенствовать.
|
Рис.
1. Сохраним бэкап БД на
винчестер. |
|
Сегодня мы займемся
дальнейшей отточкой: обновим движок
(за прошедшие месяцы вышел новый
релиз), изменим цветовое оформление форума,
научимся устанавливать новые модули.
Применим полученные знания на практике,
добавив несколько удобных модулей.
Новое
платье для короля
Эволюция любого
программного обеспечения заключается
в расширении его возможностей и избавлении
от возможных ошибок (во всяком случае,
так должно быть). Web-программы не исключение.
Не успели мы рассказать вам о движке PHP-Nuke,
как вышла его новая версия под номером
7.3. К счастью, кардинальных отличий
в процессе построения сайтов нет.
|
Рис.
2. Такое сообщение выдает
скрипт апгрейда БД после
успешного выполнения
операции. |
|
Все, что вы уже
успели прочитать в предыдущих статьях,
имеет силу. Ничего переделывать и
перестраивать не нужно. Процедура
обновления максимально упрощена. Вам
всего лишь необходимо загрузить
новые файлы на сервер и конвертировать
базу данных (далее БД). Процедура несложная.
Устанавливайте дистрибутив PHP-Nuke
с нашего CD/DVD или качаете его с уже
известного вам (по предыдущим статьям)
сайта www.rus-phpnuke.com.
Прежде всего создадим “точку отката”
нашей базы данных (на случай чрезвычайных
обстоятельств). Для этого перейдем в контрольную
панель (далее КП) сайта и кликнем по
значку Сохранить
БД. В стандартном окне сохранения указываем
имя файла отката БД и запоминаем его местонахождение.
Теперь нам предстоит скопировать обновленные
файлы. Откроем
|
Рис.
3. Скопируем файлы новой
версии движка, заменяя
существующие. |
|
архив с дистрибутивом
Nuke и скопируем файлы из папки
html в корень сайта. Если вы четко следовали
всем указаниям, которые мы давали ранее,
то на вашем локальном сервере эта папка
будет находиться по адресу С:\WebServers\home\nuke.igromania.ru\www\.
Перед копированием стоит просмотреть
еще раз содержимое файла config.php. Как
вы помните, там хранятся основные настройки
сайта, такие как имя пользователя БД,
пароль доступа к БД и др.. Сам файл находится
в корне сайта. После загрузки файлов отрегулируем,
если это необходимо, содержание файла
config.php. Далее нам нужно обновить БД сайта.
Чтобы это проделать, загрузим три файла
из директории upgrades\7.x\ дистрибутива:
upgrade70-71.php, upgrade71-72.php, upgrade72-73.php.
Поочередно запустим их на выполнение,
набрав в строке браузера, например,
http://nuke.igromania.ru/upgrade70-71.php. По завершении
процесса система выводит на любой запрос
однообразные сообщения: “PHP-Nuke
Update finished! You should now delete this upgrade file from your server”.
Успокоим ее, последуем совету и удалим
с сервера вышеупомянутые файлы. Вот так,
легко и просто, меняется сетевой двигатель!
Cайт уже стал лучше, хотя на данный момент
никаких видимых изменений не наблюдается.
Подключение
новых модулей
Значительно расширяет
возможности сетевого движка использование
специальных модулей. В простейшем случае
их подключение не сложнее только что
проделанной работы по обновлению самого
двигателя. Нам нужно загрузить на сервер
файлы модуля и обновить (и то не всегда)
БД. Ниже будет рассмотрена процедура
установки модуля каталога файлов.
Как вы уже, наверное, заметили, стандартный
модуль каталога файлов позволяет размещать
только ссылки на файлы. Это удобно, если
мы размещаем ссылку на что-нибудь вроде
официального патча к игре. Нужно лишь
узнать прямой линк на архив и указать
его в модуле. Но если мы хотим разместить
уникальный файл — будь то новая карта
к Warcraft или симпатичная самопальная
флэшка, — нам придется предварительно
загружать ее по FTP. Только потом можно
будет указывать ссылку на этот архив.
Это совсем не сложно, но со временем начинает
порядком утомлять. К тому же не всем стоит
доверять такую серьезную вещь, как FTP-доступ.
