Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:20, реферат
В последнее время на страницах газет и журналов, в выступлениях ученых-теоретиков и практиков все чаще встречаются такие понятия как информационное воздействие, информационная война, информационное оружие. Более того, высказываются мнения, что с наступлением третьего тысячелетия лидерство в мире будет определяться не столько экономическим потенциалом государства, сколько его способностью контролировать информационные процессы.
1. Введение 3
2. Классификация информационного оружия 4
2.1 Понятие и виды информационного оружия 4
2.2 Функции информационного оружия 8
3. Назначение и применение информационного оружия 11
3.1 Мировые информационные сети и информационное оружие 11
3.2 Информационное оружие, как средство ведения информационного противоборства 12
4. Практические мероприятия по защите от информационного оружия 14
Заключение 17
Список литературы 18
Чем более зависим противник от информационных систем при принятии решения, тем более он уязвим к вражескому манипулированию этими системами. Программные вирусы воздействуют только на те системы, в которых есть программы. Средства радиоэлектронной борьбы могут быть применены только против вооруженных сил, использующих радио и электронику. Электромагнитные пушки не будут воздействовать на вражеских курьеров. Хотя эти и предполагает, что только постиндустриальные государства или группы уязвимы в информационной войне, обратное также может иметь место по двум причинам. Во-первых, доиндустриальное или аграрное общество все-таки имеет уязвимые системы. Во-вторых, индустриальные общества могут приобрести большую часть их телекоммуникационной структуры у более развитых постиндустриальных обществ.
В государствах или группах с высоким уровнем развития техники набор целей атак на стратегическом уровне очень богат: телекоммуникации и телефония, космические спутники, автоматизированные средства ведения финансовой, банковской и коммерческой деятельности; энергосистемы; культурные системы; и весь набор оборудования и программ, на основании которых враг получает знания. Стратегические информационные системы в высокотехнологичных государствах часто дублируются на оперативном уровне. Все они уязвимы для атаки.
Информационная война не должна откладываться до тех пор, пока враждебность не станет открытой. Лидеры противника не захотят воевать, если они предполагают одно из следующего: что насилие - это плохо, или что у них не будет союзников, или что на них будут наложены санкции, препятствующие продолжению войны, или что их индустриальная база не сможет обеспечить победу в длительной войне, или что их вооруженные силы не готовы.
3. Назначение и применение информационного оружия
3.1 Мировые информационные сети и информационное оружие
В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно увеличивается число компьютерных преступлений, реальной стала угроза информационных атак на более высоком уровне для достижения политических и экономических целей.
Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания Национальной и Глобальной информационных инфраструктур, так как основу практически всех направлений международной и внутренней политики США составляет идея лидерства этой страны в мире. Технологические достижения США совместно с сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой задачи. Уязвимость национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих своим пользователям работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по безопасности, созданной по распоряжению министра обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и завершившей свою работу в феврале 1994 года, говорится:
"...Уже признано, что сети
передачи данных превращаются в поле битвы
будущего. Информационное оружие, стратегию
и тактику применения которого еще предстоит
тщательно разработать, будет использоваться
с "электронными скоростями" при
обороне и нападении.
Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны...".
3.2. Информационное оружие, как средство ведения информационного противоборства
В России уже появился
ряд концептуальных документов, рассматривающих
информационные угрозы национальной безопасности.
Прежде всего это "Концепция национальной
безопасности Российской Федерации"
и "Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации". Так, в "Концепции"
четко определены угрозы стране в информационной
сфере. Это "стремление ряда стран к
доминированию в информационном пространстве,
вытеснению России с внешнего и внутреннего
информационного рынка; разработкой рядом
государств концепции информационных
войн, предусматривающей создание средств
опасного воздействия на информационные
сферы других стран мира; нарушение нормального
функционирования информационных и телекоммуникационных
систем, а также сохранности информационных
ресурсов, получение несанкционированного
доступа к ним".
Информационное пространство фактически
стало театром военных действий, где каждая
противоборствующая сторона стремится
получить преимущество, а в случае необходимости
разгромить противника.
В рамках информационной войны проводятся мероприятия наступательного и оборонительного характера.
Соответственно совершенствуются уже существующие и активно разрабатываются новые оборонительные и наступательные средства ведения информационного противоборства, которые позволят достичь информационного превосходства над противником.
Информационная инфраструктура России в виду ряда причин является уязвимой от воздействия наступательных средств ведения информационного противоборства, получивших название "информационное оружие". К этим причинам "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" относит:
отсутствие единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России;
недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности России;
увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию создания конкурентоспособных российских информационных технологий;
монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры и т. д.
4. Практические мероприятия по защите от информационного оружия
Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к мировым открытым сетям следует рассматривать, прежде решив вопрос национальной информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому информационному пространству страну ожидает экономическое отставание. Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым сетью Internet, дает возможность преодоления международной экономической и культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры. Однако следует учитывать, что участие России в международных системах телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности. Особенно остро проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед странами, которые технологически отстают в области информационных и телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее состояние российской экономики, неразвитость информационной инфраструктуры, неподготовленность российских пользователей к эффективной работе в сетях открытого информационного обмена не позволяют реализовать полноценное участие страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями новых технологий. Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий этого направления. Кроме того, должен соблюдаться принцип постепенности вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями, экономическими и технологическими возможностями.
Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.
Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения информационного оружия необходимо принять следующие меры:
защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу информационных ресурсов;
обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;
защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;
сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и необходимой доступности).
Практические мероприятия программного характера по защите от информационного оружия:
Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе посредством Internet; координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; организация международного сотрудничества.
Разработка государственной программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов.
Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных сетях.
Разработка национального законодательства в части правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации. Активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей.
Заключение
Таким образом, создание единого глобального информационного пространства, являющееся естественным результатом развития мировой научно-технической мысли и совершенствования компьютерных и информационных технологий, создает предпосылки к разработке и применению информационного оружия. Владение эффективным информационным оружием и средствами защиты от него становится одним из главных условий обеспечения национальной безопасности государства в XXI веке.
По мере того, как растет зависимость от информационных систем, вооруженные конфликты, организуемые террористами, религиозными экстремистами, враждебными бизнесменами, против информационных систем будут составлять реальную угрозу. Информационное оружие в их руках может быть направлено на энергосистемы или средства связи, обслуживающие конечную цель. Одновременные атаки на различные узлы могут иметь стратегический эффект. То есть они могут воздействовать на знания и волю лидеров.
Очевидно, что та сторона, которая располагает большим объемом информации о противнике, лучше подготовлена к войне. Важно учитывать особенности национальной культуры противника, способы подачи и восприятия им информации. В настоящее время знание того, как противостоящая сторона использует информационные системы (коммуникационные сети, базы данных), а также алгоритмы систематизации знаний и принятия решений, имеет исключительное значение.
Список литературы
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М., 2011.
Шаравов И. Информационное оружие // Оружие, стратегия. - 26 июня 2010.
Шафрански Р. Теория информационного оружия. / Пер. В. Казеннова. - М., 2007.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, М., 2010 г.
Советская военная энциклопедия, М., 1978 г. т. 6. ИНФО-ТАСС. - 1999 г. 31 марта.
Газета "Независимое военное обозрение", 17 июля 2004 г.
Иванов Д. А., СавельевВ. П., Шеманский П. В., Основы управления войсками, М., 2006.
Вопросы научного руководства в Советских Вооруженных Силах, М., 2008
«Theory of Information Warfare» Preparing For 2020 by Colonel Richard Szafranski, USAF