Информационные технологии в юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:49, контрольная работа

Описание

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.
Как известно под правотворчеством понимается деятельность государства по разработке, подготовке и, принятию нормативных правовых актов.
Правотворчество, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.

Содержание

Введение…………………………………………………..………….………3
2. Содержание понятия «информационные технологии»…………………..8
3. Назначения и задачи информатизации
правотворческой деятельности…………………………………………….9
4. Основные направления информатизации
правотворческой деятельности…………………………………………...11
5. Современные информационные технологии, используемые
в процессе поиска, и систематизация законодательства………………..13
6. Автоматизированные справочные правовые системы
Государственной Думы РФ и Совета Федераций
Федерального Собрания……………………………………………….…18
7. Заключение…………………………………………………………………22
8. Список используемой литературы…………………………………….…23

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по информационным технологиям в юридической деятельности.docx

— 48.37 Кб (Скачать документ)

Нормативные акты принимаются  различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих  законов и подзаконных актов, которые порой могут между  собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены  в соответствующую систему.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Необходимо отметить, что  единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два  плана - внешний и внутренний.

С одной стороны, систематизация законодательства - это внешнее объединение  нормативных актов в единую, согласованную  систему, которая облегчает поиск  и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и  устранить несогласованность между  ними, пробелы правового регулирования  определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым  укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования  правового регулирования.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Создание эффективного инструмента  учета и поиска правовых актов  очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения  правовой информации в стране.

До недавнего времени  процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных  актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.

В настоящее время с  развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием  автоматизированных информационно-поисковых  систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.

Автоматизированные информационно-поисковые  системы позволяют хранить и  обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч  нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет  свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных  преимуществ по сравнению с традиционными  видами учета нормативных актов:

а) учитывая, что в них  закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации, при обращении к ним можно получить любую справку;

б) оперативность получения  требуемой информации и т.д.

5. Современные  информационные технологии, используемые

в процессе поиска, и систематизация законодательства.

Средства новых информационных технологий — это программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие  на базе компьютерной техники, а также  современные средства и системы  информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, созданию, накоплению, хранению, обработке и передачи информации.

Принципы формирования сетевых  информационных хранилищ:

- однократный ввод и многократное использование информации;

- обязательное пополнение ресурсов;

- работа в режимах on-line, off-line;

- выполнение многократных запросов (как узкотематических, так и широких по тематике).

Платформа – это электронный архив с модульной структурой и интеграцией с SQL-сервером (или LDAP-каталогом). Применяемые технологии: файл-сервер, клиент-сервер.

Операционные системы: Win 98SE, Windows ME, Windows NT.

IP-адрес (взаимодействие сетей), URL-адрес (унифицированный указатель ресурсов).

Программные средства:

  1. браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator);
  2. электронная почта, списки рассылки (E-mail, Internet Mail, WWW-mail, FTP-mail);
  3. телеконференции (BMail, Internet News);
  4. коммуникационные программы (Telnet, Terminal, UUPC).

Протоколы:

    • http – передача гипертекста (служба WWW);
    • ftp – передача файлов (служба FTP);
    • smtp, pop3 – передача почты (входящая, исходящая);
    • nntp – передача новостей.

Технология работы с браузером  Internet Explorer:

- Сервисные возможности (свойства, адрес, поиск).

- Работа с Web-страницами (язык HTML, теги).

- Мультимедиа (встраивание объектов).

- Работа с системным журналом.

- Сохранение Web-страниц.

- Настройка окон.

Поиск информации

Способы поиска:

  1. Прямой (по ключевым словам); простота, медлительность.
  2. Индексный; высокая скорость, но требуется предварительная индексация.
  3. Аннотированный (по поисковым образам); обеспечивает однозначное соответствие тематике, но небольшая скорость.

Приемы поиска:   простой; расширенный, контекстный, специальный.

Поисковые указатели:

  1. Яндекс (www.yandex.ru) – безусловный лидер по уровню актуальности; 27 млн. страниц.

Обеспечивает поиск по одному слову  < снег > и по группе слов

< +слово1+слово2 >.

Пробел выполняет функции  оператора И, аналогично  символ  <_&_>.

Знаки исключения:

      • строгое  < – >; 
      • из предложения  < ~ >;
      • из всего документа < ~~ >.

Знак объединения ИЛИ, аналогично символ < I >.

Поиск во всем документе  < && >.

Указание расстояния (в  пробелах)  < ±n >.

Специальный поиск:

      • в заголовках < & >;
      • по отдельным элементам  < # > (например, по ключевому слову

      # keyword=выражение).

Ранжирование: уточняющее слово  или весовой коэффициент «<– ».

  1. Апорт (www.aport.ru) – использует информацию из каталога, прошедшего ручную обработку @Rus, поэтому выдает результаты с высокой степенью релевантности.

 

Каталог «ListRu» (www.list.ru) -  ведущий каталог России: 18 категорий, 100 тыс. ссылок.

