Информационные системы слежения, связи и диспетчеризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:04, реферат

Описание

Связь, информационные системы, являясь важным элементом воспроизводственного процесса в глобальном масштабе, представляют собой совокупность отраслей, объединенных общим целевым назначением — обработкой, хранением, передачей и распределением различного рода информации. Они служат стержнем системы управления хозяйственными процессами. Связь — составная часть быстро развивающейся информационной сферы на всех уровнях, как на национальном, так и на глобальном.

Содержание

Введение. 3
Системы слежения, связи и диспетчеризации. 5
Система спутниковой навигации. 8
Вывод. 12
Список использованной литературы: 13

Работа состоит из  1 файл

реферат УИР.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
ПО УПРАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

 на  тему:

Информационные системы слежения, связи и диспетчеризации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка Алексеева Янина Александровна 
группа № 369/2

Проверила: Пилюгина Елена Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2010

Оглавление: 

      Введение.

      Появление мировых по масштабам систем производства ведет к расширению пространственных масштабов деятельности компаний, вовлеченных в международное производство. Международное производство ТНК в большинстве случаев представляет комплексные, развитые и высоко координированные цепи производства и распределения. Вертикальная интеграция и внешние связи — две основы функционирования международных компаний — не могут осуществляться без развитой информационной системы.

      Связь, информационные системы, являясь важным элементом воспроизводственного процесса в глобальном масштабе, представляют собой совокупность отраслей, объединенных общим целевым назначением — обработкой, хранением, передачей и распределением различного рода информации. Они служат стержнем системы управления хозяйственными процессами. Связь — составная часть быстро развивающейся информационной сферы на всех уровнях, как на национальном, так и на глобальном.

      Усложнение  структуры хозяйственных комплексов, высокая взаимозависимость отраслей хозяйства, отдельных предприятий  на национальном и международном  уровнях требуют оптимизации систем управления. В быстро меняющихся условиях важное значение приобретают оперативность принятия экономических решений, точность и своевременность получения информации, что вызывает быстрый рост и совершенствование связи.

      Следует отметить, что ключевое направление развития информатики в современных условиях – телематика, т.е. интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров. В ее функцмонировании большое значение имеют:

    • Междкнародные телекоммуникационные сети: INTERNET, RELCOM и другие;
    • Международные стандарты электронного обмена данными EDI, у EDIFACT;
    • Спутниковые системы связи и навигации Inmarsat- C, Euteltracs, Prodat, GPS.

Интеграция информационных систем всех участников транспортных систем, в том числе поставщиков, перевозчиков, экспедиционных компаний и потребителей обеспечивает:

    1. обмен информацией между участниками доставки товара.
    2. контроль доставки товара в режиме реального времени.
    3. быстрое принятие согласованный решений в случае возникновения непредвиденных ситуаций во время доставки.
    4. оперативное управление транспортно- логистическими операциями.
    5. оценка эффективности выполненной доставки товара.

Системы слежения, связи и  диспетчеризации.

      Разновидностью  Интеллектуальных Транспортных Систем (ITS) являются системы связи, диспетчеризации и слежения за подвижными объектами, получившими на западе название Automatic Vehicle Location Systems (системы AVL),позволяющие решать задачи безопасности, навигации и мониторинга подвижных объектов.

      Сферы практического применения таких  систем достаточно разнообразны. Это - диспетчеризация грузоперевозок наземным транспортом, управление парком автомобилей, организация движения пассажирского  транспорта, охрана грузов и водителей, защита от угона и возврат угнанных автомобилей, мониторинг удалённых подвижных объектов, начиная от скоропортящихся грузов и заканчивая природными объектами и ресурсами, туризм, а также военные приложения.

      Структура спутниковых систем позиционирования подвижных объектов известна и в целом неизменна. Любая система обязательно имеет следующие пять функциональных компонентов:

      1. Подсистема спутниковой навигации. 

      Местоопределение  производится на борту. При использовании  приёмника GPS и/или GLONASS точность местоопределения – 30 м, если приёмник сертифицирован в России, то есть искусственно загрублён. Если применяется местоопределение по геостационарному спутнику системы Euteltracs, то точность существенно ниже – 100 м, а в некоторых случаях до полукилометра.

      2. Подсистема связи (передачи данных и – при необходимости – голосовых сообщений).

      Способы связи могут быть различны: спутниковая (через геостационарный спутник  или низкоорбитальную группировку), сотовая стандарта GSM (с учетом роуминга), транковая, специальная. Передача данных между центром управления и бортом, а также от станции спутниковой связи в центр управления может осуществляться через интернет. Выбор способа связи и конкретного оператора зависит от назначения системы и территории, где она эксплуатируется.

      3. Подсистема бортовых датчиков и/или сигнальных устройств у водителя.

      В простейшем случае это 2-3 кнопки и зуммер для подтверждения, что сообщение  принято. В других случаях число  и набор датчиков и требования к их установке и подключению  сильно варьируются в зависимости от назначения системы и условий её работы. Требуемую гибкость призван обеспечить бортовой контроллер.

      Необязательные  компоненты бортового оборудования: система идентификации водителя (автовладельца), система «hands free», система  скрытного прослушивания салона, система автономного питания, а также всевозможные исполнительные устройства.

      4. Бортовой контроллер.

      Может быть более или менее «умным», иметь возможность программирования. Предназначен для управления навигационным  приёмником и радиопередающим устройством, коммутации бортовых датчиков, первичной обработки информации и формирования пакетов данных для передачи в центр управления, а также – при необходимости – для формирования управляющих сигналов на исполнительные устройства при получении соответствующих команд из центра управления. Имеет встроенную память – «чёрный ящик». Если предусмотрена навигация на борту, то к контроллеру подключается карманный компьютер или другое средство отображения.

