Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе рассмотрена роль корпоративной ИС в фирме относительно формирования стоимости выпускаемой продукции.
Информационные системы в фирме
В любой фирме желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих в фирме систем и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей.
На основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей в фирме создаются корпоративные ИС. Подобные ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.
Рассмотрим роль корпоративной
ИС в фирме относительно формирования
стоимости выпускаемой
Информационные системы в
Информационная система может иметь наибольший эффект, если фирму рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов или услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влияние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов фирмы.
Примеры информационных систем
Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:
Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например, в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.
Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом, экономятся огромные деньги на хранении товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.
Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.
Например, информационная
система, установленная в фирме
по сдаче автомашин внаем, отслеживает
местонахождение, стоимость и техническое
состояние парка прокатных
Информационные системы автоматизации технологии («менеджмент уступок»). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.
Например, информационная система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.
Другой пример. Информационная
система банка обеспечивает все
виды оплат по счетам его клиентов.
Она умышленно сделана
Виды информационных систем в фирме
Так как имеются различные интересы, особенности
и уровни в организации, существуют различные
виды информационных систем. Никакая единственная
система не может обеспечивать потребности
во всей информации организации. Рисунок 5 поясняет способ описания
видов информационных систем, лежащих
в основе организации. На этом рисунке
организация разделена на уровни: стратегический,
управленческий, знания, и эксплуатационный
и затем далее разделена на функциональные
области типа продажи и маркетинга, производства,
финансов, бухгалтерского учета, и человеческих
ресурсов. Системы создаются, чтобы обслужить
эти различные организационные интересы.
Различные организационные уровни обслуживают
четыре главных типа информационных систем:
системы с эксплуатационным уровнем, системы
уровня знания, системы уровня управления,
и системы со стратегическим уровнем.
Системы
уровня знания поддерживают работников
знания и обработчиков данных в организации.
Цель систем уровня знания состоит в том,
чтобы помочь деловой фирме интегрировать
новое знание в бизнес и помогать организации
управлять потоком документов. Системы
уровня знания, особенно в форме рабочих
станций и офисных систем, сегодня являются
наиболее быстрорастущими приложениями
в бизнесе.
Системы
эксплуатационного уровня поддерживают
управляющих операциями, следят за элементарными
действиями организации, типа продажи,
платежей, обналичивают депозиты, платежную
ведомость, кредитуют решения, и поток
материалов на фабрике. Основная цель
систем на этом уровне состоит в том, чтобы
ответить на обычные вопросы и проводить
потоки транзакций через организацию.
Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация
вообще должна быть легко доступна, оперативна
и точна.
Системы уровня управления разработаны,
чтобы обслуживать контроль, управление,
принятие решений, и административные
действия средних менеджеров. Основное
вопросы, адресованные к ним: хорошо ли
работают объекты? Системы уровня управления
обычно обеспечивают периодические доклады
очень быстро. Пример – система управления
перемещениями, которая сообщает относительно
перемещения общего количества, равномерности
работы торгового отдела и отдела, финансирующего
затраты для служащих во всех разделах
компании, отмечая везде, где фактические
издержки превышают бюджеты.
Некоторые системы уровня управления
поддерживают необычное принятие решений.
Они имеют тенденцию, чтобы сосредоточиться
на менее структурных решениях, для которых
информационные требования не всегда
ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы
"что, если?". Что произойдет с производственным
календарным планом, если мы должны удвоить
продажу в декабре? Что случилось бы с
нашим дивидендом, если оплата будет отсрочена
в течение шести месяцев? Ответы на эти
вопросы часто требуют новых данных снаружи
организация, также как данных изнутри,
которые не могут быть получены от существующих
систем с эксплуатационным уровнем.
Системы
стратегического уровня есть инструмент
помощи руководителям высшего уровня
и подготавливают стратегические исследования
и длительные тренды, и в фирме и в деловом
окружении. Их основное назначение приводить
в соответствие изменения в условиях эксплуатации
с существующей организационной возможностью.
Каков будет уровень занятости через пять
лет? Каковы длительные промышленные финансовые
тренды, и где наши подъемы и спады? Какие
изделия мы должны производить через пять
лет?
Информационные системы могут также быть дифференцированы функциональным образом. Главные организационные функции, типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, и человеческих ресурсов, обслуживаются собственными информационными системами. В больших организациях, подфункции каждой из этих главных функций также имеют собственные информационные системы. Например, функция производства могла бы иметь системы для управления запасами, управления процессом, обслуживания завода, автоматизированной разработки, и материального планирования требований. Типичная организация имеет системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания, и стратегическую – для каждой функциональной области. Например, коммерческая функция вообще имеет коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Систем уровня знания создает содействующие дисплеи для демонстрации изделий фирмы. Системы уровня управления отслеживают ежемесячные коммерческие данные всех коммерческих территорий и докладывают относительно территорий, где продажа превышает или падает ниже ожидаемых уровней. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень.