Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:02, дипломная работа
Компьютерная информационная модель. Основным инструментом современной информатики является компьютер. Поэтому информационное моделирование в информатике — это компьютерное моделирование, применимое к объектам различных предметных областей. Компьютер позволил ученным работать с такими информационными моделями, исследование которых было невозможно или затруднено в докомпьютерные времена. Например, метеорологи могли и 100 лет назад написать уравнения для расчёта прогноза погоды на завтра. Но на решение их потребовалось бы много лет. И лишь с помощью компьютера появилось возможность рассчитать прогноз погоды прежде, чем наступит завтрашний день.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
Глава 1. Информационные модели................................................................................5
1.1.Понятие информационной модели.........................................................................5
1.2. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы..............................................5
1.2.1. Граф.........................................................................................................................6
1.2.2. Иерархические структуры (деревья)...................................................................8
1.2.3. Таблицы................................................................................................................11
1.3. Пример структуры данных — модели предметной области..............................15
1.4. Алгоритм как модель деятельности......................................................................18
Глава 2. Система управления базами данных (СУБД) MicrosoftAccess..............23
2. 1. Назначение и преимущество СУБД MSAccess..................................................23
2. 2. Запуск программы и основные элементы главного окна Access......................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................30
Система основных понятий
1.3. Пример структуры данных — модели предметной области
Разберём пример на построение структуры данных, являющейся информационной моделью реальной системы. В качестве объекта моделирования (реальной системы) выберем процесс приёма в высшее учебное заведение. Пусть это будет университет.
Построение модели начинается с системного анализа предметной области. В данном случае предметной областью является работа приёмной комиссии университета. Представим себя в роли системных аналитиков и начнём работу.
Поставленная нами задача является не простой. Процесс приёма в университет проходит через несколько стадий. Опишем их.
Все эти этапы связаны с
На подготовительном этапе от нашей информационной модели в первую очередь потребуется сведения о плане приёма в университет: на каких факультетах, какие специальности открыты для поступления; сколько человек принимается на каждую специальность. Кроме того, абитуриентов (и их родителей) интересует: какие вступительные экзамены сдаются на каждом факультете, какие — засчитываются по результатам ЕГЭ.
Рис. 7. Иерархия данных об университетах и абитуриентах
На втором этапе приёмная комиссия будет получать и обрабатывать информацию, поступающую от абитуриентов, подающих заявления в университет.
На третьем этапе приёмная комиссия будет заносить в информационную базу результаты вступительных экзаменов (или ЕГЭ) для каждого поступающего.
Наконец, на четвёртом этапе в систему вносятся окончательные результаты приёма: сведения для каждого абитуриента о том, поступил он в университет или нет.
Все данные, о которых говорилось выше, могут быть объединены в трёх уровневую иерархическую структуру, представленную в виде графа на рис. 7. За каждой из вершин этого графа кроется совокупность данных по каждому из названных (записанных в овале) объектов. Эти совокупности данных сведём к таблицам, т. е. получим структуру данных в форме табличной модели.
Для каждого уровня дерева создаётся
таблица своего типа. Вот как выглядят
таблицы для уровней
Таблица 7. Факультеты
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
экономический |
Математика |
география |
русский язык |
исторический |
история Отечества |
иностранный язык |
сочинение |
юридический |
русский язык |
иностранный язык |
обществознание |
… |
… |
… |
… |
Таблица 8.Специальности
Название специальности |
Название факультета |
План приёма |
финансы и кредит |
экономический |
25 |
бухгалтерский учёт |
экономический |
40 |
история |
Исторический |
50 |
политология |
Исторический |
25 |
юриспруденция |
Юридический |
60 |
социальная работа |
Юридический |
25 |
… |
… |
… |
Таблицы 7 и 8 представляют собой экземпляры таблиц ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. При описании структуры таблицы достаточно указать её имя и перечислить заголовки всех столбцов.
Третий уровень дерева начинает формироваться на втором этапе работы приёмной комиссии. В это время абитуриенты пишут заявления о допуске к поступлению, сдают необходимые документы (копии паспорта, школьного аттестата и др.), заполняют анкету. Каждому абитуриенту присваивается его личный
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приёма |
идентификатор — номер регистрации. Далее под этим номером он будет фигурировать во всех документах.
На каждого абитуриента
Всю таблицу с перечисленными данными назовём АБИТУРИЕНТЫ.
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Законченное учебное заведение |
Название специальности |
Производственный стаж |
Медаль |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
Зачисление |
У вас может возникнуть вопрос: как в трёх полученных таблицах отражена связь между ними, которая явно отражена на графе рис. 7? Такая связь между таблицами существует за счет имеющихся в них общих (совпадающих) полей. В таблицах ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ есть общее поле «Название факультета». В таблицах СПЕЦИАЛЬНОСТИ и АБИТУРИЕНТЫ общим полем является «Название специальности». Благодаря этому всегда можно понять, на какую специальность поступает данный абитуриент, а через информацию о специальности можно узнать, на какой факультет он поступает. Здесь предполагается, что названия специальностей на разных факультетах не повторяются, как это и принято в вузах.