Англоязычные системы:

Yahoo! (www.yahoo.com) – самый крупный каталог Интернет: 1 млн. ресурсов, 150 редакторов.

AltaVista (www.alta.vista.com) – поисковый указатель.

Fast Search (www.alltheweb.com ) – самый крупный и самый быстрый указатель в мире: 600 млн. страниц; нет рекламы.

Технологии Интернет

Локальные сети: EtherNet, ArcNet, Token Ring.

Электронная почта: Web-mail, E-mail, USA.net, Яндекс-почта, Outlook Express.

Возможности Outlook Express:

отправка, получение, запись в адресной книге, распределение  по папкам (входящие, исходящие, отправленные, удаленные, черновики), вложения, переадресация. 

Архив файлов: FTP.

Сетевые новости: UseNet.

«Мировая паутина»: WWW.

Поиск информации:  Gopher, WAIS, доска объявлений BBC.

Удаленный доступ: TelNet, MS Net Meeting, Media Ring (аудио-, видеоконтакт).

Адресная книга: Whous.

Словарь: Webster (английский язык).

Общение в реальном времени: ICQ, MS Chat, IRC (дискуссионные группы).

Группы новостей: News, Sci, Rec, Comp, NetWork News.

Радиовещание: Real Audio Player.

Телеконференции и Web-форумы.

 

Систематизация  законодательства:

- это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников;4

- деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.

Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:

    1. особый вид юридической деятельности;
    2. цель систематизации – это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
    3. систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
    4. объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
    5. научно обоснованная, унифицированная;
    6. в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение законодательства носило только характер неудачных попыток (со времён Соборного Уложения 1649 года до кодификационных работ под руководством Сперанского М.М. в 1826-1833 гг.).5,6,7 Отсутствие работы по приведению законодательства в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан;
    7. результатом систематизации является создание кодифицированных актов.

Итак, цель систематизации – создание системы законодательства. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм.

6. Автоматизированные  справочные правовые системы

Государственной Думы РФ и Совета Федераций

Федерального  Собрания.

В Аппарате Государственной  Думы РФ функционирует несколько структурных подразделений, обеспечивающих информатизацию. Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе, главным образом, в печатном виде: размножение и доставку депутатам всех документов в печатном виде. Работники этого же управления обеспечивают стенографирование заседаний Думы и ее распечатывание. 
Правовое управление Аппарата Государственной Думы обеспечивает координацию всей законотворческой работы. Работники этого управления взаимодействуют со всеми комитетами и комиссиями законодательного органа в части плановой подготовки законопроектов, организуют с ними вместе подготовку парламентских слушаний по отдельным проблемам правотворческой работы, проводят экспертизу законопроектов, в том числе лингвистическую, то есть проверку текста законопроекта с точки зрения языкознания и правил грамматики. В силу названных функций Правовое управление обеспечивается в автоматическом режиме всеми необходимыми информационно-технологическими средствами. 
Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию. 
Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы: 
-информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями; 
-автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий; 
-информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании; 
-распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов; 
-информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое; 
-электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования; 
-подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации. 
В аппарате Государственной Думы функционируют различные прикладные компьютерные программы и интеллектуальные информационные системы.  
Например, для лингвистической работы с текстами законопроектов работают различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др. В сетевом режиме все депутаты и ответственные работники Аппарата Государственной Думы РФ обеспечены различными базами данных, с помощью которых ведется непосредственная подготовка над законопроектами, электронные справочники, аналитические информационные системы («Планирование», «Статистика», «Законопроект», «Законодательство», «Регион», «Контроль» и др.).  
Законотворческая практика постоянно выдвигает новые формы применения ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг (процедура слежения) законодательного процесса.                                           Компьютерный мониторинг применяется с целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий. 
В базе системы находятся:                                                                                исходный вариант законопроекта, все остальные варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах;  
сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах (министерство, комитет), давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения.  
Кроме того, в память ЭВМ введены некоторые иные параметры - контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, в Совете Федерации, а также информация о реализации Президентом РФ права вето. 
Система выполняет следующие операции: ввод информации в базу данных, поиск и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации. 
В базе данных помещаются сведения об источнике опубликования и о месте хранения подлинника правового документа. Когда подлинник документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения фотокопии подлинного текста. 
Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы использует для: 
а) регистрации депутатов Государственной Думы; 
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок; 
в) подсчета голосов и определения результатов голосования. 
В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Результаты работы электронной системы оформляется протоколом.  
Автоматическую обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.  
Она обеспечивает: 
- ввод правовых и иных текстов документов; 
- поиск документов по различным реквизитам; 
- обработку и распечатывание; 
- доступ пользователей к документам; 
- и т.д. 
Система дает возможность пользователю создавать, хранить, обрабатывать и распространять документы в электронном и бумажном виде, контролировать исполнение поручений со стороны руководителей.

Информация о работе Информационные технологии в юридической деятельности