Во избежание потери трудоспособности
по причине преждевременного разрушения
нервных клеток (которые, как известно,
не восстанавливаются) мы установим новенький
модуль, способный загружать файл прямо
из Web-формы. Так работать значительно
приятней.
|
Рис.
4. Открыв архив с новым
модулем каталога файлов, мы
увидим следующие файлы. |
|
Лучшим модулем
загрузок, по мнению многих, является
NukeStyles Enhanced Downloads Module v2. Но он платный
и местами весьма странный (много интересного
о нем можно узнать на форуме www.rus-phpnuke.com,
поискав по ключевому слову NukeStyles).
Поэтому, несмотря на все его достоинства,
многие тратят много времени на поиски
более доступных модулей (как по методу
распространения, так и для понимания).
Я предлагаю вам установить на сайт модуль
Download&Upload. Это практически копия стандартного
модуля. Только добавлена функция загрузки
файлов с винчестера. Берете его с
нашего CD/DVD, либо скачиваете со странички
http://www.skoks.com.ru/nuke/ (там расположены
все файлы к статьям этого цикла).
Распаковав полученный архив, мы увидим
одинокую папку html. Из нее в корень
сайта следует скопировать каталог modules,
заменив все существующие файлы и папки.
Теперь, зайдя в модуль загрузок, щелкнув
левой кнопкой мыши (далее ЛКМ) в стандартной
форме добавления файла по надписи Добавить,
— увидим вместо поля указания URL-адреса
поле выбора файла с винчестера. Однако
попытка что-нибудь загрузить на сайт
окончится пока неудачей. Экраны сообщений
утверждают, что произошла “Ошибка
при загрузке файла.
Войдите в контакт с
администратором”. Чтобы все загружалось,
нам предстоит поковыряться в настройках.
Нужно открыть файл d_config.php, который
лежит по адресу modules\Downloads\ в корневой
папке сайта. В нем хранятся данные о настройке
модуля. Ниже приводится описание самых
полезных и важных параметров.
$perpage: сколько файлов можно показывать
на одной странице.
$popular: уровень популярности. Сколько
обращений к этому файлу необходимо, чтобы
он считался популярным (разумеется, для
вашего сайта, а не для мировой общественности).
$downloads_anonadddownloadlock: можно или нет загружать
файлы незарегистрированным посетителям
(1 — блокировать загрузку; 0 — не блокировать).
Рекомендуем поставить 1. Мало ли кто какую
гадость захочет загрузить. О зарегистрированном
пользователе мы хотя бы что-то знаем...
$blockunregmodify: разрешить или нет изменение
файлов незарегистрированным пользователям,
рекомендуется 1. А то найдется какой-нибудь
перчик и так повеселится на вашем сайте,
что вам придется долго его восстанавливать.
$enable_upload: позволить или нет загрузку
файлов с компьютера посетителя (1 — можно;
0 — нельзя). Ставим 1 — иначе какой смысл
в установке этого модуля?
$uppath: путь к директории, в которую
будут загружаться файлы (например,
modules/Downloads/files). Не забудьте на самом
деле создать указанную папку!
$upbaseurl: то же самое, только www.nuke.igromania.ru/modules/Downloads/files/.
Теперь файлы должны загружаться на ваш
сайт без проблем.
Для полного счастья можно посоветовать
поменять названия ссылок Укажите
путь к файлу и Добавить на что-нибудь
более понятное. Сделать это легко. Надо
подправить пару строк в файле modules\Downloads\language\lang-russian.php.
Заменим 44-ю строку:
define(“_ADDDOWNLOAD”,”Добавить”);
на define(“_ADDDOWNLOAD”,”
Загрузить файл”);
и 200-ю строку:
define(“_ADDLINK”,”Укажите
путь к файлу”); на define(“_ADDLINK”,”Добавить
ссылку на файл”);
Теперь пользователю будет гораздо проще
понять, как добавить файл в каталог сайта.
При желании, действуя точно так же, вы
можете изменить в этом файле и другие
фразы диалога.
Цвета
демократии
В прошлой статье
мы рассмотрели, как изменять дизайн сайта.
