Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:31, контрольная работа
Задание:
Представить информационную систему, для анализа и синтеза которой используется иерархический подход.
В данной работе в качестве примера будет рассматриваться иерархическая система – учебная система университета (рисунок 1).
Данная система относится к иерархическим системам, так как для неё характерны все три свойства иерархии:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет автоматики и вычислительной техники
Задание №3
Дисциплина: Теория информационных процессов и систем
“Иерархическая система – учебная система университета”
Выполнил студент группы ИСУ-21: Луппов В.Л.
Проверила:
Киров 2012
Задание:
Представить информационную систему, для анализа и синтеза которой используется иерархический подход.
В данной работе в качестве примера будет рассматриваться иерархическая система – учебная система университета (рисунок 1).
Данная система
относится к иерархическим
Проанализируем исследуемую систему на нескольких уровнях рассмотрения.
1. Уровень стратифицированного описания систем.
Система, описанная на уровне страт, носит описательный или абстрагированный характер. Иерархический подход заключается в создании семейства моделей, каждая из которых описывает поведение системы для отдельно выделенного уровня.
С этой позиции рассмотрения в исследуемой системе можно выделить следующие страты, представленные на рисунке 2.
Рис.2. Страты системы
На страте номер четыре непосредственно осуществляется образовательный процесс. Он включает в себя проведение занятий для студентов. Во время проведения занятий, а также при выполнении студентами самостоятельных, контрольных, лабораторных и курсовых работ происходит образовательный процесс. Можно выделить виды деятельности учащихся:
Т.е. студенты приходят в университет как выпускники других учебных заведений, в частности – школ, а выходят как специалисты по профессиям.
На страте номер три осуществляется процесс практики. Студенты проходят практику на предприятиях и в офисах с целью повышения опыта и получения практических навыков.
На страте номер два осуществляется управление и контроль над образовательным процессом. Каждая подсистема решает свои проблемы и организационные вопросы. Например, в деканате составляется расписание занятий. Кафедра контролирует работу преподавателей и студентов на предмет её соответствия учебному плану.
На страте номер один осуществляется управление финансовыми потоками университета. Поступают деньги на зарплату сотрудникам, на оборудование аудиторий и прочее.
Необходимо отметить наличие связей на приведенной схеме. В данном случае это управление и обратная связь. Примером управления может служить, например, приказ проректора по учебной работе изменить план летней практики студентов. Пример обратной связи – отчёт заведующего кафедрой об успешном или неуспешном ходе практики и успехах студентов.
2. Уровень описания системы в виде слоёв.
Слой представляет
собой уровень сложности
Система включает в себя 4 слоя, представленных на рисунке 3.
Рис.3. Модель описания системы в разрезе слоев
Пояснение:
При возникновении
проблемы во время прохождения
образовательного процесса и
необходимости ее решения
Пример:
При решении
введения в университете новых
специальностей перед
Учебная система университета представляет собой многоэшелонную систему, так как:
Выделим в рассматриваемой системе семейства четко выделенных, взаимодействующих между собой подсистем. Иерархия принятия решения будет выглядеть следующим образом – рисунок 4.
Рисунок 4. Иерархия принятия решения.
К эшелону первого уровня относятся преподаватели, непосредственно работающие со студентами. К эшелону второго уровня относятся заведующие кафедрой, руководящие работой преподавателей. К эшелону третьего уровня относятся деканы и представители ученых советов. К эшелону четвертого уровня относится проректоры, каждый из которых руководит определенной деятельностью. И к эшелону пятого уровня относится ректор, который выступает в роли главного координатора. Его задача – организовать работу системы для достижения поставленной цели (обучение).
В такой системе принимающее решение элементы располагаются иерархически в том смысле, что некоторые из них находятся под влиянием или управлением других решающих элементов. Например, декан утверждает расписание занятий, управляет работой своих подчиненных, но сам управляется ректором и должен исполнять его приказы.
Вывод: на примере учебной системы университета было приведено описание иерархической системы, выделены основные свойства системы, приведено стратифицированное описание системы, выделение слоев, эшелонов.
Итак, рассмотренная система описывается 3 видами иерархии. Каждое описание представило систему с различных ракурсов:
Можно сделать очень важный вывод: чем выше в иерархии находится элемент, тем сложнее принятие решения (проблемы на верхних уровнях менее структурированы и больше неопределённостей и сложностей их формализации), тем с более широкими подсистемами он имеет дело, тем выше груз ответственности за принятое решение. Таким образом, ректор несёт ответственность за функционирование всего университета.
Информация о работе Иерархическая система – учебная система университета