Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:01, реферат
Информационное общество —историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.
Информационное общество
Информационное общество
—историческая фаза возможного эволюционного
развития цивилизации, в которой
информация и знания умножаются в
едином информационном пространстве.
Главными продуктами производства информационного
общества становятся информация и знания.
Отличительные черты:
История появления
концепции
Своим названием
термин «информационное общество»
обязан профессору Токийского технологического
института Ю. Хаяши, чей термин был использован
в появившихся практически одновременно
— в Японии и США - в работах Ф. Махлупа
(1962) и Т. Умесао (1963). Теория "информационного
общества" была развита такими известными
авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер,
Р. Кац и др. В той или иной мере она получила
поддержку со стороны тех исследователей,
которые акцентировали внимание не столько
на прогрессе собственно информационных
технологий, сколько на становлении технологического,
или технетронного (technetronic - от греч. techne),
общества, или же обозначали современный
социум, отталкиваясь от возросшей или
возрастающей роли знаний, как "theknowledgeablesociety",
"knowledgesociety" или "knowledge-valuesociety".
Сегодня существуют десятки понятий, предложенных
для обозначения отдельных, порой даже
совершенно несущественных признаков
современного общества, по тем или иным
причинам называемых, тем не менее, основанными
его характеристиками. Таким образом,
в отличие от первого подхода к терминологическим
обозначениям второй ведет, по сути, к
отказу от обобщающих понятий и ограничивает
исповедующих его исследователей изучением
относительно частных вопросов.
Начиная с 1992 года термин
стали употреблять и западные
страны, например, понятие «национальная
глобальная информационная инфраструктура»
ввели в США после известной
конференции Национального
В конце XX в. термины
информационное общество и информатизация
прочно заняли свое место, причём не только
в лексиконе специалистов в области
информации, но и в лексиконе политических
деятелей, экономистов, преподавателей
и ученых. В большинстве случаев
это понятие ассоциировалось
с развитием информационных технологий
и средств телекоммуникации, позволяющих
на платформе гражданского общества
(или, по крайней мере, декларированных
его принципов) осуществить новый
эволюционный скачок и достойно войти
в следующий, 21-й век уже в
качестве информационного общества
или его начального этапа.
27 марта 2006 года
генеральная Ассамблея ООН
Основные идеи
Учитывая глубину
и размах технологических и социальных
последствий компьютеризации и
информатизации различных сфер общественной
жизни и экономической
Необходимо отметить,
что ряд западных и отечественных
политологов и политэкономов
склоняется к тому, чтобы провести
резкую грань, отделяющую концепцию
информационного общества от постиндустриализма.
Однако, хотя концепция информационного
общества призвана заменить теорию постиндустриального
общества, ее сторонники повторяют
и дальше развивают ряд важнейших
положений технократизма, и традиционной
футурологии.
Симптоматично, что
ряд ведущих исследователей, сформулировавших
теорию постиндустриального общества,
как, например, Д. Белл, в настоящее
время выступает в качестве сторонников
концепции информационного
Как считает профессор
У. Мартин, под информационным обществом
понимается «развитое постиндустриальное
общество», возникшее прежде всего на
Западе. По его мнению, не случаен тот факт,
что информационное общество утверждается
прежде всего в тех странах — в Японии,
США и Западной Европе, — в которых в 60-х
— 70-х годах сформировалось постиндустриальное
общество.
У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
При этом Мартин особо
подчеркивает мысль о том, что
коммуникация представляет собой «ключевой
элемент информационного
Мартин отмечает,
что, говоря об информационном обществе,
его следует принимать не в
буквальном смысле, а рассматривать
как ориентир, тенденцию изменений
в современном западном обществе.
По его словам, в целом эта модель
ориентирована на будущее, но в развитых
капиталистических странах уже
сейчас можно назвать целый ряд
вызванных информационными
Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
В свете этих изменений,
как считает Мартин, "информационное
общество можно определить как общество,
в котором качество жизни так
же как перспективы социальных изменений
и экономического развития в возрастающей
степени зависят от информации и
ее эксплуатации. В таком обществе стандарты
жизни, формы труда и отдыха, система образования
и рынок находятся под значительным влиянием
достижений в сфере информации и знания.
В развернутом и
детализированном виде концепцию информационного
общества (с учетом того, что в
нее почти в полном объеме включается
разработанная им в конце 60-х —
начале 70-х годов теория постиндустриального
общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает
Белл, «в наступающем столетии решающее
значение для экономической и
социальной жизни, для способов производства
знания, а также для характера
трудовой деятельности человека приобретает
становление нового уклада, основывающегося
на телекоммуникациях. Революция в
организации и обработке
Качественно новым
моментом стала возможность управления
большими комплексами организаций
и производством систем, требующим
координации деятельности сотен
тысяч и даже миллионов людей.
Шло и продолжает идти бурное развитие
новых научных направлений, таких
как информационная теория, информатика,
кибернетика, теория принятия решений,
теория игр и т. д., то есть направлений,
связанных именно с проблемами организационных
множеств.
Одним из крайне неприятных
аспектов информатизации общества является
утрата информационным обществом устойчивости.
Из-за возрастания роли информации
малые группы могут оказывать
существенное влияние на всех людей.
Такое влияние, например, может осуществляться
через террор, активно освещаемый
СМИ. Современный терроризм это
одно из следствий снижения устойчивости
общества по мере его информатизации.
Возвращение устойчивости
информационного общества может
быть осуществлено через усиление политик
учетности. Одним из новых направлений
усиления политик учетности людей является
биометрия. Биометрия занимается созданием
автоматов способных самостоятельно узнавать
людей. После событий 11 сентября 2001 года
по инициативе США началось активное использование
международных паспортов с биометрической
идентификацией людей автоматами при
пересечении границ государств.
Вторым важнейшим
направлением усиления политик учетности
в информационном обществе является массовое
использование криптографии.
Примером может служить СИМ карта в сотовом
телефоне, она содержит криптографическую
защиту учетности оплаты абонентами арендуемого
у оператора канала цифровой связи. Сотовые
телефоны являются цифровыми, именно переход
на цифру позволил обеспечить всех желающих
каналами связи, но без криптографии в
СИМ картах сотовая связь не смогла бы
стать массовой. Операторы сотовой связи
не смогли бы надежно контролировать факт
наличия денег на счете абонента и операции
по снятию денег за пользование каналом
связи.
Россия
В деятельности органов
власти по разработке и реализации
государственной политики в области
развития информационного общества
в России можно выделить несколько
этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались
основы в сфере информатизации. Второй
этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой
приоритетов от информатизации к
выработке информационной политики.
Третий этап, который длится и поныне,
— этап формирования политики в
сфере построения информационного
общества. В 2002 году Правительством РФ
была принята ФЦП «Электронная Россия
2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок
развитию информационного общества
в российских регионах.
Особая роль в
обучении компьютерной грамотности
и освоении новейших информационных
технологий отводится к информатике,
которая с 1985 года изучается во всех
средних школах страны и с 1991 года
во всех высших учебных заведениях
России. С 2007 года все средние школы
России подключены к глобальной сети
Интернет и оснащены базовыми пакетами
программ по освоению компьютерной грамотности
и новейших информационных технологий,
используя проприетарное и открытое
программное обеспечение. В рамках Приоритетного
национального проекта «Образование»
осуществляется внедрение открытого отечественного
программного обеспечения и организация
компьютерно-правового ликбеза в вузах
и школах