Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:15, реферат
Все больше людей обращаются за поиском информации в Интернет, составляя конкуренцию библиотекам. Расширение участия и возможностей людей искать информацию, обогащать свой опыт, используя возможности Интернета можно только приветствовать. Однако библиотекам стоит задуматься, как использовать новые технологии для развития библиотечного обслуживания. “Библиотечная область постоянно эволюционирует, охватывая новые технологии и ад
Критические замечания можно разделить на две категории:
Michael C. Habib, отталкиваясь от того, что между терминами Библиотека 2.0 и Веб. 2.0 имеется тесная взаимосвязь, предположил, что термин должен описывать уникальную библиотечную модель, активно использующую сервисы Веб 2.0 в библиотечном обслуживании: “Библиотека 2.0” означает набор библиотечных услуг, спроектированных удовлетворять потребности пользователя, обусловленных прямыми и косвенными последствиями Веб 2.0”. Он объяснил это следующим образом: Веб 2.0 ускоряет изменение потребностей пользователя, и соответственно, Библиотека 2.0 должна учитывать эти изменения и удовлетворять изменившиеся потребности.[3]
Дальнейшее обсуждение концепции Библиотеки 2.0 не внесло единства. Некоторые считают, что новая библиотека интегрирует блоги, вики, мгновенные сообщения, RSS и сетевые социальные сервисы в библиотечное обслуживание. Другие описывают пути вовлечения читателей/пользователей в деятельность, которая позволяют им делать вклад в развитие сервисов, например, добавляя содержание, используя тэги и т.п.
В свою очередь, защитники библиотеки 2.0, среди них — Stephen Abram, Michael Stephens, Paul Miller и другие, критически относятся к подобным мнениям, аргументируя это тем, что хоть и отдельные части философии библиотеки 2.0 не являются совершенно новыми, совмещение этих идей и задач с технологиями веб 2.0 даст жизнь новому поколению библиотечных услуг.[4]
Библиотека 2.0 стала причиной дебатов на интернет конференции библиотекарей в октябре 2005, когда Майкл Кейси, представляющий библиотеку Saint Joseph County Public Library, рассмотрел данную идею на примере типичного библиотечного веб-сайта.
Вышедшая в сентябре 2006 статья «Библиотека 2.0: Услуги библиотек следующего поколения» в Библиотечном журнале, начинается с формулировки преимуществ библиотеки 2.0 для директоров библиотек и налогоплательщиков, предоставляя «более эффективные способы оказания услуг для достижения большей отдачи от финансовых инвестиций». Статья продолжалась утверждением, что обсуждаемая библиотека 2.0 важна для библиотекарей, поскольку данная стратегия сможет радикально изменить обслуживание читателей и взаимодействие с ними. [5]
5. Библиотека 2.0 и Библиотека 1.0
Библиотека 1.0 | Библиотека 2.0 |
Закрытое хранение | Открытый доступ к книгам |
Услуги, доступные только в стенах библиотеки | Повсеместно доступные услуги. Системы управления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам |
Традиционный электронный каталог | Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, RSS[4] |
Новостные рассылки | RSS поток |
Справочное обслуживание по телефону | Виртуальное справочное обслуживание |
Индивидуальная деятельность библиотеки | Участие в корпоративных проектах |
Штрих-код | RFID[5] |
Веб-сайт библиотеки | Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики |
Заключение
Концепция “Библиотека 2.0” – это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Одна из главных идей для библиотекарей заключается в том, что продолжая предоставлять услуги тем, кто приходит к библиотеку, нужно выйти за пределы помещений библиотеки, и начать продвигать услуги людям там, где они взаимодействуют. По большому счету, ключевые задачи Библиотеки 2.0 касаются не того, как обеспечить доступ к книгам и информации, а в первую очередь, о внедрении инноваций, о том как построить сообщество единомышленников, которые могут обогатиться через участие в социальных сервисах. Это достигается через доверие, поощрение пользователей делиться их идеями через письмо, рейтинги, комментарии обо всем, что касается библиотечной коллекции и обслуживания. Библиотека 2.0 – это поощрение пользователей библиотечных сообществ участвовать, внося вклад своими мнениями на ресурсы, которые они использовали и новые, к которым они хотели бы получить доступ.