Но, как вы уже заметили, изменение общего
стиля никак не влияет на художественное
оформление форума. Вопрос изменения дизайна
форума решается несколько по-другому.
В форуме есть возможность использовать
собственные темы оформления, но они не
добавляют ничего значимого. Поэтому мы
ограничимся только изменением цветового
оформления. Сделаем так, чтобы оно подходило
для нашей свежесозданной темы для сайта.
Для начала переходим в КП форума —
http://nuke.igromania.ru/modules/Forums/admin/index.php. В
ней нас интересует пункт Стили/Управление.
Воспользуемся ссылкой Изменить справа
от единственной установленной темы.
На экране появятся интуитивно понятные
настройки дизайна форума. Остается лишь
настроить их под общий дизайн сайта. Точно
так же меняются стандартные картинки
на новые (собственного производства).
Картинки для темы хранятся в папке
modules\Forums\templates\subSilver\images\.
|
Рис.
5. Чтобы изменить цветовое
оформление форума, нужно
перейти в КП. |
|
Многие web-мастера
пропускают этот этап. Не хотят возиться
с настройками форума отдельно. Из-за этого
их “народная трибуна” смотрится странно.
Такое впечатление, что форум сам по себе,
а сайт — сам по себе. К тому же подобная
халатность плодит “близнецов”. Существует
огромное количество сайтов, авторы которых
оставили настройки форумов заданными
по умолчанию (в прошлой статье мы разбирали,
что phpBB — это еще и самостоятельный
форум). Они похожи друг на друга как две
капли воды. Не трогать
настройки в этом случае — не самое
лучшее решение.
Полезные
мелочи
Сайт готов. Однако
по ходу работы с ним вы можете столкнуться
с некоторыми неудобствами. Есть целая
куча удобных мелочей, которые значительно
облегчают обслуживание сайта и помогающих
пользователям в обследовании вашего
ресурса. Их использование не обязательно,
но крайне полезно. Остановимся на некоторых
из них.
Для начала поставим счетчики посещаемости
сайта (вроде www.spylog.ru
или www.rax.ru). Они позволят наблюдать
за посещаемостью сайта. Пользуясь этой
“доморощенной” статистикой, можно проверять
правильность общей политики вашего проекта.
Как только наблюдается снижение цифры
уникальных посетителей (имеющих разные
IP-адреса), стоит проверить свои последние
действия. Надо искать, что именно не понравилось
серферам. Может, новый дизайн? Может быть,
последние материалы вызвали серьезное
разочарование? Счетчики не подскажут
вам, каковы причины. Зато они вовремя
просигнализируют о проблемах, что и позволит
вовремя их решить.
Как обычно, начинаем с КП. В ней открываем
пункт основных настроек сайта. Там находим
раздел Сообщения
внизу. В нем имеются три формы, в которые
можно ввести код выбранных счетчиков.
Все просто и доступно. Если же понадобилось
разместить счетчики не внизу, а сбоку,
то придется создать новый блок (пункт
КП Блоки) и уже там, в поле Контент,
добавлять код счетчиков.
Одним из способов раскрутки (и получения
денег от сайта) являются баннерообменные
системы (например, широко известные www.rle.ru, www.bannerbank.ru). Как это делается, в нашем
журнале рассматривалось не раз. Мы же
займемся практическим размещением кода
баннера. Стандартный модуль Баннеры
удобен только в том случае, если сам рекламодатель
непосредственно обращается к вам с предложением
разместить на вашем сайте рекламу. В этом
случае вы можете указать ссылку, по которой
пользователь отправится к рекламодателю,
адрес картинки и количество заказанных
показов. Но для размещения кода баннерообменной
сети стандартный модуль неприемлем. Чтобы
обойти ограничения, необходимо использовать
пункт Народные методы, при этом проявить
известную ловкость. Если баннер боковой
(например 120х240), мы можем создать блок
(как и в случае со счетчиком). Если баннер
длинный горизонтальный (например 468x60),
есть возможность разместить его внизу
(как счетчики). А если баннер потребовался
вверху, придется вставлять его код в файл
shapha.html темы оформления (см. предыдущую
статью). Редактируя тему, вы можете располагать
баннер и по-другому.