Подведём итог: нами построена структура данных, состоящая из трёх взаимосвязанных таблиц, являющаяся табличной формой информационной модели предметной области «Приёмная кампания в университете».
1.4. Алгоритм как модель деятельности
Что такое алгоритмическая модель
Попробуем разобраться, почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует.
Как вам известно, алгоритм — это понятие и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящую к поставленной цели. Из определения следует, что поставленная цель достигается через деятельность (последовательность действий) некоторого исполнителя.
Этапы деятельности от определения цели (постановки задачи) до получения результата такие:
Где же здесь место алгоритму? Алгоритм — это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности элементарных действий, который должен совершить исполнитель. Но всякий план или описание есть информационная модель. Следовательно:
Такую модель будем называть алгоритмической.
В схематическом виде четыре описанных этапа представлены на рис. 8.
Рис. 8. Этапы движения от цели к результату
Чтобы построить реальный план-алгоритм, который окажется выполнимым, нужно точно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются системой команд исполнителя (СКИ). Составляя алгоритм, нельзя выходить за рамки СКИ. В этом состоит свойство понятности алгоритма.
Оказывается гораздо проще построить алгоритм для программно управляемого автомата (в том числе компьютера), чем для человека. Для автомата СКИ — это строго определённый конечный набор команд, заложенный в него конструкторами. Поэтому алгоритм представляет собой точное описание его работы, и автомат выполняет работу, формально следуя указаниям алгоритма. Для управления автоматом или компьютером нетрудно придумать формализованный язык описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования, а алгоритм, представленный на языке программирования, называется программой.
Сложное дело обстоит с человеком, которого трудно назвать формальным исполнителем. И что совершенно очевидно, СКИ человека невозможно полностью описать.
Пример алгоритмической модели
Обсудим описанные выше проблемы на конкретном примере.
Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать это число за наименьшее количество вопросов.
Запишем алгоритм угадывания числа методом половинного деления, ориентированный на исполнителя-человека.
АлгоритмУгадывание числа
Дано : диапазон чисел от А до В
Надо : угадать число X, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления
Начало
Конец
В этом примере использовано словесное описание алгоритма. Данный алгоритм ориентирован на исполнителя-человека, а не на компьютер. Поэтому здесь нет никаких вводов, присваиваний, вывод и прочих формальных команд компьютерного алгоритма. Как уже отмечено выше, один человек его сможет исполнить, а другой — нет.
Алгоритм, составленный для компьютера
и переведённый на язык программирования,
будет точно исполнен любым компьютером,
«понимающим» этот язык. На рис. 9 приведён
алгоритм поиска числа методом половинного
деления для исполнителя-
Напомним основные правила изображения блок-схем.
Блок-схема — это
нет да
да нет |
Алг Половинное деление Цел A, B, X Начало Ввод A, B, X ПокаA≠B, повторять Нц ЕслиX≤ (A+B) / 2 ТоB: =ЦЕЛ ((A+B) / 2) ИначеA: =ЦЕЛ ((A+B) / 2) +1 Кв Кц Вывод A Конец |
Рис.9. Алгоритм «Половинное деление»
В прямоугольниках на блок-схемах записываются команды — действия, в ромбах — условия, определяющие направление дальнейшего исполнения команд; в овалах — начало или конец исполнения алгоритма. Здесь можно говорить о пути прохождения графа в ходе выполнения алгоритма. Любой путь начинается от вершины «Начало» и заканчивается выходом на вершину «Конец». Внутри же путь может быть разным в зависимости от исходных данных и от результатов проверки условий.
Блок-схема и алгоритмический
язык — это две разные формы
представления алгоритмической
модели. Блок-схема — графическая
форма, алгоритмический язык — текстовая
форма. Блок-схема обладает большей
наглядностью, на ней легче увидеть
структуру алгоритма. Алгоритмический
язык ближе по форме к языкам программирования.
От записи алгоритма на алгоритмическом
языке легко перейти к записи
программы на языке программирования.
которая называется структурным программированием. Современные языки программирования позволяют легко переходить от описания алгоритма к программе, если алгоритм построен структурно. Поэтому наиболее рациональной моделью деятельности исполнителя является структурная алгоритмическая модель.
Не составит большого труда запрограммировать описанный выше алгоритм на каком-нибудь языке программирования, например на Паскале или Бейсике.
Трассировка алгоритма — модель работы процессора
Для того чтобы проверить правильность алгоритма, изображённого на рис. 9, совсем не обязательно переводить его на язык программирования и выполнять тесты на компьютере. Протестировать алгоритм может и человек — путём трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора, исполняя каждую команду алгоритма занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Построим трассировочную таблицу для алгоритма «Половинное деление». Выберем интервал угадываемых чисел от 1 до 8.