Как однажды написал Иэн Дэвис " Веб 2.0 - это отношение, а не технология”. То же можно сказать и Библиотеке 2.0. Технология лишь дает нам средства, с помощью которых мы можем реализовать ряд общих целей во всем библиотечном секторе. Принятие концепции “Библиотека 2.0” отнюдь не означает, что мы должны пересмотреть все аспекты библиотечного обслуживания, но теперь мы должны быть готовы, все вместе адаптироваться к изменениям.
Контрольные вопросы
Вопрос | Варианты ответов | Пояснения |
Кто впервые употребил термин "Библиотека 2.0"? | 1. Майкл Стивенс 2. Майкл Кейси 3. Walt Crawford 4. John Blyberg
| 1. Нет. Один из главных пропагандистов идей Библиотеки 2.0 2. Да. Введение термина как непосредственного заимствования технологий Бизнес 2.0 и Веб 2.0 3. Нет. Публиковал критическую статью по этой технологии 4. Нет. Он издал Билль о правах пользователя |
В чем заключается сущность Библиотеки 2.0 в узком понимании этой концепции? | 1. Использование библиотекарями инструментов Веб 2.0 2. Пользователь является равноправным участником библиотечного процесса 3. Библиотека 2.0 - это полная копия технологии Веб 2.0 4. Библиотека 2.0 не имеет отличий от Библиотеки 1.0 | 1. Да. Библиотека 2.0 включает блоки, вики, социальные сети и др. элементы Веб 2.0 2. Нет. Это более широкое понимание концепции 3. Нет. Она использует элементы Веб 2.0, но не является идентичностью технологии Веб 2.0 4. Нет. Существует множество отличий двух технологий |
В чем заключается сущность Библиотеки 2.0 в более широком понимании этой концепции? | 1. Использование библиотекарями инструментов Веб 2.0 2. Библиотека 2.0 - это полная копия технологии Веб 2.0 3. Библиотека 1.0 имеет больший функционал, чем Библиотека 2.0 4. Пользователь является равноправным участником библиотечного процесса | 1. Нет. Это узкое понимание данной концепции. 2. Нет. Она использует элементы Веб 2.0, но не является идентичностью технологии Веб 2.0 3. Нет. Библиотека 2.0 имеет больший функционал, чем Библиотека 1.0 4. Да. Библиотека 2.0 представляет собой совершенно новую философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса |
Что такое контент? | 1. Один из принципов Библиотеки 2.0 2. Второе название технологии Библиотека 2.0 3. Вся информация, которую пользователь может скопировать на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей 4. Условное название критики технологии Библиотека 2.0 | 1. Нет. Контент не относится к принципам Библиотеки 2.0 2. Нет. Технология Библиотека 2.0 не имеет подобного названия. 3. Да. Контент - любое информационно значимое наполнение информационного ресурса 4. Нет. Критика не имеет условного названия. |
Почему Библиотека 2.0 не является закрытой концепцией? | 1. Предприятия, желающие вести бизнес с государственными или академическими библиотеками не должны создавать собственническое программное обеспечение 2. Потому что она не использует электронный каталог 3. Потому что она не может являться закрытой концепцией 4. Потому что она использует элементы Веб 2.0 | 1. Да. Запатентованное програмное обеспечение для библиотек 2.0 запрещено 2. Нет. Библиотека 2.0 использует электронный каталог 3. Нет. Она может являться закрытой 4. Нет. Использование элементов Веб 2.0 не связано с закрытостью концепции
|
Что НЕ является основным принципом технологии Библиотека 2.0? | 1. Включение библиотечного пользователя в разработку и реализацию услуг 2. Постоянные изменения заменяют старую модель модернизации циклов 3. Взращивание и интеграция идей и продуктов из периферийных областей в библиотечную сферу 4. Использование штрих-кодов | 1. Нет. Это одна из концепций 2. Нет. Это основной принцип 3. Нет. Это основной принцип 4. Да. Библиотека 2.0 использует RFID - метод идентификации объектов
|
Что представляют собой новые типы библиотечных каталогов? | 1. Изолированные информационные хранилища 2. Связанные между собой компьютерные платформы 3. Традиционный электронный каталог 4. Отдельные, не связанные между собой компьютерные платформы | 1. Нет. Это старый тип каталогов 2. Да. Новый тип - это связанные компьютерные платформы 3. Нет. Это старый тип каталогов 4. Нет. Новые типы каталогов являются связанными между собой компьютерными платформами |
Какой принцип Майкла Стивенса означает возможность публиковать материалы в блоге библиотеки, оставлять комментарии и т.п. через пользовательские профили?
