Информационная библиотека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Основными задачами данной работы являются:
– изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области – библиотечной деятельности
– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы библиотечной деятельности
1.1 Организация деятельности библиотеки
1.2 Законы РФ, регулирующие библиотечную деятельность
1.3 Формирование библиотечной статистики
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Информационные технологии в управлении 2 курс.docx

— 30.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Основы библиотечной деятельности

1.1 Организация деятельности  библиотеки

1.2 Законы РФ, регулирующие  библиотечную деятельность

1.3 Формирование библиотечной  статистики

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon – книга и thēkē – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и  процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой  литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением  и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и  тем, что государственные структуры  требуют обязательных отчетов в  электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации  для возможного улучшения и оптимизации  методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы являются:

– изучить теоретические  особенности моделирования процессов  организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области – библиотечной деятельности

– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

· процесс записи в библиотеку новых читателей,

· процесс записи новых  книг,

· процесс выдачи книг,

· процесс приема книг,

· процесс получения рейтинга книг,

· процесс статистики посещений  читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы библиотечной деятельности

 

1.1 Организация деятельности  библиотеки

Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям  произведений печати, а также информационно-библиографической  работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями  работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических  источников и литературы) нужных для  данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты  комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда  включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда  облегчает читателю пользование  литературой, библиотекарю – быстрое  выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность  фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей  библиотеки осуществляется различными путями:

- выдача литературы, как  в читальный зал, так и за  пределы библиотеки;

- помощь отдельным читателям  и учреждениям в подборе необходимой  им литературы;

- раскрытие книжных фондов  библиотеки через систему библиотечных  каталогов;

- составление информационно-библиографических  пособий различного типа;

- пропаганда наиболее  ценной литературы;

- репродуцирование текстов  по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей  серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в  каталоге занимает длительное время, и  целиком опирается на компетентность работников библиотеки.

В библиотеке ведется картотека  читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых  изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются  в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много  книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают  номер, а затем передают в различные  отделы. При поступлении книги, учитывают  такие данные как:

· номер поступившей книги,

· название книги,

· название издательства, из которого поступила книга,

· отдел, куда была передана книга;

· адреса издательств,

· названия издательства,

· название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация  учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также  хранения информации об имеющихся в  наличии книгах, данные о сотрудниках  библиотеки, сотрудниках хранилища  библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие  параметры:

· автор,

· издание,

· год издания,

· жанр,

· ключевые слова,

· количество страниц.

Каждая книга может  присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется  картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

· ФИО,

· номер паспорта,

· адрес,

· телефон.

Каждому читателю присваивается  номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и  номер читательского билета.

Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского  билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке  возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного  предела, он лишается правом пользования  библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой  на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного  количества книг.

Объект исследования –  библиотека.

Предмет исследования –  процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

· процесс выдачи книг читателям;

· процесс сдачи книг;

· процесс поступления  новых книг;

· процесс записи новых  читателей.

Субъекты – пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении  информации лица)

Входная информация – информация:

· о новых поступивших  книгах;

· о новых читателях, которые  записываются в библиотеку;

· о процессе выдачи книг, включает в себя:

- кто из сотрудников  хранилища передал книгу сотруднику  библиотеки;

- кто из сотрудников  библиотеки передал книгу читателю;

- по заявке какого читателя  была выполнена эта операция;

- название книги;

- дату выдачи книги;

- срок, на который выдается  книга;

Выходная информация –  информация:

· о статистике посещения  клиентами библиотеки;

· о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

· название книги;

· дату выдачи;

· ФИО читателя, которому выдается книга;

· ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;

· ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно  из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;

· срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги  путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся  следующие сведения:

· №читательского билета;

· ФИО читателя;

· Телефон;

· Адрес.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие  характеристики:

· Название книги;

· Уникальный шифр (ISBN);

· Библиотечно-библиографическая  классификация (ББК);

· Раздел;

· Автор;

· Издательство;

· Место издания (город);

· Год издания.

Все книги различаются  по своему уникальному шифру – ISBN.

Библиотечно-библиографическая  классификация (ББК) распределяет издания  по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой  структуры (например, ББК 32.973 Электронные  вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении  хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также  для составления каталогов и  статистических отчетов.

В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой  совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической  последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующего целесообразного использования  в будущем. БД находится на специальном  компьютере в электронном виде, постоянно  редактируется и изменяется работниками  библиотеки.

С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и  работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

· Принимать новые книги  и регистрировать их в библиотеке;

· Относить книги к одной  или к нескольким областям знаний;

· Проводить каталогизацию  книг, то есть назначение новых инвентарных  номеров вновь принятым книгам;

· Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При  выдаче книг фиксируется, когда и  какая книга была выдана данному  читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.

Основные функции библиотеки – информационная, культурная, образовательная, досуговая.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Законы РФ, регулирующие  библиотечную деятельность

 

В Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих и  контролирующих деятельность библиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытого информационного  общества. Актуальной задачей российских библиотечных работников является реализация в полном объеме федеральных законов "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и о защите информации", "Об участии в информационном обмене". Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России на свободное получение  нужной ему информации.

ФЗ «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует общие вопросы  организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области  библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

В его состав входят: общие  положения (основные понятия и основные виды библиотек), права граждан в  области библиотечного дела (права  на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователей библиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности и права  библиотек (статус, обязанности и  права библиотек), обязанности государства  в области библиотечного дела, условия сохранения и использования  культурного достояния в области  библиотечного дела, организация  взаимодействия библиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фонды развития и трудовые отношения работников библиотек). [4]

Информация о работе Информационная библиотека