Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа
Технологическая система (ТС) рассматривается как одноканальная СМО А/В/1/m. Заявки, поступающие на обслуживание, попадают в накопитель, вмещающий m заявок, а затем по дисциплине FIFO они обслуживаются.
Входной поток описывается законом Fа(t).
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
ЗАДАНИЕ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
Моделирующая программа 5
Результаты моделирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра информатики и кибернетики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Имитационное моделирование технологической
системы массового обслуживания с отказами
(вариант № 1.1.)
Автор: студент группы ИС-03-2
Петров Владимир Андреевич
Руководитель: д-р техн. наук, проф.
Краковский Юрий Мечеславович
Иркутск
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
ЗАДАНИЕ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
Моделирующая программа 5
Результаты моделирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ
Технологическая система (ТС) рассматривается как одноканальная СМО А/В/1/m. Заявки, поступающие на обслуживание, попадают в накопитель, вмещающий m заявок, а затем по дисциплине FIFO они обслуживаются.
Входной поток описывается законом Fа(t).
Обслуживание осуществляется в две фазы:
a) подготовка (наладка) ТС к обслуживанию: tn Fn(t);
b) обслуживание: tо Fо(t).
В конце обслуживания с вероятностью p может произойти отказ ТС, после чего она восстанавливается в течение времени tb: tb Fb(t).
1. Создать моделирующую программу и убедиться в её достоверности.
2. Получить статистические данные по времени нахождения заявок в очереди, построить гистограмму относительных частот и оценить числовые характеристики (найти точечные и интервальные оценки). Убедиться, что время моделирования обеспечивает практически необходимую точность.
3. Оценить среднюю загрузку ТС (суммарное время наладки и обслуживания отнесенное ко времени моделирования).
4. Проверить гипотезу об однородности результатов имитационного моделирования по критерию Краскела-Уоллеса (по времени нахождения заявки в системе). Число групп k=8.
5. Проверить чувствительность функционирования ТС к законам распределения при условии, что у каждого фактора математические ожидания совпадают. Например, фактор – время обслуживания: (+) - UN; (-) - В. Параметры законов UN и B надо выбрать так, чтобы. Проверку чувствительности провести по плану 24-1, репликация равна двум (проверить гипотезу об однородности дисперсий). В качестве показателя эффективности используется время нахождения заявки в системе.
№ | Fa(t) | Fn(t) | Fo(t) | Fb(t) | m | p |
1.1 | W | UN | UP | B | 4 | 0,2 |
№ | Уровни | Fa(t) | Fn(t) | Fo(t) | Fb(t) |
1.1 | + | W | UN | UP | B |
- | UN | UP | B | W |
Моделирующая программа была написана в среде разработки Borland C++ Builder v. 5.0 (Build 12.34). Интерфейс приложения приведен на рис. 1 (см. стр.5). После ввода исходных данных программой осуществляется моделирование работы СМО и вывод результатов.
Исходные данные
Исходными данными для моделирования являются:
1) Количество заявок - 10 000 штук
2) Максимальный размер очереди (вместительность накопителя): m = 4
3) Вероятность отказа ТС: p = 0,1 = 20%
4) Параметры для моделирования случайных величин, распределенных по заданным законам.
Моделирование входного потока (Fa(t))
Входной поток (время между поступлениями заявок в систему) описывается распределением W – Вейбулла (. Для его моделирования был использован алгоритм:
- гамма-функция.
При распределение Вейбулла является показательным законом с параметром
Алгоритм моделирования
В качестве параметров закона были использованы следующие значения:
α = 3, β = 5.
Рис. 1. Интерфейс и результаты моделирования моделирующей программы
Моделирование наладки (подготовки к обслуживания) ТС (Fn(t))
Программой моделируется СВ, характеризующая время наладки ТС. Данная СВ имеет UN – усечённый нормальный. Для моделирования ее значений был использован следующий алгоритм:
- усеченный на нормальный закон , :
- интеграл вероятности.
Используется 1-й подход, когда при .
В качестве параметров закона были использованы следующие значения:
m = 20; p = 0,3.
Моделирование обслуживания (Fo(t))
Программой моделируется СВ, характеризующая время обслуживания заявок. Данная СВ имеет усечённый показательный закон. Для ее моделирования используется следующий алгоритм:
- усеченный на показательный закон:
Моделирование отказа ТС (Fb(t))
Программой моделируется СВ, характеризующая время восстановления ТС после отказа. Данная СВ имеет бета-распределение ().Для ее моделирования используется следующий алгоритм:
- гамма-функция;
Так как , то
При бета-распределение является равномерным законом При моделировании CB с законом сначала моделируют нормированное на (0,1) значение, а затем преобразуют его на интервал (a,b)
.
В результате моделирования работы СМО были получены следующие результаты:
среднее время между заявками - 4,495 мин.
среднее время обслуживания заявки - 3,851 мин.
среднее время нахождения заявки в очереди – 7,384 мин. Данная характеристика вычислялась, для всех заявок, которые были обслужены.
вероятность отказа в обслуживании – 5,92 %
средняя загрузка ТС – 85,64 %
Были получены статистические данные по времени нахождения заявок в очереди. С помощью программы статистической обработки данных “Statistiсa” были построены таблица частот (см. таблицу 1, стр.7.) и гистограмма частот (см. рис. 2, стр. 8), а также найдены числовые характеристики. Размер выборки составил 9408 заявок. Равно такое число заявок было обслужено из 10 000. То есть не была обслужена 592 заявка (5,92 %).
Были вычислены следующие числовые характеристики:
1) Математическое ожидание:
= 7,39
2) Минимальное значение - 0
3) Максимальное значение – 55,97
4) Медиана выборки - 5,77
5) Мода выборки - 0
6) Дисперсия выборки:
52, 86
7) Стандартное (среднеквадратическое отклонение) – 7,27
8) Стандартная ошибка – 0,075
9) Эксцесс – 1,68
10) Ассиметричность – 1,19
11) Суммарное значение – 69470,05
Таблица 1. Таблица частот для выборки времени нахождения заявок в очереди
Класс | Интервал Значений | Частота | Интегральная частота | Относительная частота (%) | Интегральная относительная частота |
1 | 0 | 1854 | 1854 | 19,6 | 19,6 |
2 | 0 < X ≤ 10 | 4630 | 6484 | 48,81 | 68,41 |
3 | 10 < X ≤ 20 | 2300 | 8784 | 24,25 | 92,66 |
4 | 20 < X ≤ 30 | 539 | 9323 | 5,68 | 98,34 |
5 | 30 < X ≤ 40 | 73 | 9396 | 0,77 | 99,11 |
6 | 40 < X ≤ 50 | 7 | 9403 | 0,074 | 99,184 |
7 | Выше 50 | 3 | 9406 | 0,032 | 100 |