Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:53, реферат
В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией[1].
Информационная система
Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле
информационная система есть совокупность
технического, программного и организационного
обеспечения, а также персонала,
предназначенная для того, чтобы
своевременно обеспечивать надлежащих
людей надлежащей информацией[1].
Так же в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Одно из наиболее широких определений ИС дал М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».
В узком смысле информационной
системой называют только подмножество
компонентов ИС в широком смысле,
включающее базы данных, СУБД и специализированные
прикладные программы. ИС в узком
смысле рассматривают как программно-
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».
В идеале в рамках
предприятия должна функционировать
единая корпоративная информационная
система, удовлетворяющая все
1 Классификации информационных систем
1.1 Классификация по архитектуре
1.2 Классификация по степени автоматизации
1.3 Классификация по характеру обработки данных
1.4 Классификация по сфере применения
1.5 Классификация по охвату задач (масштабности)
2 Примечания
3 См. также
4 Литература
Классификации информационных систем
Классификация по архитектуре
По степени распределённости отличают:
настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:
файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.
В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.
В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным ПО.
Классификация по степени
автоматизации
По степени автоматизации ИС делятся на:
автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
автоматические: информационные
системы, в которых автоматизация
является полной, то есть вмешательство
персонала не требуется или требуется
только эпизодически.
«Ручные ИС» («без компьютера»)
существовать не могут, поскольку существующие
определения предписывают обязательное
наличие в составе ИС аппаратно-программных
средств. Вследствие этого понятия
«автоматизированная
Классификация по характеру обработки данных
По характеру обработки данных ИС делятся на:
информационно-справочные,
или информационно-поисковые
ИС обработки данных,
или решающие ИС, в которых данные
подвергаются обработке по сложным
алгоритмам. К таким системам в
первую очередь относят
Классификация по сфере применения
Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:
Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.
Медицинская информационная
система — информационная система,
предназначенная для
Географическая информационная
система — информационная система,
обеспечивающая сбор, хранение, обработку,
доступ, отображение и распространение
пространственно-
Классификация по охвату задач (масштабности)
Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.
Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.