      5. Центр управления.

      Специальное оборудование может включать в себя антенну и модем для приёма сообщений с бортов. Картографическая основа может быть различной. При этом наибольшее значение имеет не визуализация, а качество программного обеспечения и удобство интерфейса. Диспетчер должен с первого взгляда видеть, что происходит со всеми объектами, входящими в систему. Детали можно узнать и потом. По-видимому, наилучшая конфигурация рабочего места диспетчера включает 2 монитора: на одном карта, на другом таблица и журнал. Это поможет избежать лишних потерь времени и путаницы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Система спутниковой навигации.

      Одной из распространенных систем мониторинга  грузов и транспортных средств являются бездокументарные информационные системы  слежения, связи и диспетчеризации  транспорта на базе спутниковых систем навигации и связи.

      Принцип работы таких систем заключается  в следующем: для передачи радиочастотного  сигнала используются технические  и информационные возможности Международной Спутниковой Системы Мобильной связи Inmarsat-C, либо Европейской Спутниковой Системы Мобильной связи Euteltracs, навигационной системы GPS/ Navstar, низкоорбитальной системы GLOBALSTAR, работающей по принципу «трубка-трубка», либо среднеорбитальной системы ICO Global. Приемник сигналов GPS, расположенный на подвижном объекте, позволяет определять его координаты и скорость. Информация передается на диспетчерский пункт. Навигационная информация дополняется данными с различных сенсорных датчиков в автомобиле, определяющих техническое состояние ТС, состояние груза, степень безопасности водителя и ТС. Высокоточная информация о скорости и местоположении транспортного средства накладывается на электронные дорожные карты на центральной рабочей станции, осуществляющей слежение и диспетчеризацию.

      Таким образом, любое транспортное средство может быть точно и однозначно определено, независимо от того, где  оно находится. Информация о местоположении, скорости и состоянии ТС сохраняется  в БД и может быть использована в аналитических целях. Скорость поступления информации о каждом ТС такова, что диспетчер контролирует обстановку практически в реальном режиме времени. При этом диспетчер контролирует процессы приема/выдачи заказа, информацию о прибытии, загрузке, отправлении и разгрузке ТС, а также заправки топливом, ремонта, технического обслуживания.

      Наиболее  распространенными в Европе системами GPS мониторинга транспортных потоков  являются следующие:

      PC VTRAK предназначена для работы  с растровыми ( сканированными) картами и способна отображать в режиме реального времени до 35 единиц транспортных средств в виде условного значка на карте. С помощью этой системы осуществляется слежение за выбранным транспортным средством, вывод его географических координат, курса и скорости в текстовом виде. На карте может быть отображено направление движения (вектор) ТС, предусмотрена также возможность сигнализации системы при отклонении ТС от заданного маршрута. Получение координат с транспортного средства возможно в режиме разделения времени или по запросу диспетчера. На растровых картах возможно нанесение отдельных точечных объектов, линий, путевых точек. Преимуществом данной системы GPS мониторинга является возможность её подключения практически к любой радиостанции диапазона от УКВ до СВ.

      GPS/AVL SUBSYSTEM разработана для работы  как с растровыми, так и с  векторными картами и обладает  возможностями отображения различных  информационных слоев ( дороги, кварталы, дома и т.д.). При использовании  данной системы диспетчер имеет  возможность определения положения точки на карте по почтовому адресу, а также, при наличии в БД карты соответствующей информации, отображения адреса заданной точки. В режиме реального времени отображается группа ТС в виде условных значков в одном или нескольких картографических окнах на экране компьютера, что позволяет осуществлять слежение за выбранной группой ТС. Программой предусмотрено отображение географических координат, курса, скорости и почтового адреса местоположения объекта (ТС), а также отображение в текстовом виде состояния датчиков, установленных на ТС. С помощью данной системы осуществляется двусторонний обмен текстовыми сообщениями между диспетчером и водителем. Данная информационная система позволяет подключать прикладные программы, созданные пользователем. Предусмотрен режим автоматического выключения радиостанции после выключения зажигания, а также сигнализация о прекращении передачи информации с ТС. Скорость обновления информации – до пяти объектов в секунду.

      Существует  целый ряд программ с возможностями  не столь широкими, но позволяющими осуществлять GPS мониторинг сравнительно небольшого количества транспортных средств. К ним относятся:

      BLACK BOX, с помощью которой можно  планировать маршрут, проводить  учет показателей работы водителя, обмениваться электронными уведомлениями и предварительными документами с таможней, поддерживать связь с централизованной БД, распознавать местоположение ТС, осуществлять двустороннюю передачу данных. В т.ч. и через спутник.

      СIT позволяет определять местоположение объекта с точностью до 10 м, осуществлять речевое оповещение об опасностях, ограничениях и пр.. поддерживать и пополнять БД по выбранному маршруту, осуществлять клавиатурный ввод маршрута в памятку для водителя.

      LOGIQ DISPATCH поддерживает оперативную связь  с ТС, контролирует его местоположение на электронной карте, контролирует состояние автомобиля и груза по данным с сенсорных датчиков , т и

      EUTEL-TRACS обеспечивает регулярное автоматическое  определение местоположение всех  объектов мониторинга, автоматическое  получение и хранение информации даже в отсутствие диспетчера, возможность радио и телефонной связи с ТС, возможность текстовой связи, дистанционный контроль параметров автомобиля и груза, подачу и прием сигнала тревоги в чрезвычайной ситуации.

Информация о работе Информационные системы слежения, связи и диспетчеризации