| 1. Принцип «Участие» 2. Принцип «Опыт» 3. Принцип «Персонализация» 4. Принцип «Сообщество» | 1. Нет. Принцип состоит в том, что любой пользователь может поучаствовать в создании контента
2. Нет. Принцип состоит в том, что Библиотека 2.0 стремится к уничтожению барьеров, таких как: запрет на использование определенных технологий, посещение определенных сайтов, и более традиционное «тишина должна быть в библиотеке». Все это сменяется более гибким пространством 3. Да. Библиотека предоставляет возможность делиться персональной информацией в online сообществах, через пользовательские профили, встроенные в интерфейс электронного каталога или сайта библиотеки
4. Нет. Принцип состоит в том, что открытое общение может стать толчком к возникновению чувства принадлежности, причастности к определенному сообществу |
Какова, по мнению Майкла Хабиба (Michael C. Habib), основная задача технологии «Библиотека 2.0» ? | 1. Удовлетворять меняющиеся потребности пользователя 2. Вовлечь читателей/пользователей в деятельность, которая позволяют им делать вклад в развитие сервисов 3. Предоставить «более эффективные способы оказания услуг для достижения большей отдачи от финансовых инвестиций» 4. Заменить традиционные, однонаправленные услуги, веками присущие библиотекам. | 1. Да. Веб 2.0 ускоряет изменение потребностей пользователя, и соответственно, Библиотека 2.0 должна учитывать эти изменения и удовлетворять изменившиеся потребности 2. Нет. Основные задачи Библиотеки 2.0, по мнению Хабиба, были ориентированы не на свое развитие, а на удовлетворение пользователя. 3. Нет. Это преимущество библиотеки описывалось в статье «Библиотека 2.0: Услуги библиотек следующего поколения» 4. Нет. Сторонниками этой концепции Библиотеки 2.0 были Michael Casey и Laura Savastinuk
|
Что из перечисленного использует Библиотека 2.0? | 1. Закрытое хранение 2. Новостные рассылки 3. Индивидуальная деятельность библиотеки 4. Виртуальное справочное обслуживание | 1. Нет. Библиотека 2.0 использует открытый доступ к книгам 2. Нет. Библиотека 2.0 использует RSS поток 3. Нет. Библиотека 2.0 поощряет участие в корпоративных проектах 4. Да. Библиотека 2.0 предоставляет справочную информацию через Интернет |
Литература
[2] S. Abram Web 2.0, Library 2.0, and Librarian 2.0: Preparing for the 2.0 World // SirsiDynix OneSource. January 2006. Vol. 2. Issue 1. http://www.imakenews.com/
[3] Habib M.C. Toward Academic Library 2.0: Development and Application of a Library 2.0 Methodology. A Master’s Paper for the M.S. in L.S degree. Chapel Hill, North Carolina, 2006. (http://etd.ils.unc.edu/
[4] Wikipedia - http://en.wikipedia.org/wiki/L
[5] "Service for the next-generation library" - Интернет-публикация: http://www.libraryjournal.com/
[1] Miller P. Library 2.0: The challenge of disruptive innovation: A Talis white paper.
[2] Контент — любое информационно значимое наполнение информационного ресурса — вся информация, которую пользователь может скопировать (загрузить) на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования.
[3] Miller, P. Web 2.0: Building the New Library // Ariadne. 2005. Issue 45. Retrieved 10 January 2008.
[4] RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.
[5] RFID - метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.
Информация о работе Информационная технология Библиотека 2.0